Вопрос 32.Основные качества социальной информации для формирования зрелого общественного мнения.
1) полнота
2) Адекватность
3) Содержательность
4) Систематичность
5) системность
6) дифференцированность
7)оперативность
8) доступность
33. Понятие формальных и неформальных каналов передачи информации. Взаимосвязь общественного мнения со средствами массовой информации и коммуникации.
Основные средства (каналы) формирования ОМ— формальные:средства массовой информации, неформальные:межличностное общение. Еще есть устная пропаганда и политическая агитация, но они включают в себя и формальные и неформальные источники, а именновВстречи с избирателями; агитация в СМИ (телевидение, радио, газеты); наружная агитация (плакаты, баннеры, реклама); организация концертов, мероприятий.
Неформальные коммуникации возникают в процессе человеческого общения. Главное достоинство таких устных коммуникаций состоит в возможности быстрого и полного обмена информацией. К каналу неформальных коммуникаций можно отнести канал распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, в целях изменения ОМ для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа "только между нами". Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее, исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т.е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной. Согласно исследованию, 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой кампании. Люди склонны считать слухи менее точной информацией, поскольку реальные ее погрешности имеют более драматический характер и потому глубже впечатываются в память, чем каждодневная рутинная точность.
Общественные взгляды в большой степени подвержены влиянию извне. СМИ, в особенности электронные (радио, телевидение, глобальная сеть Интернет) за необычно короткий срок приобрели господство над человеческим сознанием. Они буквально окружили человека, поэтому очевидно, что именно они оказывают огромное влияние на сознание человека.
Как влияет СМИ? 1. именно СМИ дают возможность человеку узнать об обстановке в мире, получить самые свежие новости из любой части света. Естественно, что сам индивид не способен самостоятельно проверить данные факты на достоверность. Поэтому каждый из нас полагается на правдивость информации, любезно предоставленной журналистами. Выходит, что люди доверяют суждениям и оценкам происходящего средствами массовой информации. Тем самым, журналисты и некоторые заинтересованные личности имеют возможность манипулирования общественным сознанием и, в результате, движением народных масс.
2. СМИ нередко являются посредником, который формирует у граждан определенное политическое сознание. При помощи грамотного PR политические партии и их лидеры способны в значительной мере повлиять на ход и результат народного голосования.
СМИ имеют грандиозные возможности для сплочения людей ради определенного действия. Это своего рода та же пропаганда, только направленная чаще всего на интересы самого социума, а не властей. К примеру, нередко при помощи телевидения, радио и Интернета, мы узнаем об акциях в поддержку больных детей. Это является одной из положительных функций (а их достаточно много) средств массовой информации.
3. многое зависит от того, каким образом преподносится событие, с какой точки зрения журналист освещает тот или иной факт. От трактовки новости корреспондентом зависит отношение общества к данному явлению.
4. СМИ навязывают определенные поведенческие стереотипы, существенно влияющие на восприятие действительности как среднестатистических граждан, так и элиты общества. Они становятся некими ориентирами, указывающими «как делать надо» и «как не надо». К примеру, одним из таких «указателей» является мода.
Телевидение – наиболее мощный канал воздействия на человеческий разум и психику. Присутствие не только голоса, но и яркой «живой» картинки на экране – это, безусловно, то, почему телевидение сейчас наиболее популярно среди прочих электронных СМИ. Соответственно, оно имеет больше рычагов влияния на общественное сознание.