Соотношение теоретического и эмпирического уровней знания в медицинской теории.

4.

К методам научного познания относят те из них, которые применяются в эмпирических и теоретических исследованиях. Чтобы понять место и роль различных методов в научных исследованиях, следует рассмотреть структуру научного познания, которая состоит из двух уровней – эмпирического и теоретического. На эмпирическом совершается накопление фактов и информации об исследуемых объектах, на теоретическом – осуществляется синтез полученного знания в форме гипотез, теорий, идей. В зависимости от уровней познания методы делятся на две группы:

- Методы эмпирического исследования – наблюдение, эксперимент, сравнение.

- Методы теоретического познания – анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, аксиоматический и др.

Эмпирические и теоретические исследования тесно связаны между собой – первые основываются на сборе эмпирического материала, который накапливается в ходе проведения наблюдений и экспериментов, а вторые осуществляются с целью подтвердить или проверить какую–либо гипотезу.

Эмпирические и теоретические исследования различаются глубиной проникновения в сущность предмета. Если первые связаны с исследованием внешней стороны предмета, то вторые – с изучением его внутренних свойств и связей. Можно сказать, что если на эмпирическом уровне постигается сущность первого порядка, то на теоретическом – сущность второго, третьего и т.д. порядка.

Основной целью эмпирического познания является получение фактов.

Разделение эмпирического и теоретического уровней можно произвести исходя из особенности познания человека: чувственный и рациональный уровень (однако эмпирический уровень нельзя ассоциировать с чувственным, а теоретический – с рациональным, так как это разные понятия). Основные методы эмпирического познания – наблюдение и эксперимент. Есть целый ряд методов теоретического познания, таких как: абстрагирование, идеализация, формализация и т.д. Есть методы эмпирического и теоретического познания, такие как: анализ, синтез, индукция, дедукция.

Основным видом знания, получаемого на эмпирическом уровне научного исследования, является факт и экспериментальный закон. К знанию теоретического уровня прежде всего относится теория. На эмпирическом уровне научное познание имеет дело с индивидуальными свойствами объекта, данными в опыте. Индуктивное обобщение собранных данных представлено в виде экспериментально установленных закономерностей. Теоретический уровень научного познания отличается нацеленностью на обнаружение общих закономерных характеристик объекта, выявляемых с помощью рациональных процедур. На теоретическом уровне формулируются теоретические законы.

В научном познании под фактом понимается либо достоверное знание, либо знание, выраженное в языке описания эмпирических данных. Наука никогда не имеет дело с «чистыми» фактами. Информация, собранная эмпирическими методами исследования, нуждается в интерпретации, которая всегда исходит из определенных теоретических предпосылок. Любой факт имеет смысл только в рамках определенной теории. Таким образом, различие между эмпирическим и теоретическим уровнем не является абсолютным. Научное познание обязательно включает в себя как эмпирический, так и теоретический уровень исследования. На эмпирическом уровне обеспечивается связь научного познания с действительностью и с практической деятельностью человека. Теоретический уровень представляет собой выработку концептуальной модели предмета познания.

Вывод. Отличие эмпирического от теоретического уровня:

1) различное соотношение чувственного и рационального (на эмпирическом уровне преобладает элемент чувственного над рациональным, на теоретическом – наоборот);

2) разные методы исследования;

3) основная форма получаемого научного знания (на эмпирическом уровне – научный факт; на теоретическом – теория).

Медицина стала становиться наукой в классическом смысле этого слова в конце ХVIII и начале ХIХ века, что было связано с практикой патологоанатомических вскрытий, а затем с развитием гистологии и цитологии. Введение эксперимента в физиологию и медицину в середине ХIХ века открыло новые горизонты и в этом смысле медицинские теории кроме практики могли еще верифицироваться иными средствами. Однако развитие медицинской науки проходило весьма специфично.

Медицинская наука являет собой достаточно типичный пример синтетического знания, ибо пользуется результатами практически всего естествознания, гуманитарных и технических наук. Прямая зависимость эффективности медицинской науки от уровня технологических возможностей диагностики и лечения особенно явной стала во второй половине ХХ – начале ХХI века.

Медицинская наука, бесспорно, основная и наиболее мощная движущая сила прогресса медицины. Сама «научность» и «дисциплинарность» медицины оказывается глубоко противоречивой как исторически, так и логически. Особый тип субъектно-объектных отношений, проблема индивидуализации общих и особенных закономерностей, уникальное сочетание фундаментальных и прикладных аспектов – всё это делает медицинскую науку синтетической дисциплиной со своими критериями точности. С другой стороны, становится не менее очевидно, что далеко не всё в медицинской деятельности можно объяснить с позиций науки.

Во всех группах медицинских дисциплин теория и практика основаны на методологии естественнонаучного познания, однако на современном этапе развития медицины все большее значение и влияние приобретает философско-методологическая основа гуманитарного знания. Это связано со спецификой объекта исследования медицины – человеком, являющимся сложным биосоциальным существом, в котором телесное и духовное, психическое и социальное находятся в неразрывном единстве, сложнейшим образом взаимосвязаны.

Медицина как наука сегодня является специфической естественно-гуманитарной отраслью теоретического познания и интеллектуально-духовного производства особых – клинических знаний, которые оформляются в виде конкретных представлений, суждений, но также и абстрактных понятий, умозаключений, новых гипотез, парадигм, теоретических концепций. Она дает новое, более углубленное осознание количественных и качественных процессов в человеческом организме.

Медицинское знание, как и любое другое, социально обусловлено и целостно предопределено объектом своего исследования – конкретным человеком. Он является неотъемлемой частью как природы, так и определенной эпохи, культуры, общества.

Медицинская наука неотделима от деятельности, как врача, так и всех служб здравоохранения и тип институционализации этой сферы знания во многом отражает закономерности данной социальной системы.

Медицина принципиально отличается как от всех других как естественных (точных и опытных) наук, так и общественно-научных и гуманитарных дисциплин тем, что представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни.

В настоящее время медицина стала не только искусством излечения и предупреждения различных болезней, но интеграционной наукой, причем эмпирическое знание все больше уступает в ней теоретическому.

К медицинскому познанию применимы все параметры системно-структурного анализа. Обращение к системно-структурному анализу новейших медицинских наблюдений и открытий обусловлено, прежде всего, потребностями клинической практики и профилактики общественного здоровья, в основе которых лежат «вечные» проблемы бытия человека. Сложность медицинского познания связана с тем, что в его процессе оказывается необходимым установить во всеобщем единичное и индивидуальное, в повторяющемся – уникальное, в закономерном – случайное, движение в покое и т.д.

В медицинской науке действует многоуровневая система методологического обеспечения, включающая общефилософские, общенаучные и частнонаучные методы.

Как отмечает Ю.М.Хрусталев, в широком смысле слова медицина, являясь особым способом мировоззренческо-аксиологического мышления, представляет собой уникальную форму мыслительной культуры человечества. Медицинские знания, как и любые другие сведения о бытии мира, - это непреходящая общечеловеческая ценность[17]

Медицинская наука всегда тяготела к познанию «вечных» вопросов бытия – постижению сущности человека, его жизни и смерти, физического и духовного здоровья, причин болезней и т.д. Медицина по сути своей всегда философична. Она учит мудрости устройства здоровой жизни людей. «Это особая философия приведения в порядок всех творческих потенций человеческого существа во всех сферах его социальной и индивидуальной жизнедеятельности»[18].

В течение многих столетий медицина придерживалась определенных взглядов на сущность человека, организацию его организма, соотношение телесного и духовного, получавших подтверждение в теории и на практике и активно использовала данные алхимии, астрологии, учение о жизненных соках, атомистические теории и т.д. Комплексному изучению здоровья человека, целостности его биосоциальных свойств большое внимание уделяли многие врачи-философы Европы в 18 в. (Ш.Ламетри, Ж.-П. Кабанис, К.Линней, Дж.Локк и др). Они сходились в том, что человек – житель двух миров: естествнно-природного и мира культуры, «сконструированного» человеческим разумом и созданного трудом многих поколений людей. Поэтому человек подчиняется в своей жизнедеятельности законам внешней природы и следует особым законам – нравственным.

К началу 21 века в области научного познания природы на лидирующие позиции вышли медицина и биология. Именно они вместе с философией наиболее активно интегрируют новое научное знание о человеке в целом. В рамках этих наук вырабатываются новые методологические и теоретико-познавательные парадигмы, которые становятся стандартами целей и методов научно-творческой деятельности вообще.

В медицине исторически под влиянием философских идей о целостности мира сложился принцип целостности в понимании человеческого организма. Признание целостности внешнего и внутреннего мира человека, его телесного и духовного бытия на практике означало комплексное обследование и лечение человека в случае нарушения того или иного компонента целостности его существования. Признание принципа целостности в медицине стало рубежом в развитии медицинской науки и переходу ее к новому этапу – целостной медицины.

Современная медицина обладает рядом особенностей, наиболее важными среди них, по мнению Хрусталева Ю.М. являются: продолжающееся дробление и дифференциация ее разделов, рост числа узких специальностей, все более широкое использование научно-технических средств в обследовании и лечении, использование в параклинических (лабораторных) исследованиях современных данных биологии, химии, физики, биофизики, кибернетики и математики. Эти особенности современной медицины зачастую приводят к утрате целостности больного человека, дегуманизации. Процессы, определяющие эти особенности, являются закономерными, в них проявляется динамика научного познания в любой области. Но, вызывая ряд негативных для медицинской практики явлений, они нуждаются в определенной коррекции на основе глубокого теоретического анализа.

Медицина в настоящее время, приобретя мощную теоретическую базу, превратилась в динамичную, активно развивающуюся науку. Она обладает огромным интеллектуальным потенциалом познания природы человека на базе новейшего экспериментального и клинического материала, особенно в области био-, психо- и социомедицинских исследований.

Наши рекомендации