Вопрос 35. Взаимосвязь методологии и методики в социологических исследованиях общественного мнения.

Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных. Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательную и практически-прикладную задачи, формулирует вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Цели и задачи исследования формируют предпосылки для выбора конкретного способа изучения общ. Мн., а следовательно, метода. Наличие точных гипотез – предпосылка для использования традиционных методов, отсутствие – для оперативных.

Вопрос 36. Традиционные и оперативные способы изучения общественного мнения. Поиск операционального определения и основных измеримых характеристик общественного мнения.

Традиционные способы – углубленный аналитический опрос, экспресс-опрос, экспертный опрос. Оперативные – упрощенная процедура и с теоретической, и с методологической точки зрения, большая скорость проведения и предоставления результатов заказчику. Используются также в ситуациях, когда трудно сформулировать гипотезы.

Только в отечественной литературе - почти два десятка определений. Стержнем одних является фиксация субъекта и объекта общественного мнения, других - его нацеленность на решение имеющихся в обществе проблем, третьих - родовой связи общественного мнения и общественного сознания, четвёртых - его качественно - количественных признаков - распространенности, интенсивности. На эмпирическом уровне предлагается определять общественное мнение через: отношение, оценочные суждения или практические действия социальных общностей, в которых выражается их ответная реакция на различные факты, события или явления общественной жизни. Пример- отношение к кандидату, индикаторы – степень узнаваемости, уровень авторитетности, оценка нынешней деятельности и перспективности.

Вопрос 37. основные методы экспертной оценки, фокус-групп, углубленного интервью и др.).

1.Опросные методы:

· Традиционные анкеты;

· Экспресс-опросы;

· Телефонные опросы.

Интервьюирование.

· Обычное интервью;

· Глубинное интервью.

Глубинные интервью дают особый эффект, когда респондент имеет личное отношение к проблеме à лучшее углубление в предмет.

Преимущество: более статичный метод, не требует много респо-в, быстрота получения результатов.

Наблюдение.

Требуется большое количество наблюдений, не одно.

Под наблюдением подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.

Наблюдение может носить различный характер. Иногда наблюдатель самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам.

Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре. Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.

Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение классифицируется:

1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.

2) В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включенное) и простое (невключенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри”. В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны”, не вмешиваясь в события.

В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито.

Одна из модификаций включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.

3) По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной ситуации).

Фокус-группы.

Не требуют статистики. Этот метод особо эффективен как пилотажное исследование перед большим опросом. В ходе работы с фокус-гр может произойти выбраковка некоторых субъектов (либо неинтресная проблема, либо некоторые субъекты слабодоступны). Большое значение имеет опыт социолога, можератора.

Метод экспертной оценки.

Необходимо квалифицированно оценить полученные данные. Кол-во экспертов небольшое (2-3), главное – их квалификация.

Этот метод используется для оценки состояние, причин появления мнения, тенденций развития ОМ, оценки последствий влияния ОМ на принятие решений.

Метод анализа документов.

Применяется достаточно широко. Изуч личный док-ты (письма граждан), обществ док-ты (решения, декларации).

В случае больших массивов сходных документов используется контент-анализ (материалы прессы, законодательство, нормативные документы исполнительных органов власти).

Также применяются новые междсциплинарные методы изучения ОМ. Например, социальный эксперимент.

При использовании любых методов необходимо решить проблему надежности, репрезентативности, валидности, достоверности данных.

Вопрос 38. Применение новых междисциплинарных методов в исследовании общественного мнения.

Помимо основных методов изучения общественного мнения (опрос, наблюдение, контент-анализ, фокус-групп и др. ), существуют качественные междисциплинарные и психологические методы в исследовании общественного мнения (разновидности проективных методик и демоскопических интервью (напр. «железнодорожный» тест («представьте, будто с вами в одном вагоне едет женщина, которая считает, что Медведев – кросафчег»); также используются вербальные техники в групповых качественных социально-психологических методах; еще интересный метод – «готовность публичного признания мнения» («согласились бы вы носить значок с лицом Медведева на лацкане вашего смокинга, или предпочтете татуировку на груди с Путиным?»). В общем-то, на психологии «междисциплинарность» изучения общественного мнения ограничивается, потому что химические, медицинские и физические методики изучения сабжа в нашей стране официально не разрешены.

Наши рекомендации