Семинарское занятие 13: «Программирование, моделирование и прогнозирование в социальном управлении»

1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия:

1. Моделирование в социальном управлении.

2. Программирование в социальном управлении

3. Прогнозная деятельность в социальном управлении.

Самостоятельная аудиторная работа

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая Конспектирование лекции Наличие конспекта
Групповая - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций)

Самостоятельная внеаудиторная работа

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы) Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. Проверка конспектов
   
   
2. Индивидуальная. Поиск и обзор литературы по теме. Проверка конспектов.

Перечень заданий для самостоятельной работы.

1. Назовите и охарактеризуйте этапы развития социального планирования. Какие методы социального планирования вы знаете?

2. Охарактеризуйте показатели социального планирования.

3. В чем сущность социального проектирования и его место в социальном управлении?

4. Каковы основные требования к социальному проектированию и его ограничения? В чем состоят методы социального проектирования?

5. Назовите основные этапы социального проектирования.

6. Охарактеризуйте сущность социального программирования. Предоставьте классификацию социальных программ.

7. Охарактеризуйте алгоритм социального программирования.

Основная литература: 1,3,4.6. Дополнительная 2.

Тема 3.3 Актуальные вопросы социального управления

Лекция 12.«Актуальные вопросы социального управления».

План лекции:

12.1. Инновационные процессы в управлении

12.2. Управленческая деятельность в сфере связи с общественностью.

12.3 Социальное партнерство и патернализм в системе социального управления

Литература 3,4. Дополнительная 8.

Семинарское занятие 14: «Социальные конфликты в управлении»

1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия:

1. Конфликтные парадигмы в социальном управлении.

2. Социальные конфликты и социальное согласие как компоненты управления.

3. Управление социальными конфликтами.

Самостоятельная аудиторная работа



№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая Конспектирование лекции Наличие конспекта
Групповая - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций)

Вариант1.Деловая игра «Козёл отпущения». Цель игры – формирование навыка правильного поведения и выхода из конфликтных ситуаций.

Версия 1. «Волк и ягнёнок».

Версия 2. «Начальник и подчиненный»

Вариант2.Деловая игра «Кризис»- жесткая конфликтная игра, в которой конфликт между участниками обостряется до кризиса с непредсказуемыми последствиями, из которого надо найти удовлетворяющий выход.

Самостоятельная внеаудиторная работа

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы) Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. Проверка конспектов
   
   
2. Индивидуальная. Поиск и обзор литературы по теме. Проверка конспектов.

Литература 3,4. Дополнительная 8

Семинарское занятие 15: «Информационное и коммуникационное обеспечение социального управления»

1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия:

1. Коммуникации в социальном управлении.

2. Информационное обеспечение социального управления.

Самостоятельная аудиторная работа

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая Конспектирование лекции Наличие конспекта
Групповая - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций)


Деловая игра «Претендент».Позволяет понять особенности восприятия информации нашим сознанием и формирования ответных сигналов на полученные в виде эмоциональных и поведенческих реакций, решений и действий, определяющих ход и результаты делового общения между партнерами.

Тренинг «Девичья память».Позволяет оценивать собственную способность запоминать информацию.

Тренинг «Новичок».Ориентирует деловое общение на восприятие и усвоение большого объема служебной информации.

Самостоятельная внеаудиторная работа

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы) Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. Проверка конспектов
   
   
2. Индивидуальная. Поиск и обзор литературы по теме. Проверка конспектов.

Перечень заданий для самостоятельной работы.

1. Раскройте понятие «инновация».

2. Определите основную задачу инновационной деятельности.

3. Определите виды наиболее существенных рисков инновационных проектов.

4. Назовите формы государственной поддержки инноваций.

5. Как осуществляется формирование общественного мнения?

6. Определите структуру общественного мнения.

7. Охарактеризуйте субъекты и объекты общественного мнения.

8. Какие управленческие функции выполняют связи с общественностью?

9. Дайте определение понятия «коммуникация».

10. Что представляет собой коммуникация как процесс?

11. Определите элементы коммуникации

12. Что такое коммуникативные сети организации?

13. Какие существуют подходы к исследованию коммуникативных процессов?

14. Назовите и кратко раскройте модели коммуникативных процессов.

15. Назовите виды и определите причины коммуникативных искажений.

16. Что такое информация?

17. Что такое социальная информация?

18. Какие требования предъявляют к управленческой информации?

19. Какую роль в наши дни играют информационные технологии в управлении?

Литература 3,4. Дополнительная 8.

Самостоятельная аудиторная работа по разделу / теме учебной дисциплины: «Социология управления»

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
  Общая(единое задание для каждого студента)      
Раздел 1 Тема 1.1 Социология управления как наука Тема 1.2. Социальное управление и его сущность Тема 1.3 Эволюция социальной управленческой мысли Тема 1.4 Управленческие отношения. Методы социального управления   Работа на лекции, составление плана лекции, проработка, дополнение конспекта рекомендованной литературой: - участие в работе семинара; - выступление на семинаре с докладом, рефератом, подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий; - самостоятельное решение ситуационных задач; - контрольная работа, проверочная работа - тест - письменное выполнение Проверка конспекта лекции Опрос. Представление доклада, реферата. Проверка конспекта. Сверка ответов. Проверка контрольной работы. Проверка теста.
  Групповая    
Раздел 2 Тема 2.1 Управление в социальной организации Тема 2.2 Организационная культура Тема 2.3 Управление социальным поведением Деловая игра. - Коллективное обсуждение докладов, рефератов; - работа в малых группах. Представление рефератов Проверка ситуационных задач. Проверка ситуаций. Представление докладов.
  Индивидуальная    
Раздел 3 Тема 3.1Управленческое решение: сущность и обеспечение Тема 3.2 Планирование, проектирование, программирование, моделирование и прогнозирование в социальном управлении Написание реферата по заданной проблеме. Поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса. Выполнение ВКР. Подготовка тематических обзоров по периодике. Представление рефератов. Представление индивидуального задания. Проверка ВКР. Представление обзоров.

Самостоятельная внеаудиторная работа по разделу / теме учебной дисциплины: «Социология управления»

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчетности
  Общая(единое задание для каждого студента)        
Раздел 1 Тема 1.1 Социология управления как наука Тема 1.2. Социальное управление и его сущность Подготовка конспектов, выступление на семинаре 2-я неделя семестра Проверка конспектов и рефератов
Тема 1.3 Эволюция социальной управленческой мысли Реферирование литературы 3-я неделя семестра Доклад.Проверка реферата
Тема 1.4 Управленческие отношения. Методы социального управления Конспектирование 4-я и 5-я неделя семестра Конспект
  Индивидуальная      
Тема 2.1 Управление в социальной организации Изучение материала вынесенного на самостоятельную работу 4-я и 5-я неделя семестра Проверка материала
Тема 2.2.Организационная культура Подготовка к семинарским занятиям В течение занятия проведенного по данной теме Доклад
Раздел 2 Тема 2.3 Управление социальным поведением Подготовка к контрольной работе В течение занятия проведенного по этой теме Проверка контрольной работы
Раздел 3 Тема 3.2 Планирование, проектирование, программирование, моделирование и прогнозирование в социальном управлении. Написание реферата по заданной проблеме 12 неделя семестра Реферат
  Подготовка к экзамену В течение всего семестра Результаты экзамена

Методические рекомендации по самостоятельной работе.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Социология управления» призвана, как закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, так и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы и умения организовывать своё рабочее время.

К самостоятельной работе студента по дисциплине «Социология управления» относится:

ü подготовка к практическим занятиям;

ü повторение лекционного материала;

ü написание реферата, эссе;

ü подготовка к экзамену.

При выполнении самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографическом списке, и познакомиться с публикациями в периодических научных и специализированных изданиях: «Социологические исследования», «Чиновникъ» и др.

Студенту необходимо творчески переработать самостоятельно изученный материал и представить его для отчета в форме рекомендаций, таблиц, рисунков, докладов и т.д.

Все виды самостоятельной работы и планируемые на них затраты времени в часах предусматриваются исходя из того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции или изучая материал на практических занятиях, а по всем недостаточно понятным вопросам он обращался к преподавателю во время консультаций.

В случае пропуска лекций и практических занятий студенту потребуется сверхнормативное время на освоение пройденного материала.

Указанное в методическом плане время самостоятельной работы соответствует именно рабочему, с достаточным уровнем назначения времени, без отвлечения и пустых трат времени.

Для подготовки к практическим занятиям нужно рассматривать контрольные вопросы, обращаясь к лекционному материалу и рекомендуемой учебной и периодической литературе, записать непонятные вопросы, моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии, подготовить материалы для выполнения практических заданий.

Примерная тематика рефератов (эссе) и рекомендации по их написанию

1. Управление: манипуляция и актуализация – границы, различие, применение

2. Основная проблематика исследования социологии управления на региональном уровне

3. Субъекты региональных социально-экономических отношений и региональная политика.

4. Социальные интересы региона

5. Социологическое обеспечение обратной связи в массовых коммуникациях

6. Управление как социальное явление.

7. Отечественные школы исследования управления.

8. Становление социологии управления в России.

9. Современные социальные проблемы муниципального управления.

10. Управление в контексте глобальных проблем современности.

11. Перспективы управления в условиях кризисного общества (на примере российского общества).

12. Нравственные основы управленческой деятельности.

13. Принципы социального управления.

14. Студенческие строительные отряды как субъект реализации государственной молодежной политики.

15. Связи с общественностью как коммуникативная технология управления.

16. Организационный конфликт: сущность и способы его разрешения.

17. Формирование здорового образа жизни руководителя.

18. Управление социальными ресурсами региона

19. Управленческая команда.

20. Моделирование как метод изучения процессов управления.

21. Формирование социального потенциала современной российской молодежи

22.Управление социальным обслуживанием семьи: социологический аспект.

23. Практики манипулирования общественным мнением в государственном управлении.

24. Возможности и границы государственного принуждения в современном российском обществе.

25. Развития социального партнерства как механизма регулирования социально-трудовых отношений.

26. Трудовые конфликты как объект социального управления (социологический аспект).

27. Социальные коммуникации в управлении организацией.

28. Практика борьбы с бедностью в российском обществе: историко-социологический взгляд.

29. Российская модель управления.

30. История и перспективы самоуправления в российских муниципалитетах.

Методические рекомендации по написанию рефератов

В целях более глубокого изучения той или иной учебной дисциплины «Социология управления», а также в качестве отработки пропущенного материала студенты готовят реферат.

Общая структура реферата включает в себя следующиеразделы:

1. Титульный лист;

2. Содержание;

3. Введение;

4. Основное содержание;

5. Заключение;

6. Библиографический список.

При выполнении реферата использовать следует не менее 8-10 источников. Объем реферата предполагается 15-20 страниц.

Методические рекомендации по написанию эссе

1. Небольшой объем – 5 страниц машинописного текста (А-4 через 1,5 интервала).

2. Конкретная тема и ее субъективная ее трактовка. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль, развивает ее.

3. Свободная композиция - важная особенность эссе. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок.

4. Непринужденность повествования. Важно установить доверительный стиль общения с читателем, избегать намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений.

5. Склонность к парадоксам. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

6. Внутреннее смысловое единство, где выражена личностная позиция автора.

7. Ориентация на разговорную речь. Но при этом необходимо избегать употребления сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Основная литература:

1. Граждан, В.Д. Социология управления. Учебник [Текст] /В.Д. Граждан. – М. – КНОРУС, 2008. – 512 с.

2. Клементьев, Д.С. Социология управления: учеб. пособие[Текст] / Д.С. Клементьев.- М.:Изд-во МГУ, 2010.- 240 с.

3. Кравченко, А.И. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. – 4-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 2008. – 983 с. – (Gaudeamus)

4. Курис, М.Ю. Социология управления в контексте социального управления: имена, теории, понятия [Текст]: учебное пособие /М.Ю. Курис. - Киров: ВятГГУ, 2011. – 252 с.

5. Тихонов, А.В. Социология управления. Теоретические основы /Издание 2-е, доп. и пераб. /А.В. Тихонов. «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.-472 с.: ил.

6. Тощенко, Ж.Т. Социология управления. Учебник [Текст] / Ж.Т. Тощенко. - М.: 2011.

Дополнительная литература:

1. Аксененко, Ю.Н. Социология и психология управления. / Ю.Н. Аксененко, В.П. Каспарян, С.И. Самыгин, И.О. Суханов. - Ростов н/Д, 2001. – 512 с.

2. Атаманчук, Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. [Текст] /Г.В. Атаманчук. – М.: ОАО «НПО «Экономика» 2000. 302 с. – (Энциклопедия управленческих знаний).

3. Бабосов, Е.М. Социология управления. Учебное пособие для студентов вузов. [Текст] /Е.М. Бабосов. – 5-е изд. Мн., 2006. - 288 с.

4. Горшков, М. К. Прикладная социология: методология, методы: Учебное пособие [Текст] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М., 2009. – 416 с.: ил.

5. Зборовский, Г.Е. История социологии. [Текст] /Г.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2004. 608 с.

6. Зборовский, Г.Е. Социология управления. [Текст] / Г.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2008. 270с.

7. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде. Учеб.пособие. [Текст] /Т.П. Галкина. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 224 с.: ил.

8. Kрейнер, С. Ключевые идеи менеджмента: Пер. С англ. [Текст] /С. Крейнер. – М.: ИНФРА-М, 2002. – XVIII, 347 с.

9. Ксенофонтова, Х.З. Социология управления: учеб.пособие [Текст] /Х.З.Ксенофонтова.- М.: Кнорус, 2010.-288 с.

10. Лаздовский, Б.Б. Основы социологии управления: учебное пособие. /Б.Б. Лаздовский. – Изд. 2-е, испр. и доп. /ГОУВПО СПбГТУРП. – СПб., 2010. – 78 с.

11. Николаев, А.А. Социология управления: учеб.пособие [Текст] / А.А. Николаев-М.: ИНФРА-М, 2011.- 272 с.

12. Прохоров, А.П. Русская модель управления [Текст] /А.П. Прохоров - М., 2006

13. Социология управления: учебник [Текст] / под ред. В.Э. Бойкова. Издательства: РАГС, 2006. - 336 с.

14. Социология труда: учебник / под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. — М.: Изд-во МГУ, 1993. - 368 с.

15. Сергейчук, А.В. Социология управления: Учебник [Текст] /А.В. Сергейчук. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. – 240 с.

16. Удальцова, М.В. Социология управления. Уч. пособие. [Текст]. /М.В. Удальцова. - М.-Новосибирск, 2003. – 144 с.

17. Фролов С.С. Социология организаций. Учебник. [Текст]. /С.С. Фролов. - М.: Гардарики, 2001. - 384 с.: илл.

18. Шевелев, В.Н. Социология управления: Учебное пособие для высшей школы. [Текст] /В.Н. Шевелев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 352 с.

Наши рекомендации