Взаимодействие культуры и экономики. Социальные функции культуры.
Во взаимодействии К. с различными сфера общ. жизни, и в 1 очередь К. и экономики выделяются 2 противоположные позиции
1. Марксистская - определяющую роль в жизни общества играет матер, произ-во. Люди прежде чем заниматься наукой, политикой и пр. должны есть, пить и пр., т.е. должны произвести мат. блага. Т.о. К. вырастает из экономич. деят-ти ч-ка надстраивается над ней, обслуживает ее деятельность. Одно время налицо было обратное влияние К на Э. Но все же первенство определяется влиянием.
2. Э. Дюркгейм, Вебер - именно К. играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие, оказывает влияние на все сферы жизни, и на экономику.
К. играет важную роль в жизни общ-ва, выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеч. опыта.. Эта роль реализуется ч/э ряд функций:
1. образовательно-воспитательная ф. - именно К. делает ч-ка чел-ком. Уровень к. личности определяется ее циализированностью, приобщением к к. наследию.
2. Интегративная - дезинтегративная ф. - Освоение к. дает людям чувство общности, но в то же время противопоставляет их др.
3. Регулирующая ф. - в ходе процесса социализации личности ценности становятся частью самосознания, они формируют и регулируют поведения личности. Т.о., к. определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек.
52. Теоретическая подготовка исследовательской программы.
Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т. д. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т. е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас самому придется организовывать такое исследование. Задачей данной темы является дать общее представление о методологии и методике эмпирического социологического исследования, познакомить с основными понятиями и процедурами.
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить 3 основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:
1. Подготовительный (разработка программы исследования);
2. Основной (проведение эмпирического исследования);
3. Завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).
Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. В раскрытии темы мы будем ориентироваться на прикладное социологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации.
Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями.
Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.
Работа начинается с перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы, которую нужно исследовать. Для этого нужно проделать специальную теоретическую работу:
1. Установить реальное наличие данной проблемы:
а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему
б) есть ли учет и статистика по этому показателю
в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю.
2. Вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии.
3. Определить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа.
4. Выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска.
5. Проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем, для чего изучить имеющуюся литературу, проговорить проблемную ситуацию с компетентными людьми, специалистами, экспертами, практиками, соприкасавшимися с изучаемой проблемой.
Исследуемая проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1. Сущность или содержание. Например: выяснить, почему низкая эффективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в трудовом коллективе и т. д.
2. Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула.
3. Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?
4. Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег, объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить организация от ее решения?
5. Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?
В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы.
На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа является обязательным исходным документом любого ЭСИ.
Программа ЭСИ обычно включает в себя следующие разделы:
1. Теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий)
2. Методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных)
3. Организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).
Цели и задачи исследования. Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени, людских и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.
Задачи исследования определяют содержательную, методологическую, организационную конкретизацию целей. Последние могут быть различными, включать в себя как промежуточные, так и конечные.
Предмет и объект исследования. Предмет исследования — это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные его аспекты, которые являются предметом исследования.
Выбирая предметы исследования одновременно формулируются и гипотезы о возможном пути решения проблемы, а также методы и формы проведения социологического исследования.
Предметом исследования может служить система принятия решений и это может стимулировать:
1. Глубокое исследование путей принятия решений, касающихся предмета, форм и методов проведения ЭСИ
2. Роль индивидов и коллективов в подготовке и принятии решений
3. Роль административного ресурса (штатных специалистов и линейных руководителей) в принятии решений
4. Позиции, поведение, решающая и совещательная роль лиц, обладающих неофициальным влиянием, ответственность за решения, их внедрение и контроль за внедрением.
Теоретическая и эмпирическая интерпретация — необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основных задачи:
1. Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании.
2. Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций.
3. Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.
Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов.
1. На первом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах.
2. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом.
3. Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.
Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации.
Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.
Формирование гипотезы – заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования.
Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез:
1. Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается.
2. Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число.
3. Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной.
4. При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов.
5. Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.
Гипотезы — это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и. процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование.
В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия).
Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Если гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.