Структура социологического знания. Соотношение теоретического и эмпирического уровней.

Социологическую науку можно дифференцировать на несколько частей: это теоретическая социология, теории среднего уровня, прикладная социология и социальная инженерия.

Теоретическая социология представляет собой фундаментальную, методологическую основу данной дисциплины. В рамках теоретической социологии изучаются предмет и объект, рассматриваются основные социологические подходы, теории и концепции, определяются основные социологические понятия, характеризуются персоналии.

Теории среднего уровня рассматривают структурные компоненты социологии и представляют собой отраслевую социологию: социологию труда, социологию управления, социологию политики, социологию семьи, социологию религии и т. д.

В рамках прикладной социологии изучается техника и методика проведения социологических исследований, а также проводятся сами исследования. Основная задача прикладной социологии — предложить методику исследования актуальных проблем, имеющих практическую значимость, а также изучить эти проблемы.

Социоинженерия – сравнительно молодая отрасль социологии. Она включает в себя социальную диагностику и социальные технологии.

Социальная диагностика предполагает выявление проблемы, ее зондаж, анализ с использованием определенных процедур.

Социальные технологии – некие алгоритмы решения типовых задач, проблем. Она дает возможность многократно использовать отработанный, стандартный алгоритм.

Например: социальные технологии могут применяться при подборе и расстановке кадров, аттестации.

Можно выделить следующие свойства, достоинства и особенности социологии как науки:

1. Социология – наука, обобщающая и координирующая, вмещающая в себя всю совокупность областей, рассматриваемых специальными социальными науками: политологией, экономической теорией, этнографией и т.п.

Для социологии характерно осмысление общества как целостного, проявляющееся в:

а) изучении общественной системы

б) анализе всех частей социальных процессов и явлений с т.з. включения их в общественное целое

в) изучении и выявлении всеобщих социальных свойств, связей, институтов, общностей.

Социология как бы содержит в себе определённую всеобщность в отличие от других социальных наук.

2. Социология стремится к постижению общественных явлений как реальности, т.е. изучает конкретные связи, взаимодействия, институты, интересы людей, вовлеченных в социальные процессы.

Достижение конкретных знаний о социологических явлениях стало возможным благодаря широкому использованию социологии наряду с теоретическими методами и т.н. социологических (практических) методов, применяемых в конкретных социологических исследованиях (опрос, наблюдение, свободной интервью, контент-анализ и др.).

Как и многие науки, социология развивается в 2 основных направлениях: теоретическом и эмпирическом.

Теоретическое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития, функционирования общества, места в нем человеческой личности.

На этом уровне осуществляется взаимосвязь социологии с философией, историей, политологией, психологией, антропологией и др. науками.

Концепции, выдвигаемые социологией на теоретическом уровне, не отличаются высокой степенью абстракции.

Уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории – общесоциологическими (макросоциологическими).

Эмпирическое направление социологии – сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.

Этот уровень социологического знания называют микросоциологическим.

В современных условиях все большую роль стала играть теория среднего уровня, формирующаяся на основе социологического анализа конкретных групп фактов в отдельной области знаний.

Теории среднего уровня относительно самостоятельны и одновременно тесно связаны как с эмпирическими исследованиями, так и с общесоциологическими теориями.

Промежуточное положение позволяет теориям среднего уровня сыграть роль мостика между «высокой» теорией и эмпирическими данными.

Сегодня насчитывается более 30 специальных социологических теорий. Некоторые из них теоретические, другие – прикладные, третьи – теоретико-прикладные.

Теории среднего уровня можно разделить на 3 группы:

1. Теории социальных институтов (социология семьи, армии, политики, труда и др.)

2. Теории социальных общностей (социология малых групп, организаций, классов, толпы)

3. Теории специальных социальных процессов (социология конфликтов, урбанизации, процессов коммуникации и т.д.).

В процессе изучения общественных отношений огромное значение имеют социологические законы – относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народностями, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, социальной организацией и личностью, городом и деревней.

Основные компоненты знания: знание и средства его получения (в данном контексте рассматриваются не субъекты научной деятельности — ученые и научные коллективы, а только средства и результаты их деятельности). Социологическое знание включает в себя методологическое знание и знание о предмете.

Методологическое знание включает:

1) мировоззренческие и методологические принципы;

2) учение о предмете социологии;

3) знание о методах, их разработке и применении;

4) учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях;

5) знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Знание о предмете — это типология, гипотезы и теории, статистические данные.

В социологии применяются такие методы, как наблюдение, опрос и общенаучные (статистические).

Методы в социологии включают в себя принципы организации познавательной деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность приемов и способов действия, Последовательность приемов и способов действий называется процедурой, являющейся неотъемлемой частью любого метода.

Методика — это реализация метода в целом и его процедуры. Методический инструментарий и методика могут быть оригинальными, применимыми только в одном исследовании, или стандартными, применимыми во многих исследованиях.

Методика включает в себя технику. Это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства.

Уровни и функции знания. Социологические исследования бывают теоретическими и эмпирическими.

В научном познании проблема соотношения теоретического и эмпирического включает в себя два аспекта: функциональный и генетический.

Функциональный касается соотношения развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса, а генетический касается формирования теоретического аппарата, в том числе научной теории, перехода от эмпирической стадии науки к теоретической ее стадии.

Исследования бывают методологическими (знание о знании) и неметодологическими (знание о предмете). Методологические исследования относятся к любому уровню знания, а также проводятся в рамках фундаментальной и прикладной социологии.

Различают социологические и социальные исследования. Социологические исследования посвящены изучению закономерностей функционирования различных социальных общностей. Социальные исследования предполагают изучение конкретных форм и условий социального взаимодействия людей: экономических, политических, демографических и др. Эти исследования являются комплексными, проводятся на стыке наук, т.е. это социально-экономические, социально-политические, социально-психологические исследования

Наши рекомендации