Глава 2. соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования

2.1 Понятие «методология образования»

Методология кактеоретический ориентирв науках об образовании

В первой главе рассматривались различия междупрактической и научной деятельностью в сфереобразования, а также различия между науками,изучающими человека и образование. Каждая из этих наук изучает практику образования, и в каждой выделяется раздел, посвященный обеспечению эффек­тивности этих исследований — методология науки.

Важнейшей задачей методологии науки является помощь исследователю в организации научного поиска, формирование у него специальных умений в об­ласти исследовательской работы. В качестве другой важной задачи выступает помощь педагогу-практику в осмыслении его профессионально-личностной по­зиции.

Под методологией понимают учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности.

В понимании методологии образования можно выделить два аспекта:

во-первых, методология образования понимается как системное изложе­ние ведущих идей (философских, психологических, педагогических и др.), кото­рые выступают как руководящие, ведущие принципы в научной и практической деятельности и в формировании содержания исследования. Именно такое по­нимание методологии образования имеется в виду, когда говорят о методоло­гических основах отдельного исследования или о методологических основани­ях профессиональной позиции педагога;

во-вторых, методология образования понимается как нормативное зна­ние о способах организации научного исследован в образовании, его програм­ме, логике, основных характеристиках, методах оценки качества исследова­тельской работы.

Методология образования — это учение о самом психолог педагогическом знании, закономерностях его развития, принципах подхода и спо­собах его добывания, категориальном аппарате, основаниях и структуре психоло­го-педагогической теории.

Функции методологиив науке и практикеобразования

Под функцией понимается связь какого-либокомпонента с системой, его назначение, роль вэтой системе. Соответственно, значение методо­логии наиболее полно раскрывают ее функции в теории и практике образова­ния, а также в профессиональной деятельности педагога.

Методология образования выполняет различные функции:

Познавательная функция состоит в получении системы новых знаний. В содержание этих знаний включаются знания о путях и способах повышения эффективности и качества психолого-педагогических исследований, о законо­мерностях и тенденциях развития психолого-педагогической науки в ее нераз­рывной связи с практикой образования, о методах оценки качества исследова­тельской работы, правилах осуществления научной деятельности, способах по­строения и обоснования теорий, и концепций образовательной деятельности.

Критическая функция позволяет педагогу осознать необходимость пре­образования педагогической действительности. Выявленные знания о состоя­нии психолого-педагогической науки позволяют осознать необходимость ее со­вершенствования с целью преобразования практики, наглядно продемонстри­ровав разрыв между тем, что есть в данный момент, и тем, что необходимо для успешного развития системы образования. Выявив «белые пятна» в психолого- педагогической науке, методология образования предлагает и пути их устране­ния.

Реализуя рефлексивную функцию, методология образования как бы под­нимается над психолого-педагогической наукой и смотрит на нее сверху; при этом наблюдается не образовательная практика, а то, как ученые исследуют действительность, — идет своеобразный процесс самопознания. Важнейшим методологическим умением педагога является умение осмысливать свою дея­тельность (рефлексировать по поводу своей деятельности) в терминах психоло­го-педагогической науки.

В качестве важнейшей закономерности методологии образования выступает внутренняя зависимость и взаимосвязь цели, содержания, философских и общена­учных установок, принципов и средств исследования.

Выделяют четыре уровня методологии образования: философский, обще­научный, конкретно научный и технологический.

Философский уровень методологии образования

На философском уровне методология представляет собой систему исходных философских идей, на основе которых развивается психолого-педагогическая наукар при этом методологические функции выполняет вся система философ­ского знания. Философский уровень методологии образования определяет так­же общие принципы познания и категориальный строй психолого- педагогической науки.

Общие представления исследователя о природе, обществе, человеке, его месте в мире оказывают непосредственное влияние на построение психолого- педагогических концепций. Эти представления определяются, в свою очередь, тем, каких философских взглядов придерживается исследователь, какое направление в философии ему наиболее близко. „Среди философских направле­ний, которые наиболее часто берут за основу исследователи, наиболее «попу­лярны» следующие.

Наши рекомендации