Вопрос 31. Влияние информированности населения на процесс формирования общественного мнения. Роль в этом процессе различных видов информации.
На формирование и выражение мнений помимо коренных, групповых интересов существенное влияние оказывает и такой фактор, как степень осознания отдельными членами общества своих интересов, уровень информированности населения по той или иной проблеме, деятельность органов управления по изучению и использованию общественного мнения, социальная оценка общественно-значимых событий. Посредством социальной оценки общественность устанавливает соответствие тех или иных событий и явлений выдвигаемым ими критериям, которые в большинстве случаев определяются объективным социальным положением человека в обществе. Социальные оценки различных явлений имеют разную степень рациональности. Например, оценочная деятельность подкрепляется эмоциями: радостью, враждебностью и т.д. Однако с течением времени эмоции ослабевают, и отношение к явлению, событию начинает реализовываться посредством сформировавшегося в обществе социального стереотипа. Важным моментом является то, что социальная оценка, выражающая одобрение или осуждение тех или иных событий, как правило, складывается на основе элементов знания, выступающего в форме информированности людей, т.е. обладания ими определенной совокупностью сведений, представлений о различных явлениях действительности. Информированность в данном случае понимается как набор проблем и сфер деятельности, по которым человек чувствует себя наиболее осведомленным. Именно в этом заключается специфика знания, содержащегося в общественном мнении. Эти знания позволяют общественности более или менее аргументировано отстаивать выраженную в их мнении точку зрения.
Для того чтобы общественность имела возможность адекватно оценивать происходящие в обществе явления и процессы, необходимо постоянно информировать население о происходящих в обществе важнейших социально-экономических и политических событиях. Такая информация является источником формирования важной характеристики общественного мнения – его компетентности.
Также необходимо отметить, что важным условием возникновения общественного мнения является наличие общественного интереса к тем или иным событиям. Это позволяет создавать и распространять информацию, способную привлечь внимание общественности к новой, общественно значимой проблеме, факту, явлению, новому подходу в оценке тех или иных уже имевших место явлений действительности и пр., что необходимо учитывать при осуществлении общего информирования населения о конкретном социальном явлении.
В ходе становления общественного мнения возникают определенные границы его распространения, и немалая роль в расширении этих границ отводится средствам массовой информации. Очень важно, чтобы при информировании населения о том или ином событии средства массовой информации способствовали повышению уровня компетентности населения по предмету обсуждения. Именно деятельность массово-информационных и пропагандистских источников влияет на выработку у людей определенных социальных установок, от которых зависит эффективность формирования общественного мнения.
Именно в этот момент происходит более интенсивная трансформация суждений и мнений, чему способствует межличностное общение.
Информированность населения существенным образом зависит от объективности содержания информации, распространяемой прессой, радио, телевидением и массовой устной пропагандой. Различные этапы формирования общественного мнения характеризуются как спецификой элементов содержания распространяемой информации, так и формами, способами подачи ее на газетной полосе, в радио- и телепередаче.
Если рассматривать особенности формирования общественного мнения через средства массовой информации, то необходимо отметить, что у каждого массово-информационного источника существует своя непосредственная аудитория, через которую он может воздействовать на общественность.Абсолютное большинство этих аудиторий входят одновременно в состав аудитории нескольких средств или источников массовой информации. Границы этих аудиторий достаточно подвижны и тесно связаны с источниками информации. Их взаимоотношения находятся в постоянной динамике и не только развиваются, но могут прерываться и вновь возобновляться, поэтому можно сказать, что сохранение стабильности аудитории, расширение ее состава является необходимым условием успешной реализации процесса формирования общественного мнения.