Тема 2. Типы стратификационных систем

Пояснительная записка

В основу данного курса положена логика и структура ставшей уже классической программы по курсу социальной стратификации доктора экономических наук, профессора В.В.Радаева. Программа адаптирована в соответствии с требованиями организации учебного процесса в ГУ ВШЭ и базовым учебным планом факультета социологии ГУ ВШЭ СПб филиала.

Данная программа рассчитана на студентов второго курса факультета социологии и предполагает наличие базовых знаний в области истории социологии, социальной теории (1 – 2 модуль второго курса) и истории России. Организация занятий предполагает наличие сформировавшихся навыков аналитической работы с текстами, умение вести аргументированную дискуссию, знакомство с базовым социологическим инструментарием.

Целью курса дать систематизированное представление об основных понятиях и направлениях классической стратификационной теории (марксизм, веберианство, функционализм), осветить современные импликации этих подходов к исследованию феномена социального неравенства с акцентом на конструктивистские теории и рассмотреть их приложение к анализу процессов стратификации и дифференциации в советском и постсоветском обществе.

Задача курса – ознакомить студентов с основными классическими и постклассическими теориями социальной стратификации, освоить базовые методологические подходы и методические приемы к анализу социального неравенства, представить набор стратификационных инструментов для эмпирического анализа современного российского общества.

Форма проведения занятий: лекции и семинары. Программа курса включает 12 лекций и 12 семинаров, а также самостоятельную работу студентов в объеме 60 часов.

Специфика курса предполагает большой объем самостоятельной работы в форме подготовки к семинарским занятиям (чтение рекомендованной литературы, критический анализ текстов, подготовка ответов на вопросы) и выполнения письменных домашних заданий, формат которых приближен к государственному экзамену, а также написания акадесмического эссе.

Практические занятия предполагают анализ подобранных преподавателем текстов (представленных в электронном ридере) по темам курса и обсуждение тем в формате групповых дискуссий и презентаций.

Форма контроля. Текущая – участие в семинарах, аналитическая работа с текстами из ридера по дисциплине к каждому семинару, выборочный контроль – письменные ответы на вопросы (вопросы даются заранее), выполнение 3 письменных домашних заданий.

Все пропуски семинаров должны быть подтверждены медицинскими справками установленного образца либо документами, подтверждающими участие студента в научных конференциях, школах и т.п., заверенными их организаторами. Пропущенные по уважительным причинам семинары необходимо отработать письменно. Как правило, отработка включает в себя представление письменного домашнего задания по пропущенному семинару, выполняемого на основе текстов и вопросов к ним, предложенных к данному семинару. Время сдачи «отработки» назначается по согласованию с преподавателем

Оценка за курс кумулятивная и складывается из оценки за работу на семинарах (30%), оценки за эссе (25%), за письменные домашние задания (3 по 10%) и за итоговый тест (15%).

Оценки за эссе выставляются по 25–балльной шкале (1 балл = 1 % общего веса в кумулятивной оценке) по следующим критериям:

23 – 25 – отличная работа, выполненная самостоятельно, изложение логично, оригинально решение поставленной проблемы, выдвинутый автором тезис доказан, продемонстрировано уверенное владение материалом, работа грамотно оформлена,

17 – 22 – очень хорошая работа, продемонстрированы навыки самостоятельного анализа материала,

16 – 21 – хорошая работа, продемонстрированы навыки анализа материала и самостоятельного мышления, но не хватает аргументированности в раскрытии заявленного тезиса.

10 – 15 – работа, близкая к реферату, состоящая в основном из компиляции чужих текстов, работа правильно оформлена, имеются ссылки на использованные источники.

1 – 9 – чистая компиляция чужих текстов и отсутствие корректных ссылок, отсутствие списка литературы.

0 – «скачанный» или отсканированный реферат.

Оценка за тест выставляется по 15-балльной шкале (минимальный балл для прохождения теста – 6) по следующей схеме (1 балл = 1 % общего веса в кумулятивной оценке):

28 правильных ответов (из 28 вопросов) – 15 баллов,

27 правильных ответов – 14 б.,

25 -26 – 13 б.,

23 – 24 – 12 б.,

21-22 – 11 б.,

19 – 20 – 10 б.,

17 – 18 – 9 б.,

15 – 16 – 8 б.,

13 – 14 – 7 б.,

12 – 6 б.

Итоговые градации: 0 – 40 (баллов = %)– неудовлетворительно, 41 – 60 – удовлетворительно, 61 – 80 – хорошо, 81 – 100 – отлично.

Раздел 2.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема Лекции Семинары Сам. раб Всего
Исходные понятия теории социальной стратификации.                                                                                                            
Типы стратификационных систем.
Классовая теория марксизма
Классовая теория и классы в неомарксизме
Веберианство и неовеберианство.
Функционализм и социальная стратификация.
Теории социальной мобильности
Социальная мобильность и воспроизводство общества: образование
Теории элит. Элиты на постсоветском пространстве
Теории средних классов. Подходы к выделению российского среднего класса.
Теории нижних социальных слоев. Подходы к изучению бедности в России.
Новые аспекты социальной стратификации 1: теория генезиса класса П.Бурдье, класс
Новые аспекты социальной стратификации 2: гендер и гражданство
Новые аспекты социальной стратификации 3: потребление
Стратификация в советском обществе
Стратификация пост-советского общества
Итого

Содержание курса

Основные темы курса и рекомендуемая литература

Тема 1. Исходные понятия теории социальной стратификации.

Тема 2. Типы стратификационных систем.

Тема 3. Классовая теория марксизма

Тема 4. Классовая теория и классы в неомарксизме

Тема 5. Веберианство и неовеберианство.

Тема 6. Функционализм и социальная стратификация.

Тема 7.Теории социальной мобильности

Тема 8.Социальная мобильность и воспроизводство общества: образование

Тема 9. Теории элит. Элиты на постсоветском пространстве.

Тема 10. Теории средних классов. Подходы к выделению российского среднего класса.

Тема 11.Теории нижних социальных слоев. Подходы к изучению бедности в России.

Тема 12. Новые аспекты социальной стратификации 1: теория генезиса класса П.Бурдье, класс и культурные аспекты социальной стратификации.

Тема 13. Новые аспекты социальной стратификации 2: гендер и гражданство

Тема 14.Новые аспекты социальной стратификации 3: потребление

Тема 15. Стратификация в советском обществе

Тема 14. Стратификация постсоветского общества

Базовые учебные пособия:

Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М. Наука, 1996, 2-е издание. (см. также http://socnet.narod.ru/library/authors/ )

Гидденс. Ч. 3. Гл.7. Стратификация и классовая структура // Социология. Эдиториал УРСС. Москва 1999. С196-232.

Теории социальной стратификации в западной социологии. Под ред. В.Ильина. http://socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/hrest/

Электронный ридер по курсу «Социальная стратификация и социальная структура» (доступен на кафедре, в библиотеке – 4 экземпляра на бумажном носителе).

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Тематика лекций, семинарских занятий и литература к ним

Тема 1. Исходные понятия теории социальной стратификации

Социальное неравенство. Социальная структура и социальная стратификация, номинальные и реальные группы. Критерии стратификации: социальные, экономические, профессиональные, политические. Социальный статус и его определения. Дифференциация положения, сознания и действия. «Объективная» и «субъективная» стратификация. Исследование как стратифицирующая деятельность.

Литература

Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация, главы 1,2.

Дэвис К. Концептуальный анализ стратификации//Социальная стратификация/Под ред.

Белановского С. Вып. 1. М., 1992, С. 139-159.

Сорокин П. Социальная стратификация // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество.

М.: Политиздат, 1992, С. 295-373

Смелзер Н. Гл.9 Неравенство, стратификация, класс // Социология. М: Феникс. 1994: 273

Гидденс. Системы социальной стратификации /Социология. 1999: 206-209

Тема 9. Теории элит

Структурные и меритократические подходы в теории элит. Правящая элита и массы (Г. Моска). «Железный закон олигархии» (Р. Михельс). Циркуляция элит (В. Парето). Элита и восстание масс (Х. Ортега-и-Гассет). Институциональный подход (Р. Миллс). Группы «вето» (Рисман).

Литература

Радаев ВВ., Шкаратан ОМ. Социальная стратификация. М., 1996. Гл. 7.

О.Крыштановская Анатомия российской элиты. М.: Захаров.

Миллс Р. Властвующая элита. М.: ИЛ, 1959. С. 25-31.

Ортега-и-Гасет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3.

Радаев В.В. Трансформация элит и становление национальной элиты в постсоветской России // Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт / Под ред. М.К. Горшкова и др. М.: РНИСиНП, 1997. С. 207-216.

Giddens A. Elites in the British Class Structure // The Sociology of Elites / Ed. J.Scott. Vol. 1: An El-gar Reference Collection, 1990. P. 3-30.

Kornhauser W. "Power Elite" or "Veto Groups" // Class, Status, and Power / Ed. R.Bendix, S.M.Upset. P. 210-218; or The Sociology of Elites / Ed. J.Scott. Vol. 1. P. 68-76.

Дополнительная

Вайда М. Проблема "новой элиты" // Путь. 1992. № 1. С. 254-258.

Григорьев Л.М. Элиты и средний класс. SPERO, №13, осень-зима 2010, с. 87 – 110.

Aron R. Social Class, Political Class, Ruling Class // Class, Status, and Power / Ed. R.Bendix, S.M.Upset. P. 201-210.

Giddens A. Elites and Power // Social Stratification: Class, Race, and Gender in Sociological Per-spective / Ed. D.Grusky. P. 170-174.

Scoff J. Who Rules Britain? Cambridge: Polity Press, 1991.

Семинарские занятия

Семинар1

Исходные понятия теории социальной стратификации

Обязательная литература

Сорокин П. Социальная стратификация // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992, С. 295–373

Бергель Е. Социальная стратификация // Социология. Хрестоматия / Под ред. Кравченко А. С. 209–221

Дарендорф Р. Современное положение теории стратификации. О происхождении неравенства между людьми //Тропы из утопии. Праксис 2002: 459-517

Дополнительная литература

Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация, главы 1,2.

Смелзер Н. Гл.9 Неравенство, стратификация, класс // Социология. М: Феникс. 1994: 273

Гидденс. Системы социальной стратификации /Социология. 1999: 206-209

Письменное задание(ОБЯЗАТЕЛЕН ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ)

Опишите стратификационную систему, не входящую в список, перечисленных на лекции. Объектом описания (т.е. единицей стратификационного анализа) может быть любое социальное образование – общество в целом, организация, локальное сообщество, социальная группа и проч. - исторически существовавшее, ныне существующее или воображаемое.

При описании необходимо отметить следующие характеристики
стратификационной системы:

• определить единицу стратификационного анализа - объект описания;

• представить описание примера стратификационной системы;

• выделить критерии дифференциации индивидов и групп внутри сообщества;

• описать отношения между выделенными подгруппами;

• указать способ фиксации и воспроизводства системы
социального неравенства;

• описать механизм социальной мобильности, т.е. перехода из

одной группы в другую

• дать общее название стратификационной системы.

Объем текста - от одной до 3-х страниц.

Семинар 2.

Семинар 3 - 4.

Семинар 5.

Семинар 6.

Семинар 7 - 8.

Пояснения к заданию.

Представим, что мы изучаем внутри-поколенческую социально-профессиональную мобильность на некоторой выборке. Для этого нужно определить исходную классовую позицию респондентов. В анкете были сформулированы открытые вопросы о занятости обоих родителей респондентов. По всей выборке оказалось, что оба родителя респондентов - работают. При кодировании занятости родителей использовалась следующая профессионально-квалификационная шкала:

I. неквалифицированные работники ручного физического труда;

II. квалифицированные работники ручного физического труда;

III. средний управленческий персонал со средним специальным или высшим образованием;

IV. управленческий персонал высшего звена;

Соответственно возможно сконструировать 16 вариантов социальных позиций детей, определяемых сочетанием позиций отца и матери. Однако 16-ранговая шкала не информативна и затруднительна для анализа. Укрупните эту шкалу до шести позиций. Выберите критерии, которые позволяют Вам объединить группы и попробуйте обосновать их значимость для построения стратификационной картины.

Письменное задание по социальной мобильности - 2

Опишите стратификационную систему, не входящую в список, перечисленных на лекции. Объектом описания (т.е. единицей стратификационного анализа) может быть любое социальное образование – общество в целом, организация, локальное сообщество, социальная группа и проч. - исторически существовавшее, ныне существующее или воображаемое.

При описании необходимо отметить следующие характеристики стратификационной системы:

· определить единицу стратификационного анализа – объект описания;

· представить описание примера стратификационной системы;

· выделить критерии дифференциации индивидов и групп внутри сообщества;

· описать отношения между выделенными подгруппами;

· указать способ фиксации и воспроизводства системы социального неравенства;

· описать механизм социальной мобильности, т.е. перехода из одной группы в другую;

· дать общее название стратификационной системы.

Объем текста - от одной до трех страниц.

Семинар 9.

Теории элит

Моска Г. Правящий класс // Социология. Хрестоматия / Под ред. Кравченко А. С. 209–221

Миллс Р. Властвующая элита. М.: Издательство Иностранной литературы, 1959, С. 25–31

Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация, глава 7.

Крыштановская О. Анатомия российской элиты. (Избранные главы).

Дополнительная литература

Григорьев Л.М. Элиты и средний класс. // SPERO №13, осень-зима 2010.

Задание к семинару

Используя концептуальный аппарат анализа элит, данный Крыштановской, опишите структуру правящей элиты

1) в постреволюционное время;

2) Горбачевское время;

3) Ельцинский период;

4) Путинский период.

Семинар 10.

Теории средних классов

Гидденс Э. Элементы теории структурации / Современная социальная теория:

Средний класс и стратификация российского общества (Лекция Михаила Тарусина) http://www.polit.ru/lectures/2005/02/02/mid.html

Дискуссия: Есть ли средний класс в России? Если да, то какой подход адекватнее его описывает: неомарксистский или веберианский?

Семинар 11. Бедность, андеркласс: основные подходы и политические ответы

Моррис Л. Понятие underclass'a // Экономическая социология. 2000. Т. 1. № 1. С. 67-91.

Дискуссия на тему: причины бедности, можно ли и как бороться с бедность?

Семинар 12.

Семинар 15-16

Примерные темы эссе

  • В чем суть интеллектуального конфликта между Альтюссером и Томпсоном?
  • Оцените Ваши собственные шансы социальной мобильности
  • Являлась ли советская Россия сословным обществом? Ответьте на вопрос. Приведите аргументы и иллюстрации.
  • Можно ли назвать элиту правящим классом? Сравните позицию Моски, Парето и Миллсa по этому вопросу.
  • Шейла Фицпатрик утверждает, что классовая позиция в советской России приписывалась. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?. Аргументируйте свой ответ
  • Какие классы Вы можете различить в современном Российском обществе? На основе какого подхода Вы проводите свою классификацию?
  • Что важнее для достижения высокой позиции в современном Российском обществе - усердие и образование или происхождение и связи? Аргументируйте Вашу позицию.
  • Парсонс утверждал, что в современном ему американском обществе важнейшими критериями статусной принадлежности являются образование и статус семьи. Подтверждается ли этот тезис в случае современного Российского общества?

Пояснительная записка

В основу данного курса положена логика и структура ставшей уже классической программы по курсу социальной стратификации доктора экономических наук, профессора В.В.Радаева. Программа адаптирована в соответствии с требованиями организации учебного процесса в ГУ ВШЭ и базовым учебным планом факультета социологии ГУ ВШЭ СПб филиала.

Данная программа рассчитана на студентов второго курса факультета социологии и предполагает наличие базовых знаний в области истории социологии, социальной теории (1 – 2 модуль второго курса) и истории России. Организация занятий предполагает наличие сформировавшихся навыков аналитической работы с текстами, умение вести аргументированную дискуссию, знакомство с базовым социологическим инструментарием.

Целью курса дать систематизированное представление об основных понятиях и направлениях классической стратификационной теории (марксизм, веберианство, функционализм), осветить современные импликации этих подходов к исследованию феномена социального неравенства с акцентом на конструктивистские теории и рассмотреть их приложение к анализу процессов стратификации и дифференциации в советском и постсоветском обществе.

Задача курса – ознакомить студентов с основными классическими и постклассическими теориями социальной стратификации, освоить базовые методологические подходы и методические приемы к анализу социального неравенства, представить набор стратификационных инструментов для эмпирического анализа современного российского общества.

Форма проведения занятий: лекции и семинары. Программа курса включает 12 лекций и 12 семинаров, а также самостоятельную работу студентов в объеме 60 часов.

Специфика курса предполагает большой объем самостоятельной работы в форме подготовки к семинарским занятиям (чтение рекомендованной литературы, критический анализ текстов, подготовка ответов на вопросы) и выполнения письменных домашних заданий, формат которых приближен к государственному экзамену, а также написания акадесмического эссе.

Практические занятия предполагают анализ подобранных преподавателем текстов (представленных в электронном ридере) по темам курса и обсуждение тем в формате групповых дискуссий и презентаций.

Форма контроля. Текущая – участие в семинарах, аналитическая работа с текстами из ридера по дисциплине к каждому семинару, выборочный контроль – письменные ответы на вопросы (вопросы даются заранее), выполнение 3 письменных домашних заданий.

Все пропуски семинаров должны быть подтверждены медицинскими справками установленного образца либо документами, подтверждающими участие студента в научных конференциях, школах и т.п., заверенными их организаторами. Пропущенные по уважительным причинам семинары необходимо отработать письменно. Как правило, отработка включает в себя представление письменного домашнего задания по пропущенному семинару, выполняемого на основе текстов и вопросов к ним, предложенных к данному семинару. Время сдачи «отработки» назначается по согласованию с преподавателем

Оценка за курс кумулятивная и складывается из оценки за работу на семинарах (30%), оценки за эссе (25%), за письменные домашние задания (3 по 10%) и за итоговый тест (15%).

Оценки за эссе выставляются по 25–балльной шкале (1 балл = 1 % общего веса в кумулятивной оценке) по следующим критериям:

23 – 25 – отличная работа, выполненная самостоятельно, изложение логично, оригинально решение поставленной проблемы, выдвинутый автором тезис доказан, продемонстрировано уверенное владение материалом, работа грамотно оформлена,

17 – 22 – очень хорошая работа, продемонстрированы навыки самостоятельного анализа материала,

16 – 21 – хорошая работа, продемонстрированы навыки анализа материала и самостоятельного мышления, но не хватает аргументированности в раскрытии заявленного тезиса.

10 – 15 – работа, близкая к реферату, состоящая в основном из компиляции чужих текстов, работа правильно оформлена, имеются ссылки на использованные источники.

1 – 9 – чистая компиляция чужих текстов и отсутствие корректных ссылок, отсутствие списка литературы.

0 – «скачанный» или отсканированный реферат.

Оценка за тест выставляется по 15-балльной шкале (минимальный балл для прохождения теста – 6) по следующей схеме (1 балл = 1 % общего веса в кумулятивной оценке):

28 правильных ответов (из 28 вопросов) – 15 баллов,

27 правильных ответов – 14 б.,

25 -26 – 13 б.,

23 – 24 – 12 б.,

21-22 – 11 б.,

19 – 20 – 10 б.,

17 – 18 – 9 б.,

15 – 16 – 8 б.,

13 – 14 – 7 б.,

12 – 6 б.

Итоговые градации: 0 – 40 (баллов = %)– неудовлетворительно, 41 – 60 – удовлетворительно, 61 – 80 – хорошо, 81 – 100 – отлично.

Раздел 2.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема Лекции Семинары Сам. раб Всего
Исходные понятия теории социальной стратификации.                                                                                                            
Типы стратификационных систем.
Классовая теория марксизма
Классовая теория и классы в неомарксизме
Веберианство и неовеберианство.
Функционализм и социальная стратификация.
Теории социальной мобильности
Социальная мобильность и воспроизводство общества: образование
Теории элит. Элиты на постсоветском пространстве
Теории средних классов. Подходы к выделению российского среднего класса.
Теории нижних социальных слоев. Подходы к изучению бедности в России.
Новые аспекты социальной стратификации 1: теория генезиса класса П.Бурдье, класс
Новые аспекты социальной стратификации 2: гендер и гражданство
Новые аспекты социальной стратификации 3: потребление
Стратификация в советском обществе
Стратификация пост-советского общества
Итого

Содержание курса

Основные темы курса и рекомендуемая литература

Тема 1. Исходные понятия теории социальной стратификации.

Тема 2. Типы стратификационных систем.

Тема 3. Классовая теория марксизма

Тема 4. Классовая теория и классы в неомарксизме

Тема 5. Веберианство и неовеберианство.

Тема 6. Функционализм и социальная стратификация.

Тема 7.Теории социальной мобильности

Тема 8.Социальная мобильность и воспроизводство общества: образование

Тема 9. Теории элит. Элиты на постсоветском пространстве.

Тема 10. Теории средних классов. Подходы к выделению российского среднего класса.

Тема 11.Теории нижних социальных слоев. Подходы к изучению бедности в России.

Тема 12. Новые аспекты социальной стратификации 1: теория генезиса класса П.Бурдье, класс и культурные аспекты социальной стратификации.

Тема 13. Новые аспекты социальной стратификации 2: гендер и гражданство

Тема 14.Новые аспекты социальной стратификации 3: потребление

Тема 15. Стратификация в советском обществе

Тема 14. Стратификация постсоветского общества

Базовые учебные пособия:

Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М. Наука, 1996, 2-е издание. (см. также http://socnet.narod.ru/library/authors/ )

Гидденс. Ч. 3. Гл.7. Стратификация и классовая структура // Социология. Эдиториал УРСС. Москва 1999. С196-232.

Теории социальной стратификации в западной социологии. Под ред. В.Ильина. http://socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/hrest/

Электронный ридер по курсу «Социальная стратификация и социальная структура» (доступен на кафедре, в библиотеке – 4 экземпляра на бумажном носителе).

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Тематика лекций, семинарских занятий и литература к ним

Тема 1. Исходные понятия теории социальной стратификации

Социальное неравенство. Социальная структура и социальная стратификация, номинальные и реальные группы. Критерии стратификации: социальные, экономические, профессиональные, политические. Социальный статус и его определения. Дифференциация положения, сознания и действия. «Объективная» и «субъективная» стратификация. Исследование как стратифицирующая деятельность.

Литература

Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация, главы 1,2.

Дэвис К. Концептуальный анализ стратификации//Социальная стратификация/Под ред.

Белановского С. Вып. 1. М., 1992, С. 139-159.

Сорокин П. Социальная стратификация // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество.

М.: Политиздат, 1992, С. 295-373

Смелзер Н. Гл.9 Неравенство, стратификация, класс // Социология. М: Феникс. 1994: 273

Гидденс. Системы социальной стратификации /Социология. 1999: 206-209

Тема 2. Типы стратификационных систем

Понятие стратификационной системы. Основные типы систем: физико-генетическая, рабовладельческая, кастовая, сословная, профессиональная, классовая, этакратическая, культурно-нормативная, культурно-символическая. Общество как комбинация стратификационных систем (на примере России)

Литература

Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация, глава 3.

Бергель Е. Социальная стратификация // Социология. Хрестоматия / Под ред. Кравченко А. С. 209-221

Дарендорф Р. Современное положение теории стратификации. О происхождении неравенства между людьми //Тропы из утопии. Праксис 2002: 459-517.

Дополнительная литература

Turner B.S. Status. Buckingham: Open University Press. Ch. 2. P. 17-41.

Waters M. Succession in the Stratification System // Conflicts about Class: Debating Inequality in Late Industrialism / Ed. D.Lee, B.Turner. L: Longman, 1996. P. 71-83.

Ильин В.И. Социальное неравенство. М.: Институт социологии РАН, 2000. Ч. 2, 3.

Runciman W.G. Towards a Theory of Social Stratification // The Social Analysis of Class Structure / Ed. F.Parkin. L: Tavistock Publications, 1974. P. 55-68.

Наши рекомендации