Каково место сознания и познания в социальном управлении?

Социальное управление основывается на сознательной деятельности индивидов. Грань, отделяющая человека от животных, выводит механизм психофизиологической регуляции на качественно иной уровень общественной детерминации. На основании многочисленных экспериментальных исследований доказано, что в реальной обстановке человек действует не по вероятностным законам нервной деятельности биологических организмов, а вопреки им.

При социальном управлении не преследуется цель жестко запрограммировать все без исключения виды деятельности человека. Напротив, общество стремится предоставить личности свободу сознательно выбирать и проявлять свою творческую инициативу. Этим обусловлена не только корректировка программы функционирования в сфере управления, но и ее изменения в определенных жизненных ситуациях.

Эффективность социального управления зависит, в конечном счете, от того, насколько качественно работает человек-управляющий, насколько обоснованы принимаемые решения, насколько высоки его организаторские способности, действен контроль за выполнением решений. Но при этом следует помнить и то, что эффективность социального управления в не меньшей степени зависит и от человека управляемого, от того, насколько близки и понятны ему управленческие решения, формы стимулирования, методы организации и контроля, насколько ответственно и творчески он относится к делу, которое ему поручено.

Эффективность социального управления зависит от научного и технического оснащения человека, органов управления. Тенденция здесь такова, что по мере прогресса науки и техники последние берут на себя определенную, причем все более значительную часть технологии управленческой работы. Вместе с тем эта тенденция не дает ни малейшего повода к утверждению о вытеснении человека из сферы социального управления. Оно всегда представляло и будет представлять рационально-целесообразную, осознанно-творче­скую деятельность человека, использующего все более научные
и технические средства.

Социальное управление всегда было, есть и останется в принципе прерогативой человека. Его эффективность в определяющей степени зависит от отлаженности связей, взаимодействий управляющих и управляемых людей, от их взаимного понимания, стремления успешно решать стоящие перед ними задачи и достигать поставленных целей.

Личность в процессе управления включена в систему формальных и неформальных отношений. Достоинство формальных отношений – это нейтральность, отсутствие «сугубо личной» заинтересованности, эмоциональной окраски: «удобно – не удобно», «жалко – не жалко».

Среди неформальных отношений выделяют симпатии и антипатии. Данные социологических исследований свидетельствуют, что успех в решении практических задач управления более чем на 50% зависит от умения субъекта управления наладить контакты с людьми.

Внешними социокультурными факторами, которые влияют на неудовлетворенность работой, выступают: способ управления, политика организации, деятельность администрации, условия труда, характер межличностных (субъект-субъектных) отношений в коллективе, на конкретных рабочих местах; заработок, неуверенность или, напротив, уверенность в стабильности работы, влияние трудовой деятельности на личную жизнь людей и т.п.

Внутренними, наиболее существенными компонентами, определяющими активность, направленность и качество участия людей в работе в целом, в социальном управлении – в частности, являются потребности человека. В качестве мотиваторов детерминант человеческого поведения и действия А. Маслоу выделяет следующие:

1. Биологические потребности (жажда, голод, сон, сексуальные).

2. Потребность в безопасности.

3. Социальные потребности: любовь, принадлежность к определенной социальной группе.

4. Потребность в уважении (успех, статус, самоуважение).

5. Потребность в самоуважении.

Наиболее сильно осознанная потребность определяет поведение человека до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная потребность уже не является фактором мотивации индивидуального поведения. Первая и вторая группы потребностей – первичные потребности. Удовлетворение их является начальным моментом в жизнедеятельности, отодвигающим временно или постоянно возникновение потребностей более высокого уровня, например, голод отодвигает удовлетворение потребности в уважении
и т.д. Если одновременно у человека существуют два сильных желания (осознанные потребности), то доминируют, как правило, потребности более низкого уровня. Сложившаяся ситуация и условия конкретного бытия влияют на характер доминирования потребностей, способ их удовлетворения. В одних и тех же ситуациях у людей могут быть в наличии разные потребности. Для процессов социального управления существенно то, что сознательно-направлен­ное развитие личности связано с удовлетворением потребностей
в уважении и самовыражении, которые могут определять в действительности проявление и содержание потребностей низшего уровня.

Руководитель, ориентированный на конечные результаты деятельности, ищет решения задачи в соответствии с технологическими принципами и вознаграждает работников за превышение предписанных результатов.

Руководитель, ориентированный на человека, прежде всего заботится о людях, учитывает не только конечные, но и промежуточные результаты, стремится к повышению производительности труда путем совершенствования человеческих отношений. Он делает упор на координацию (согласование) действий, на взаимопомощь, на максимальное участие работников в делах предприятия, поощряет профессиональный рост, инициативу. Управлять во многом означает способствовать успехам других.

Рациональность, безусловно – предпосылка, условие и результат процесса социального управления. Однако не всякое управленческое решение обосновывается разумом и зависит от проявления рациональности. Милосердие, к примеру, как содержательный момент подготовки и принятия управленческого решения по своей сути для руководителя любого ранга иррационально, но оно – одна из необходимых, основных черт деятельности руководителя.

Рациональность в социальном управлении – это не «чистый разум», а единство разумно-понимающего с эмоционально-воле­вым. Важны не только вербальное общение и обмен информацией на этом уровне, так как в современных условиях особую значимость приобретает и невербальное общение (жест, мимика, поза и т.д.) управляющих и управляемых.

Сознание личности некорректно отождествлять с интеллектом. Оно – сплав мышления, чувств и воли. Сознание есть своеобразное отношение человека к обстоятельствам жизни, к другим людям
и к самому себе. Самосознание – это момент целостного развития личности в качестве субъекта труда, общения, познания и социальной управленческой деятельности.

Разумное сознание человека, будучи сложным многоуровневым образованием, выступает интегральной способностью саморегуляции жизнедеятельности личности. Специфика формирования личности и участие ее в управлении тесно связаны с возникновением и развитием потребности индивида в прояснении своего «я»
и уяснении смысла общественной и личной жизни.

Абстрактно-рациональный подход к формированию смыслообразующей сферы деятельности (что часто происходит на практике) существенно тормозит ныне переход российского общества на путь рыночной экономики, снижает эффективность государственного
и муниципального, производственного управления процессами. Собственно отношение человека к происходящим событиям в стране
и мире в форме социальной деятельности и поведения, когда
на практике происходит реализация сущностных сил человека, является объективным основанием личностного смысла жизни и деятельности человека. В этой связи небезынтересно отметить, что
в когнитивной модели, обобщенно описывающей механизмы принятия человеком решений, выделяются три базисных компонента: представления о мире, ценности субъекта и представления его
о том, чем он располагает в мире. Если исходить из того, что ценности как существующие в обществе основополагающие нормы жизни являются общими для всех членов общества и руководят их поведением, то, на наш взгляд, именно это убедительно свидетельствует, что личностный смысл жизни есть существенный конституирующий элемент жизненной позиции человека в качестве участника социально-управленческой деятельности.

Личностный смысл жизни может быть представлен в качестве элемента индивидуального сознания, выполняющего регулятивную функцию, прежде всего по достижению целей в жизнедеятельности человека. Смысл жизни человека заключается в материальной и духовной культуре общества, а затем уже в виде значения и цели становится достоянием личности и регулятором ее участия в процессах социального управления. Цель становится руководством к действию, и она получает свое организационное оформление в управленческих решениях. Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей, т.е. и управление производством должно быть социальным, социально ориентированным.

Личностный смысл жизни следует определять в форме субъективного, основанного на опыте видения места и предназначения человека в мире, результате усвоения культурно-национальных традиций, овладения общечеловеческими ценностями и свободного выбора путей реализации этого приоритетного смысла на практике, в социальной управленческой деятельности.

Самоответственность, самоотношения, самодисциплина – важные содержательные компоненты процесса формирования личностного смысла жизни. Одним из критериев, по которому допустимо судить об уровне развития и понимания смысла жизни, является характер личностной дисциплины в ходе общения с людьми, в практике управленческой деятельности. К примеру, если позиция японского рабочего выражается вопросом «чем я могу помочь», позиция американского рабочего чаще всего характеризует отговорка «это не мое дело».

Усвоение принципов и овладение методами менеджмента вообще, вне органической связи с процессами формирования личностного смысла жизни для практики социального управления, как свидетельствует опыт современного реформирования России, малоэффективное занятие. В каждую историческую эпоху менеджмент – детище и часть национальной культуры, а потому простое копирование западноевропейских и американских способов управления ни к чему дельному не приведет. В этом аспекте весьма показателен пример Японии, умело соединившей достижения западного менеджмента с ценностями национальной культуры и особенностями менталитета народа, достигшей поразительных результатов в развитии науки, технологии, промышленности, в обеспечении высокого жизненного уровня населения.

Активность и результативность управленческих решений
в значительной степени зависит от зрелости индивидуального сознания, от понимания личностью разумной цели, ради которой ей предстоит действовать и добиваться конечного результата.

Наши рекомендации