Оппозиция исследователя/профессора: ПРОТИВ САМОДОВЛЕЮЩЕЙ УЧЕНОСТИ
Оппозиция практического и схоластического в социологии, которой мы уже касались выше, по сути, содержит в себе две оппозиции или две перспективы: ближнюю и дальнюю. При этом, ключом для раскрытия обеих перспектив в их взаимосвязи может служить высказывание Хайдеггера: «...В тот самый — для мира определенный — момент, который значится как начало философии, как раз и начинается ярко выраженное господство обыденного рассудка (схоластика)» [47, с. 25]39. Установленная здесь связь между обыденным и схоластическим не является чем-то отвлеченным, напротив, она раскрывает практический парадокс: соединение формальной сложности школьных построений и их обоснование принципом «само собой разумеющегося», который стоит за обыденным рассудком [47, с. 9]. Свойство ключа этому высказыванию придает то, что оно связывает «высокое» — начало философии, «царицы наук», и «низкое» — обыденный рассудок, повседневную очевидность. Оно показывает, что корни наиболее возвышенного нужно искать в самом приземленном. И именно эта связь обнаруживается в точке соединения обеих перспектив — в понятии «схоластического».
Дальняя перспектива явным образом отражена в построенном по всем правилам академической игры «высоком», интеллектуалистском анализе схоластического ра-
[334]
зума, проделанном как самим Бурдье, так и его интерпретаторами40. Ее разработка состоит в выявлении «предпосылок, определяющих doxa, связанную родовыми отношениями со skhole, с досугом, который является условием существования всякого научного поля» [63, р. 22]. Т. е. социологическое исследование, раскрывающее эту родовую связь, подчиняется вопросу, как обладание досугом управляет содержанием научного труда. Персонаж, замыкающий дальнюю перспективу в ее историческом горизонте — это идеальный тип ученого, ведущий свое происхождение от гуманиста позднего средневековья и наиболее полно воплотившийся в ученом ньютоновской академии, джентльмене, свободно распоряжающемся временем и собою, гордым своей независимостью от инстанций внешнего контроля и тщательно заботящемся о соблюдении принципов беспристрастного исследования41. Именно такого ученого, обладателя досуга и воли к знанию, привлекают требующие длительного размышления сюжеты, общие принципы и универсальная истина [27, с. 54]. И именно он — заполняющий размышлением то время, которого недостает всем прочим, зависящим от своего ремесла, вовлеченным в игру частных интересов — оказывается носителем наиболее явно выраженного «интереса в незаинтересованности», обосновывающего научное отношение к миру. Будучи институциализиро-ванной, эта ученая «незаинтересованность», незаметно переопределяющая мир на языке объективизма, неучастия и внешнего наблюдения, и оказывается отправной точкой для критического анализа.
Ближняя перспектива оказывается в тени «высокой», однако именно она — часто не сформулированная явно, но четко схватываемая практическим чувством — выступает причиной негодования французских (и не только) коллег в адрес Бурдье и его соратников. Иногда эта причина озвучивается на языке морали или идеологии, но это, скорее, — еще один «высокий» повод, маскирующий все ту же ближнюю перспективу42. Чтобы вникнуть в практический смысл подобного негодования, нужно по-
[335]
нять, что критика схоластического разума и процедуры социоанализа, ее обеспечивающие43, воспринимаются как потрясение основ самого академического мира, т. е. сложившегося в нем «естественного порядка» и здравого смысла, который его узаконивает. Особенно вызывающим предстает результат методичного сомнения в адрес наиболее очевидных его положений: социоанализ не только показывает, что принятые в научном мире конвенции одинаково успешно работают как на подготовку к открытию истины, так и на ее сокрытие, но и описывает механику сокрытия в интересах господства.
Критикуя предпосылки институциализированной учености и ее здравого смысла, сторонники Бурдье задевают позиционные интересы прежде всего тех, кому выгодно сохранение status quo в ранее сложившейся иерархии научной власти и престижа, где высшие места принадлежат либо хранителям уже произнесенных, «вечных» истин, либо наиболее удачно использующим политическую конъюнктуру «советникам», действующим в науке от лица государства, а в политике — от имени науки. В свою очередь, обладатели этих позиций с наибольшим недоверием относятся к реализуемой сторонниками Бурдье критической программе, поскольку более всего зависимы от господствующего в социальных науках порядка очевидности. Их негативная реакция становится контрфорсом, предназначенным исправить восприятие, смещенное критическим взглядом на «раз и навсегда» решенные вопросы действенности и власти в интеллектуальном мире44.
При этом, оппозиция исследователя/профессора противопоставляет школу Бурдье преподавательскому корпусу Высших Школ или Сорбонны не просто на основании выполняемых теми и другими функций: большинство сотрудников Центра европейской социологии обязаны вести преподавательскую работу. Оппозиция приобретает остроту именно в общем пространстве исследования и преподавания, отображая конфликт социальных интересов и культурных навыков. Различие социальных позиций обусловлено прежде всего различием типов карье-
[336]
ры: если университетские профессора выступают держателями институционализированной формы культурного капитала, который, помимо устойчивого дохода, гарантирует им карьеру бюрократического типа, то исследователи зачастую оказываются «еретиками», занимающими, как и представители свободных профессий, весьма неустойчивое положение в пространстве институций [61, р. 36]. В культурных навыках различие интересов отражается прежде всего в доминирующей схеме практики: стратегии переноса исследовательских диспозиций даже в преподавание противостоит стратегия воспроизведения профессорских диспозиций даже в исследовании. И если позиция исследователя предполагает бдительность, направленную на предпосылки осуществляемых им шагов: практик заинтересован в экономии сил и времени, то позиция профессора, как и позиция интерпретатора моральных, политических или литературных сюжетов, объективирующая распоряжение досугом, основывается (и в социальном, и в познавательном смысле) на вынесении за скобки самого вопроса о применимости и адекватности преподносимых интерпретаций45. Если рассматривать настоящую книгу в контексте оппозиции исследователя/профессора, она оказывается ярким свидетельством нарушения членами школы Бурдье правил схоластической систематизации даже в таком случае бесспорного господства профессорского разума, как учебное пособие. Это и превращает их в еретиков, в академической борьбе противопоставляющих схоластической учености практический навык.
В целом, критика «схоластического разума» в ближней перспективе обращена прежде всего на две учреждающих эту перспективу фигуры: профессора и эксперта-консультанта46. Если в тексте настоящей книги ссылка на профессора как на отрицательный персонаж дана косвенно, в форме упрека образовательной логике47, сам Бурдье более энергично демонстрирует оппозицию исследовательского/схоластического: «Не посвящая себя культу полевого исследования или позитивистскому фетишиз-
[337]
му в отношении "данных", я, тем не менее, испытывал ощущение, что эти виды деятельности, в конечном счете не менее интеллектуальные, чем прочие, по самому своему содержанию, более скромному и практическому, а также по тем выходам в мир, которые они обеспечивали, представляли собой возможность избежать схоластического заточения среди кабинетных людей, библиотек, курсов и дискурсов, с которыми профессиональная жизнь заставляла меня соприкасаться» [63, p. 13]48. Стратегия школы, направленная на то, чтобы в этой оппозиции постоянно занимать полюс исследования, дает одновременно познавательный и практический результат: вводя в борьбу точек зрения — через научную полемику или образовательный процесс — регулятив нового, социологически обоснованного «порядка вещей», она разрушает монолит самопредставления государства, обеспеченного высокоучеными классификациями, и этим создает условия к дальнейшему конструированию собственно социологического представления о социальном мире.