Возникновение социологии. Основные этапы развития социологии
Проблемы развития общественной жизни волновали человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали еще древнегреческие философы Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.). Однако самостоятельное развитие социологии началось гораздо позднее. Дело в том, что многие науки в период своего формирования существовали не отдельно, а в рамках философии. Они выходили из-под её крыла постепенно, по мере того, как накапливали объем знаний и специализировались на определенной сфере исследований. Так было и с социологией, которая на самостоятельную дорогу развития вышла лишь в 30 – 40-е гг. XIX в. а в XX в. процесс специализации и отраслевого деления пошел уже внутри самой этой науки. Появились такие её отдельные направления, как социология труда, экономическая социология, социология семьи и другие.
Возникновение социологии связывают с именем французского философа Огюста Конта(1798-1857), который ввел в употребление и сам термин «социология». Конт был активным популяризатором наук и точного знания и призывал социологов исследовать общество строго на научной основе. Однако не все согласились со столь однозначным подходом. И поэтому позднее в методологии обществоведения выявились два конкурирующих направления позитивизм и антипозитивизм.
Позитивизм | Антипозитивизм |
методы познания общества те же, что и у наук о природе | у социологии свои особые методы познания |
объективное и доказательное объяснение социальных процессов | индивидуальный подход и понимание мотивов действий людей |
объясняющая социология | понимающая социология |
Суть основанного Контом позитивизма (от лат. pozitivas- положительный) можно свести к следующему. Социологией не следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактным бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно – такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют активные законы, подобные природным законам. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных» наук – биологии, анатомии и др. Она должна применять те же познавательные средства и методы и быть столь же конкретной и доказательной, как они.
Таким образом, позитивисты выступали за построение ОБЩЕСТВОзнания по модели ЕСТЕСТВОзнания, за объективное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая «объясняющая социология», по их мысли, должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.
Иной подход к науке об обществе проявили сторонники антипозитивизма и так называемой «понимающей социологии». Основоположником последней был немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер (1864-1920). Он и его последователи выступили за исследование социальной жизни на основе её понимания и допустимости субъективных оценок.
Они не согласились с унификацией наук: науки о природе – это одно, а наука об обществе – другое. Социология должна применять свой особый метод познания. Природные явления объективны и существуют независимо от сознания и воли людей. Они более «стандартны» и поэтому более подходят для точных измерений естественнонаучными методами и для обобщающих вводов. Общество же – результат человеческих действий, культурный продукт, постоянно изменяемый и совершенствуемый людьми. Оно состоит из во- многом неповторимых личностей, что требует индивидуализированных подходов и проникновенного понимания. В то же время полученные на основе такого понимания данные могут проверяться с помощью методов точных естественных наук.
Так, например, с помощью естественнонаучных методов можно провести физико-химический анализ красок на полотне художника. Но представления о культурном смысле картины и идеях автора эти методы не дадут. Или пример из техники: пассажирский самолет и бомбардировщик (с точки зрения точных наук) в принципе устроены одинаково, но их социальные функции совершенно различны. И определить это способна лишь «понимающая социология».
Центром социологической мысли в XIX в. была Западная Европа. Помимо Конта и Вебера наиболее значительный вклад в развитие социологии в этот период внесли немецкий мыслитель-обществовед Карл Маркс (1818-1883), английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903) и французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Эти ученые искали ответы на самые разнообразные обществоведческие вопросы:
¨ что и как должна изучать социология,
¨ каковы пути развития общества,
¨ как регулировать отношения в нем,
¨ что определяет социальное поведение человека и т.д.
При этом у каждого из них был свой «исследовательский конек», своя «теоретическая изюминка».
Ключевые идеи лидеров западноевропейской социологии XIX в.- начало XX в.:
Имя ученого | Годы жизни | Страна | Основные идеи |
Огюст Конт | 1798-1857 | Франция | Ø основатель социологии и позитивизма; социология должна быть точной наукой |
Карл Маркс | 1818-1883 | Германия | Ø задача ученых не только объяснять, но и изменить мир – путем революции |
Герберт Спенсер | 1820-1903 | Англия | Ø путь развития обществ - эволюция, т.е. постепенное и естественное движение |
Эмиль Дюркгейм | 1858-1917 | Франция | Ø задача социологии - строгое и объективное изучение социальных факторов |
Макс Вебер | 1864-1920 | Германия | Ø основатель «понимающий социологии»; сторонник идеи всеобщей рационализации |
Так, Дюркгейм полагал, что социологическое познание должно быть направлено не на сознание и поведение отдельных индивидов, а на изучение так называемых социальных фактов, которые стоят над каждым из членов данного общества.
Среди «изюминок» Карла Маркса – страстный призыв к ученым не только объяснять мир, но и изменить его. Причем главным средством такого изменения должна стать революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) – крутая ломка и всеохватывающий, принудительный переворот в жизни общества. Только так и через уничтожение одного класса (буржуазии) другим (пролетариатом) можно, по мнению Маркса, разрешить противоречия в обществе.
В противоположность этому главной идеей Спенсера в отношении изменений в обществе была эволюция (от лат.evolutio развертывание) – процесс постепенного, плавного и естественного развития человеческих обществ, подобно тому, как это происходит тысячелетиями у живых организмов в природе.
Наконец, среди ключевых мыслей Макса Вебера – идея всеохватывающей рациональности (от лат. rationallis – разумный), т.е. разумно организованной, целесообразной жизни. Это предполагает
¨ (а) рациональное, предельно эффективное хозяйствование;
¨ (б) рациональную бюрократию, т.е. хорошо отлаженное управление обществом;
¨ (в) рациональное право – четкие и действенные нормы и правила, регулирующие отношения между людьми;
¨ (г) рациональную религию (протестантизм), воспитывающую в людях трудолюбие, бережливость, скромность, честность, аккуратность и т. д.
В XX в. более плодотворно социология развивалась в Соединенных Штатах Америки. Причем если в Европе она шла вперед благодаря инициативе и энтузиазму отдельных ученых, то исследования американцев с самого начала были хорошо организованы, финансированы и стали составной частью университетского образования. Широкое использование математики и статистики, методов моделирования и эксперимента сделали социологию в США точной наукой.
Яркий пример успеха социальных исследований в этой стране – работа всемирно известного Американского института общественного мнения, или Института Гэллапа. Созданный в 1935 г. журналистом и статистическим аналитиком Джорджем Гэллапом (1901-1984) для изучения настроений избирателей в преддверии президентских выборов 1936 г., этот институт сегодня поводит исследования по самым разным вопросам и во всех развитых странах мира. Его данные не только оперативны и точны, но и заметно влияют на общественное мнение.
Особенно примечательно, что главные усилия американских ученых всегда фокусировались на решении практических задач:
· каковы мотивы поведения людей;
· как лучше осуществлять социальный контроль и управление;
· как преодолевать конфликты и поддерживать стабильность общества;
· как обеспечивать дух сотрудничества людей в производстве, рост производительности труда, повышение благосостояния граждан и т.п.
Система Тейлора или тейлоризм. Своим названием эта система обязана американскому инженеру и исследователю Фредерику Teйлору (1856-1915). Тщательно проанализировав производство, Тейлор пришел к выводу, что оно зачастую недостаточно эффективно, т. к. рабочие проявляют пассивность, лень и «работу с прохладцей». Чтобы исправить положение, исследователь впервые разработал систему научной организации труда (НОТ) и рационального управления производством (менеджмента).
· Система НОТ, в частности, предусматривала подробный анализ трудовых операций, устранение лишних и неловких движений, определение оптимальных приемов труда и отработку их до автоматизма, строгую регламентацию всего рабочего цикла, чередование элементов труда и отдыха и т. д.
· Рационализация управления, в свою очередь, предполагала осуществление (а) жесткой дисциплины и контроля на предприятии, (б) правильного подбора и расстановки кадров, (в) системы повышения квалификации и служебного продвижения работников, (г) принципа их материальной заинтересованности в производстве на основе дифференциации (т. е. установления на разном уровне) зарплаты по результатам труда и других мер.