Вопрос 30. Особенности проявления общественного мнения в современной России и других странах
В ходе становления общественного мнения возникают определенные границы его распространения, и немалая роль в расширении этих границ отводится средствам массовой информации. Очень важно, чтобы при информировании населения о том или ином событии средства массовой информации способствовали повышению уровня компетентности населения по предмету обсуждения. Именно деятельность массово-информационных и пропагандистских источников влияет на выработку у людей определенных социальных установок, от которых зависит эффективность формирования общественного мнения.
Через средства массовой информации общественное мнение расширяет свои границы, тиражируется и транслируется, решая последовательно задачи по активизации общественного интереса к поставленной проблеме, дальнейшему становлению и достижению определенного уровня информированности населения. Именно в этот момент происходит более интенсивная трансформация суждений и мнений, чему способствует межличностное общение.
Информированность населения существенным образом зависит от объективности содержания информации, распространяемой прессой, радио, телевидением и массовой устной пропагандой. Различные этапы формирования общественного мнения характеризуются как спецификой элементов содержания распространяемой информации, так и формами, способами подачи ее на газетной полосе, в радио- и телепередаче.
Важным условием формирования общественного мнения является спорность и дискуссионность информации, которой располагает население. При решении задач, связанных с формированием или активизацией общественного интереса, первоочередное внимание должно уделяться публикации и передаче в эфир материалов, носящих дискуссионный характер. Это необходимо потому, что в поле внимания общественного мнения могут находиться только те вопросы и проблемы, по поводу решения которых еще существуют различия в оценках, мнениях и суждениях людей.
Становление и активизация общественного мнения также невозможно без личной заинтересованности человека в решении поднимаемой проблемы. Ставя перед собой цель привлечения внимания общественности к тому или иному вопросу, средства массовой информации и пропаганды, как правило, стремятся отразить в своих материалах значимость решения поставленной проблемы непосредственно для индивида, его семьи, детей, коллег по работе и т.п. Именно такая информационная направленность выступает как важный катализатор самого процесса формирования общественного мнения.
Если рассматривать особенности формирования общественного мнения через средства массовой информации, то необходимо отметить, что у каждого массово-информационного источника существует своя непосредственная аудитория, через которую он может воздействовать на общественность.Абсолютное большинство этих аудиторий входят одновременно в состав аудитории нескольких средств или источников массовой информации. Какой-либо изолированной аудитории, причастной только к одному средству, просто не существует. Границы этих аудиторий достаточно подвижны и тесно связаны с источниками информации. Их взаимоотношения находятся в постоянной динамике и не только развиваются, но могут прерываться и вновь возобновляться, поэтому можно сказать, что сохранение стабильности аудитории, расширение ее состава является необходимым условием успешной реализации процесса формирования общественного мнения.
Роль общественного мнения трудно переоценить. В тоталитарном обществе оно выступает в качестве демократического атрибута, ничего в действительности не значащего. В демократическом обществе на нем держится и через него непосредственно проявляется демократия. Но специфика общественного мнения такова, что оно в значительной степени подвержено воздействию и манипулированию и не всегда адекватно отражает объективную ситуацию в области политики, экономики и общества.
Эту особенность общественного мнения необходимо учитывать в организации работы с общественностью, что позволит избежать его преднамеренной деформации, способной привести к возникновению в обществе неправильных стереотипов и оценок поведения, установлению негативных традиций, искажению моральных ценностей, иначе говоря, к одобрению того, что аморально, и неодобрению того, что соответствует нормам морали и права.