Комплект заданий для коллоквиума (часть III)
Примерные вопросы, задания, включенные в коллоквиум:
1. Программатика политических идеологий в контексте цивилизационного подхода.
2. История политических партий и идеологических течений европейских стран.
3. Особенности партий и идеологий в США.
4. Особенности идеологий и партийных систем в странах Азии.
5. Положение и место идеологий в странах Латинской Америки.
6. Место идеологий и особенности партийно-идеологического формирования в России.
7. Идеологические векторы в программатике современных российских партий.
Методические указания по подготовке к коллоквиуму:
Коллоквиумом называется собеседование преподавателя и студента по заранее определенным контрольным вопросам. Целью коллоквиума является формирование у студента навыков анализа теоретических проблем на основе самостоятельного изучения учебной и научной литературы. На коллоквиум выносятся крупные, проблемные, нередко спорные теоретические вопросы. От студента требуется:
- владение изученным в ходе учебного процесса материалом, относящимся к рассматриваемой проблеме;
- знание разных точек зрения, высказанных в научной литературе по соответствующей проблеме, умение сопоставлять их между собой;
- наличие собственного мнения по обсуждаемым вопросам и умение его аргументировать.
Коллоквиум - это не только форма контроля, но и метод углубления, закрепления знаний студентов, так как в ходе собеседования преподаватель разъясняет сложные вопросы, возникающие у студента в процессе изучения данного источника. Однако коллоквиум не консультация и не экзамен. Его задача добиться глубокого изучения отобранного материала, пробудить у студента стремление к чтению дополнительной социологической литературы.
Подготовка к коллоквиуму.
Подготовка к коллоквиуму начинается с установочной консультации преподавателя, на которой он разъясняет развернутую тематику проблемы, рекомендует литературу для изучения и объясняет процедуру проведения коллоквиума. Как правило, на самостоятельную подготовку к коллоквиуму студенту отводится 3-4 недели. Методические указания состоят из рекомендаций по изучению источников и литературы, вопросов для самопроверки и кратких конспектов ответа с перечислением основных фактов и событий, относящихся к пунктам плана каждой темы. Это должно помочь студентам целенаправленно организовать работу по овладению материалом и его запоминанию. При подготовке к коллоквиуму следует, прежде всего, просмотреть конспекты лекций и практических занятий и отметить в них имеющиеся вопросы коллоквиума. Если какие-то вопросы вынесены преподавателем на самостоятельное изучение, следует обратиться к учебной литературе, рекомендованной преподавателем в качестве источника сведений.
Коллоквиум проводится в форме индивидуальной беседы преподавателя с каждым студентом или беседы в небольших группах (3-5 человек). Обычно преподаватель задает несколько кратких конкретных вопросов, позволяющих выяснить степень добросовестности работы с литературой, проверяет конспект. Далее более подробно обсуждается какая-либо сторона проблемы, что позволяет оценить уровень понимания. По итогам коллоквиума выставляется дифференцированная оценка по пятнадцатибалльной системе.
Критерии оценки:
На коллоквиуме студенту задаётся три вопроса, каждый из которых оценивается в 5 баллов. Максимальная оценка, которая может быть выставлена в рамках рубежного контроля, составляет 15 баллов.
1 балл начисляется за соблюдение системной последовательности, логики и аргументации в ответе.
1 балл начисляется за знание студентом первоисточников и биографии мыслителя.
От 1 до 3 баллов раскрытие содержания ответа на вопрос. Полный ответ на вопрос должен включать описание идейно-теоретических истоков обсуждаемой проблемы, раскрывать ее основное содержание, содержать интерпретацию данной проблемы в контексте современного научного дискурса, собственную оценку студента данной проблемы.
При подготовке к коллоквиуму следует просмотреть конспекты лекционных и практических занятий. Если некоторые вопросы не были разобраны на занятиях, следует обратиться к учебной литературе, рекомендованной преподавателем в качестве источника сведений.
Составители ________________________ Поцелуев С.П.,
________________________ Константинов М.С.,
________________________ Пупыкин Р.А.
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт философии и социально-политических наук
Кафедра теоретической и прикладной политологии
Деловая игра
по дисциплине «Политические идеологии, партии и движения»
Примерные темы
Освоение учебного модуля завершается рубежным контролем, проходящим в форме деловой игры с элементами метода развивающейся кооперации, разработанного Т.Ф. Акбашевым. Максимальная оценка, которая может быть выставлена в рамках рубежного контроля, составляет 25 баллов (см. Методические указания по подготовке к деловой игре).
Примерные темы деловой игры:
1. Куда шла, идёт и должна идти Россия?
2. Системная и несистемная оппозиции в перспективе развития современной России.
3. Будущее современной Европы: проблемы, перспективы, тенденции, ценности.
4. Новый мировой порядок.
5. Экология в контексте модернизации: что это может значить для России?
6. «Религиозный ренессанс» в современной России: проблемы образования, экономики и политики.
7. Проблемы меньшинств в современном мире.
8. «Понаехали тут»: миграция и мигранты.
9. Коррупция и развитие.
10. Перспективы развития образования и «Болонский процесс».
11. Место России в современном мире.
12. Проблема прав человека.
13. Социальная справедливость в России и в мире.
14. Проблема «справедливой войны».
15. Терроризм и превентивные меры по его предотвращению.
Список является открытым и допускает расширение за счёт актуальных проблем, интересных для обсуждения.
2. Методические указания по подготовке к деловой игре:
Деловая игра как метод оценки компетенций представляет собой моделирование реальной ситуации, в которой необходимо не только продемонстрировать свои знания, но и проявить разнообразные компетенции, связанные с будущей профессиональной деятельностью выпускников (коммуникабельность, инициативность, умение находить нестандартные решения, наличие лидерских качеств)[4]. Деловая игра обязательно предполагает коллективную работу студентов в группах, их взаимодействие и умение распределять роли. При подготовке к игре формируются группы студентов из 3–8 человек, которые распределяются по ролям:
- «лидер»;
- «генераторы идей»;
- «массовка».
Распределение ролей осуществляется в зависимости от выполняемых функций:
- «лидер» осуществляет общее руководство группой, распределяет роли и функции внутри группы, координирует работу «генераторов идей» при подготовке к игре, отбирает идеи, концепции и аргументы из предложенных вариантов, представляет и защищает результаты работы группы во время деловой игры, предоставляет слово «генераторам идей» в процессе дискуссии и т. д.;
- «генераторы идей» осуществляют подготовку проектного группового задания, выступают оппонентами для проектов других групп в процессе дискуссии, по поручению «лидера» защищают результаты работы и позицию своей группы;
- участие представителей «массовки» ограничивается редкими репликами в дискуссии и техническим и/или ситуативным участием в подготовке группового проекта.
Деловая игра строится следующим образом. Предварительно, в зависимости от тематики, формируются группы «либералов», «социалистов», «феминистов», «консерваторов» и т. д. Группы готовят проектные задания (развёрнутую программу политической партии или общественного движения, в которой ставятся актуальные проблемы по теме игры и предлагаются аргументированные в контексте выбранной идеологии варианты их решения), затем в процессе игры «лидеры» групп артикулируют программы и аргументируют позицию группы по поставленным проблемам. После презентации проекта каждой из групп объявляется дискуссия, в которой оппонентами могут выступить представители конкурирующих идеологий, а апологетами — представители родственных идеологий.
3. Подготовка к деловой игре:
Подготовка к деловой игре начинается с установочной консультации преподавателя, на которой он разъясняет проблематику по теме игры, с учётом пожеланий студентов определяет основные группы и их «лидеров», рекомендует литературу для изучения, назначает день проведения и объясняет процедуру деловой игры. Как правило, на самостоятельную подготовку к деловой игре отводится от 2 до 4 недель.
4. Критерии оценки:
Оценивается как качество выполненного проектного задания, так и активность группы в критике позиции оппонентов и защите программных установок и ценностей близких по духу представителей другой группы:
- от 1 до 7 баллов — за подготовленное проектное задание (актуальность выбранных для обсуждения и «решения» проблем, их соответствие выбранному идеологическому контексту, аргументированность предложенных «решений», их реалистичность и т.д.);
- от 1 до 3 баллов — за защиту своей позиции в дискуссии;
- от 1 до 10 баллов — за критику или апологетику позиции групп-представителей других идеологий (за один засчитанный вопрос или дополнение от группы выставляется от 0,5 до 1 балла).
Оценивается работа группы в целом (качество выполненного проектного задания, обоснованность аргументации и владение материалом по теме, умение грамотно оппонировать в дискуссии, слаженность работы группы и т.д.), но количество баллов, получаемых студентом, зависит от выполняемых им функций в группе. Количество баллов, выставляемых группе в целом, не может превышать 20. Соответственно, оценивание индивидуального вклада каждого студента определяется общим количеством баллов, заработанных группой, и распределяется следующим образом:
- «лидер» получает дополнительно 5 баллов к количеству баллов, заработанных группой;
- баллы, выставляемые «генераторам идей» равны количеству баллов, заработанных группой;
- представители «массовки» получают на 10 баллов меньше количества баллов, заработанных группой;
- 0 баллов получают студенты, никак не проявившие себя в работе группы.
Таким образом, если группа в процессе деловой игры набрала 15 баллов, то лидер получит 20 баллов, «генераторы идей» — по 15 баллов, представители «массовки» — по 5 баллов. Максимальная оценка, которая может быть выставлена в рамках рубежного контроля, составляет 25 баллов.
Составители ________________________ Поцелуев С.П.,
________________________ Константинов М.С.,
________________________ Пупыкин Р.А.
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт философии и социально-политических наук
Кафедра теоретической и прикладной политологии
Вопросы к экзамену
по дисциплине «Политические идеологии, партии и движения»
1) В чём состоит сущность понятия идеологии?
2) Почему идеологию рассматривают как «ложное сознание»?
3) В чём состоит оценка идеологии, предложенная К. Марксом?
4) Концепция идеологии К. Манхейма
5) Психологические подходы к пониманию идеологии
6) Идеология как символическая система (К. Гирц)
7) Каковы функции и внутренняя структура идеологий?
8) Определение и основные ценности либерализма
9) Основные течения в либерализме
10) Антиномии либерализма
11) Особенности современного российского либерализма
12) Главные идеи и аргументы консерватизма
13) Основные течения консервативной мысли
14) Специфика современного российского консерватизма
15) История, ключевые идеи и ценности в социализме
16) Демократический социализм
17) Христианский социализм
18) Социал-реформизм
19) Общие характеристики марксизма
20) Основные направления марксистской мысли
21) Советский марксизм
22) Критическая теория марксизма
23) Марксистский структурализм
24) Аналитический марксизм
25) Принципы и определение анархизма
26) Основные направления анархистской мысли
27) Классический и современный анархизм
28) Основные подходы к пониманию нации
29) Нация как «воображаемое сообщество»
30) Модели национализма
31) Специфика националистического дискурса
32) Феминизм: история, ключевые идеи и представители
33) Основные направления феминизма и их специфика
34) Основные проблемы и понятия экологизма
35) Проблемы ресурсов и будущих поколений в экологизме
36) Коммунитаристская критика либерализма
37) Ключевые понятия и ценности коммунитаризма
38) Республиканский проект в коммунитаризме
39) Моральная проблематика в коммунитаризме
40) Проблема братства в коммунитаризме
41) Либерализм в политических системах
42) Консерватизм как основа партийной идеологии
43) Социалисты, социал-демократы и коммунисты как представители левого политического спектра
44) Национализм и националистические движения
45) Анархизм как общественно-политическое движение
46) Феминизм и экологизм как политические доктрины
47) Программатика политических идеологий в контексте цивилизационного подхода
48) История политических партий и идеологических течений европейских стран
49) Особенности партий и движений в США. Место идеологий в политической системе США
50) Особенности различных идеологий и партийных систем в странах Азии
51) Положение и место идеологий в странах Латинской Америки
52) Место идеологий и особенности партийно-идеологического формирования в России
53) Идеологисчекие векторы в программатике современных российских партий
Составители ________________________ Поцелуев С.П.,
________________________ Константинов М.С.,
________________________ Пупыкин Р.А.
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №
По дисциплине «Политические идеологии, партии и движения»
Структурное подразделение Институт философии и социально-политических наук
Направление 47.04.01. Философия
1 Вопрос……………………………………………………………………………
2 Вопрос……………………………………………………………………………
Составители ________________________ Поцелуев С.П.,
________________________ Константинов М.С.,
________________________ Пупыкин Р.А.
Заведующий кафедрой
__________________________ Р.А. Пупыкин
«____»__________________20 г.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично»
Полный и аргументированный ответ на теоретические вопросы, отражающие точки зрения, представленные в современной научной литературе, и демонстрирующий глубокие знания закономерностей функционирования политической сферы общества. Умение проиллюстрировать ответ примерами.
Всеобъемлющие ответы на дополнительные вопросы, показывающие свободное владение профессиональной терминологией и навыки профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в политической сфере. Умение связать поставленный вопрос с данными других общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Полное и правильное выполнение практического задания, способность выявлять политические аспекты общественных проблем, предлагать способы их решения, основанные на специальных методах исследования в сфере профессиональной деятельности.
Умение критически, разносторонне оценивать поведение политических акторов, разрабатывать и обосновывать варианты эффективных решений в сфере управления политическими процессами.
Оценка «Хорошо»
Достаточно полный и аргументированный ответ на теоретические вопросы, демонстрирующий знание закономерностей функционирования различных видов политических отношений в современном обществе, знакомство с научной литературой по различным направлениям политической теории и прикладной политологии Системное представление о состоянии и тенденциях развития российских и глобальных политических процессов. Незначительные затруднения при иллюстрации ответа примерами.
Ответы на дополнительные вопросы, показывающие владение профессиональной терминологией и навыки профессиональной аргументации, но при этом демонстрирующие некоторую изолированность знаний от практики и недостаточную сформированность комплексного подхода к решению профессиональных задач.
Достаточно полное и правильное выполнение практического задания с демонстрацией способности выявлять политические аспекты проблемы при анализе конкретных ситуаций, с предложением эффективных способов их решения.
Оценка «Удовлетворительно»
Правильные, но неполные ответы на поставленные теоретические вопросы. Неумение связать теоретические знания с практикой. Правильные, но неполные ответы на дополнительные вопросы. Отсутствие свободы в оперировании знаниями, фактами и профессиональной терминологией.
Правильное выполнение практического задания, но при этом характеризующееся неумением привлечь теоретические знания для обоснования хода выполнения практического задания. Серьезные затруднения при попытках критически оценивать поведение представителей профессионального сообщества. Отсутствие сформированных навыков разработки и обоснования вариантов эффективного управления политическими процессами, решения конкретных политологических задач.
Оценка «Неудовлетворительно»
Несформированность основных понятий дисциплины. Неудовлетворительные знания закономерностей функционирования различных видов политических отношений, основополагающих принципов управления политическими процессами, системного представления о состоянии и тенденциях развития политической сферы общества. Неумение связать теоретические представления с практикой.
Неправильное выполнение практического задания. Невладение навыками профессионального анализа политических ситуаций и профессиональной аргументацией.
[1]См., например: Богословский В.А. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — С. 40–41. Полезно также ознакомиться с Методическими рекомендациями по написанию эссе. — СПб.: Санкт-Петербургский филиал Государственного университета — Высшей школы экономики, 2005.
[2]См., например: Богословский В.А. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — С. 94–98.
[3]См., например: Богословский В.А. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — С. 40–41. Полезно также ознакомиться с Методическими рекомендациями по написанию эссе. — СПб.: Санкт-Петербургский филиал Государственного университета — Высшей школы экономики, 2005.
[4]См., например: Богословский В.А. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — С. 94–98.