Социологическая бдительность против схоластического разума
Говоря о социологической практике, стремящейся к социальной и познавательной независимости, можно утверждать, что она, как и всякая другая, исходит в процессе функционирования из собственной очевидности и здравого смысла. Исходно в статусе собственных выступают обыденная очевидность и политический здравый смысл. Однако даже они переопределяются в социологическом описании/объяснении в форме специальных классификаций (терминологии и вводимых с ее помощью схем порядка), которые раскалывают монолит очевидности, удваивают ее через отличие от нее самой и оказываются точкой опоры в движении дисциплины к автономии от прочих символических производств. В качестве примера можно привести формы солидарности Дюркгейма, типы политической легитимности Вебера или трехслойную структуру общества (низший/средний/высший классы). При всех содержательных различиях, эти конструкты имеют общий источник, воспроизводя политическую конъюнктуру времени и места своего произнесения: оппозиции цивилизованного мира/примитивного (и колонизуемого) общества, рационального (бюрократия Веймарской республики)/иррационального политического устройства (тех же колонизуемых обществ), стереотип производственной организации труда, приобретший в послевоенный период (и в США, и в СССР) универсальный характер и спроецированный на образ общества в целом. При том, что эти классификации заняли место в основании социологического здравого смысла в силу исторической случайности, в своей совокупности они образовали «логический» горизонт собственно социологического видения социального мира, наметив ориентиры для его дальнейших изменений.
Однако, как следует из ранее сказанного, движение к автономии и самотождественности социологии не га-
[318]
рантировано объективным законом эволюции научного знания или развертывающимся в ходе истории взглядом общества на самое себя. Практика социолога — ив этом проблемная ситуация в дисциплине не претерпела радикальных изменений с начала века — подчиняется поиску метода, т.е. разрешения тех напряжений, которые существуют между исходной обыденной очевидностью и научным регулятивом систематического описания/объяснения. При всей сложности отношений, связывающих обе эти точки, обыденная очевидность выступает силой, сдерживающей и противодействующей знанию социального мира из-за сопротивления, которое она оказывает введению точных различий17, поэтому одной из задач, решаемых в ходе поисков метода, является вскрытие обыденной очевидности и устранение ее из структуры социологического объяснения. В рамках программы Бурдье эта задача воплощена в дюркгеймианском лозунге разрыва с предпонятиями — не окончательного акта, раз и навсегда отделяющего очевидное от неочевидного, но постоянной бдительности в отношении посылок и классификаций, вводимых исследователем в описание/объяснение исследуемой области [11].
Таким образом, резюмирующим моментом метода и внутренним резервом его дальнейшего развертывания становится вектор, направленный от обыденной очевидности и вызвавшего ее исторического произвола к систематической классификации, обоснованной задачами социологической практики. Однако самодостаточность классификации, освященной требованиями учености и эрудированности, представляет собой не меньшую опасность для дисциплины, чем простое следование обыденному здравому смыслу. В этом случае социология утрачивает свою критическую силу — на что указывают в предисловии авторы настоящей книги. Собственную, хотя и неспецифическую истину социологии составляет ее практический характер: она является не способом созерцания, но одним из мест социальной практики, разворачивающейся ввиду и в связи с прочими местами и прак-
[319]
тиками. И если первое напряжение — между обыденной очевидностью и систематическим знанием — это вектор, направленный на максимально точную и полную картину социальных различий, то напряжение между созерцательностью и практической вовлеченностью — второй вектор, связывающий незаинтересованную интерпретацию (точка отталкивания) и со-бытийность, вовлеченность в социальный мир практического объяснения (точка притяжения). Последняя предоставляет социологии возможность реализовать себя не просто в качестве метода, но в качестве знания, преобразующего практические схемы, т.е. способы деления и видения социального мира. Именно эта задача выступает центральной для авторов книги (Предисловие).
В предложенной Бурдье программе оба вектора ре-зультирует оппозиция схоластического мышления/социологической бдительности. Первый ее полюс обозначает склонность определять социальный мир как «только» объект, систему причинных отношений, которым сам интерпретатор не подчиняется, но которые с очевидностью развертываются перед его испытующим взглядом. Второй отсылает к процедурному характеру социологического мышления, умению так построить работу, чтобы вскрыть смысл практики, и, в конечном счете, обозначает требовательность исследователя к предпосылкам совершаемых им шагов и получаемых результатов.
Схоластическое, т. е. одновременно незаинтересованное и наглядное, объяснение, является конечным продуктом образовательной логики. Выступая по видимости строгим и ясным, оно соединяет в себе негативные полюса обеих оппозиций: стремление к доступности заставляет его заимствовать правдоподобие у обыденной очевидности, а логика незаинтересованного созерцания побуждает стремиться к замкнутости и непротиворечивой полноте его форм и элементов. Идеальная форма схоластического объяснения — универсальная иерархия (подобная предложенной Псевдо-Дионисием Ареопагитом пирамиде ангелов), состоящая из нескольких уровней,
[320]
которые можно уточнять на основании единого «логического» принципа: например, в рамках геометрической схемы «низший/средний/высший класс» можно, в свою очередь, выделить «низший средний», «средний средний» и «средний высший» классы, а последний раздробить на еще более мелкие ячейки, совершенно не привлекая дополнительного эмпирического материала и таким образом превратив классы социальные (предполагающие значимые различия стилей жизни и ту или иную форму антагонизма) в классы логические (воспроизводящие только свой формообразующий признак). Реальный пример схоластического объяснения в социологии — разветвленные классификации Парсонса, заменившего неопределенное «общество» строгой «системой», любая часть которой может бесконечно дробиться по образцу целого. Именно в силу доступности и простоты организующего принципа, соответствующих логике образовательного процесса, эти схемы, наряду с веберовскими типами легитимности или алмондовскими типами политической культуры, занимают в рамках социологического образования столь прочное место. Следует ли упоминать, что они ничего не сообщают о реальности, от имени которой провозглашаются с кафедры — именно потому, что предназначены «для школы, а не для жизни», т. е. приобретают в школьном объяснении совсем иную функцию, чем в исследовательской работе.
Впрочем, и сама исследовательская практика — начиная с формулировки задачи, заканчивая представлением результатов — совсем не избавлена от схоластического взгляда, являющегося одним из оснований и, одновременно, одним из главных продуктов всякой систематизации. Выступая условием систематизированного знания, схоластический разум учреждает своего рода депозитарий культурных благ, передаваемых по наследству в процессе социального воспроизводства новых поколений. Социологическое образование открывает доступ в этот депозитарий. Однако нужно вовремя разорвать с образовательной логикой: то же, что бла-
[321]
гоприятствует памяти и правдоподобию, кладет предел в становлении нового региона достоверности. Как указывает Бурдье, классификаторское и политическое назначение академического мышления оказывается препятствием к прогрессу исследовательской работы [27, с. 48], поскольку схоластическая достоверность — это авторитет уже существующего и признанного. Освященная всеми возможными авторитетами в пространстве суждения (авторитетом научной традиции и связанных с нею «великих имен», а также произведенных государством суждений, т. е. авторитетом политического господства), схоластическая классификация, в пределе стремится лишь к переписи и прояснению всех возможных смыслов слова [63, р. 24]. Ее устойчивость, гарантированная структурой социального обмена — а именно, принятием очевидности и истин, провозглашаемых наиболее авторитетными инстанциями — приводит классификацию к максимально возможному «очищению» от следов борьбы за доопределение социального мира. Подобное очищение позволяет ее производителям сохранять собственную безопасность и независимость, но именно это делает невозможным переход от смысла слов к силовым отношениям, в которых слова приобретают свое практическое значение. Если схоластический разум стремится узаконить все то, что и без него законно, поскольку признано и воплощено в существующем «порядке вещей», то практический интерес постоянно смещает законное равновесие, неведомо для себя или явным образом нарушая установленные границы. Следовательно, социологическая бдительность, противостоящая одновременно обыденной очевидности и самодостаточности строгих дефиниций, направлена на возобновление практической связи социолога с исследуемым миром. Отталкиваясь от примата практики, социологическую бдительность следует понимать как критику (в форме генетического анализа) абсолютных значений, результирующих борьбу заинтересованных инстанций и наследуемых в мышлении и языке исследователя18.
[322]
При этом критика распространяется, как можно видеть на примере данной книги, не на отдельные приемы и ходы, а на принципы построения системы координат, в которой те реализуются. Критика может быть направлена, например, на убеждение о красноречивости и объективности статистических данных, обычно используемых «как есть», а если и подвергаемых сомнению, то ввиду придания им еще большей объективности (Мерлье, 2.1, 2.4). Здесь под подозрением оказывается само представление об объективности. Причем критика объективности далека от привычной романтико-поэтической оппозиции научному разуму и его абсолютистским притязаниям. Сравнивая программу социоанализа и программу такой оппозиции, чаще всего отождествляемой с постмодернистской мыслью [11, с. 10—12; 72], можно, вслед за Т. Бенатуи констатировать, что они представляют собой конкурирующие типы критики [57, р. 285]. В последнем случае критика научного разума исходит из положений, которые не могут быть обоснованы рационально, но при всем своем радикализме она остается привязаной к установленной — еще в XVIII веке самой позитивистской программой научности — границе научного и ненаучного, доказательства и впечатления [77]. Выступая за более радикальный разрыв с рациональными предрассудками, опирающимися и на эту оппозицию, Бурдье предлагает программу релятивизации объективного абсолюта через анализ его социального происхождения и использования [11, с. 15].
Метод имманентного анализа
Метод имманентного описания/объяснения социального мира, предлагаемый в рамках социоанализа, еще немалое время будет требовать развернутого представления хотя бы потому, что отправной плоскостью для российской социологии остается позитивизм с вживленными в
[323]
него понятиями структурного функционализма. Вполне понятно, что господствующее «над»-смотрение за социальным миром не уступит без сопротивления социологическому «высматриванию. Однако немалая работа по введению в оборот критической программы уже проделана. В частности, для знакомства с основами метода, помимо текстов Бурдье и настоящей книги, можно обратиться к статьям Н. А. Шматко, посвященным понятиям поля и габитуса в структуре социологического объяснения [51; 52]. Основные понятия и логика метода сведены в энциклопедической статье того же автора [53]. Краткое изложение практической логики социоанализа дано в статье сотрудника Бурдье Ф. Лебарона [38]. Эскиз сходств критической программы и генетического метода Фуко представлен в статье автора настоящего текста [6]. Среди работ, реализующих метод на российском материале, стоит отметить книгу, Ю. Л. Качанова, посвященную полю российской политики [36], проделанный Н. А. Шматко анализ конверсии бюрократического капитала в поле экономики [54] и исследование Е. Д. Вознесенской по профессиональным позициям архитекторов в России [29]. В качестве образца исследования специфического для России феномена — потомственной аристократии и крупной буржуазии — можно сослаться на работы М. Пэн-сон и М. Пэнсон-Шарло [41; 42]. Наконец, чрезвычайно интересны с точки зрения реализации метода работы авторов настоящей книги П. Шампаня [48; 49] и Л. Пэнто [43; 44], посвященные роли политики и экономики в различных секторах культурного производства.
Итак, сейчас перед нами не стоит задача последовательного и непротиворечивого изложения алгоритма, который в неизменном виде можно было бы обнаружить в работе всякого исследователя школы Бурдье. Задача состоит в том, чтобы воспроизвести отличительные черты имманентного метода, показав, как социоанализ самого исследователя, критика очевидности, релятивизация объективного «абсолюта», видение социальной борьбы с вытекающей из нее практической открытостью агента,
[324]
используются при разработке инструментов исследования. Не имея возможности сделать это развернуто в рамках настоящего текста, мы предположим, что читатель ознакомился с только что перечисленными работами, а потому обозначим схему метода несколькими штрихами.
I. Отнесение изучаемого феномена к условиям его социального воспроизводства, т .е. к полю определяющих его отношений. Социологическое описание/объяснение призвано заменить собой наследуемые политические классификации и выступить адекватной формой восприятия области, в которой объект — как система силовых связей и доопределяющих ее классификаций — сформировался и функционирует19. При этом, поскольку объект в рамках исследовательской программы школы Бурдье не определяется через заранее введенные родовидовые деления, которые придают ему законченную форму еще до обращения к исследовательским процедурам, до начала исследования имеет смысл говорить лишь о более или менее определенной области, которая преобразуется в объект в ходе социологической работы20. В этой логике первой задачей исследователя становится разрыв с пред-понятиями, т. е. с заранее имеющимися представлениями о свойствах предполагаемого объекта (Пэнто, Введение), и выявление реальных отношений, определяющих строение исследуемой области — вне зависимости от того, принадлежат они исходному представлению об объекте или нет21.
Вводимый исследователем конструкт поля — это обозначение пространства специфических социальных различий и символических различений (классификаций), воспроизводящихся в обмене между производителями (институциями и агентами данного производства) и потребителями (агентами того же поля или других полей) посредством связывающей их специфической продукции (публикаций, промышленных товаров, законопроектов, литературных стилей, форм объяснения и т. д.) и упорядоченной согласно принципам, распространяющимся только на эти взаимодействия (критерии признания, ме-
[325]
ханизмы карьеры, правила обмена) [19, с. 209]. Т. е. рассматривая поле в качестве референтной рамки, нужно иметь в виду, что это относительно независимая от прочих область практики, в которой действительны деления, правила и производительные иллюзии, не сводимые к некоторому «универсальному» принципу, будь это жажда обогащения, воля к власти или стремление к социальному признанию: различные поля основываются на различных типах капитала22.
II. Следующий шаг после включения в анализ поля, выделяемого по совокупности практических различий, направлен на фиксацию — в виде переменных — силовых и смысловых отношений, которые придают устойчивую социальную форму наблюдаемому феномену. Поскольку задачей анализа поля выступает установление его структуры, т. е. структуры отношений, определяющих свойства объекта, или — что то же самое — условия социального обмена, в качестве переменных следует использовать те характеристики, которые действительно отличают одних агентов обмена от других, один продукт от другого23. В целом, «невидимое» — социальные отношения, воплощенные в актах обмена (в т. ч. в форме классификации), участниками которых являются практические агенты поля — оказывается основанием социологического анализа, развернутого в системе значимых в поле различий24, каковыми могут выступать институциональная принадлежность и количество публикаций [61], высказывания о социальной проблеме (Мерлье, 2.3; Шампань, 2.2) и школьные оценки [59] (Пэнто, 1.2), браки с дальними родственниками [21, кн. 2, гл. 2; 27, с. 19—20] и пространственная организация манифестаций (Шампань, 4.1), перемены мест работы (Мерлье, 1.2.) и даже улыбки в адрес оппонентов [28, с. 27]. Отличая и объединяя в позиции множество агентов, связанных общим практическим контекстом (ставками, логикой действия, чувством позиции, знанием друг о друге и/или об анонимных правилах взаимодействия), эти различия выявляют силовую структуру, в которой они являются строитель-
[326]
ным материалом: одновременно производимым продуктом и несущей конструкцией. Таким образом, отказавшись использовать существующие в рамках здравого смысла представления об исследуемой области, связанные в том числе с собственной позицией и вытекающими из нее социально заданными предрасположенностями и оценками, исследователь восстанавливает объективные статистические связи практик и представлений, определяющие характерный для этой области тип обмена. Объективация структуры поля может быть доведена «лишь» до решающих условий обмена и ставок (как в настоящей книге) или (как в ряде работ Бурдье и его учеников [61; 76; 81]) до ее математической модели.
III. Анализ самих обменных взаимодействий в рамках и по поводу их объективной структуры, иначе говоря, описание борьбы за условия социального обмена. Картина объективных условий обмена дает основание для анализа происходящей в поле борьбы за сохранение или изменение правил обмена и за способы легитимного определения его результатов25. При этом, имманентное положение социолога в социальной реальности делает необходимым двойной ход исследования или двойной разрыв, заключенный в самом методе: во-первых, указанный выше разрыв с очевидным и заранее сложившимся представлением об объекте; во-вторых, разрыв с внешней по отношению к объекту картиной (вытекающей из требований объективности) и возврат к очевидности, к категориям и иллюзиям, свойственным полю, но уже в контексте установленных объективных различий [24, с. 191-192]26. В рамках имманентного метода схемы восприятия и мышления, а также верования и производительные иллюзии, позволяющие агенту действовать в отсутствие полного знания о ситуации, рассматриваются не только как множество субъективных условий функционирования поля, но и как решающая ставка в борьбе за определение условий обмена. Верования или очевидность, поддерживаемые агентами обмена относительно его условий, являются не менее важным стратегическим ресурсом, чем
[327]
полученное образование или объем продукции, которым может распоряжаться конкретный участник взаимодействия [17, с. 79]. Таким образом, борьба за условия обмена одновременно является борьбой за средства превращения ее исхода в очевидность, «естественный порядок вещей» [23, с. 68]. Именно ее история и логика подлежат фиксации на этом этапе работы.
Борьба за определение условий обмена и их восприятия ведется прежде всего вокруг и посредством классификаций, несущих в себе следы предшествующей борьбы. Среди множества функционирующих классификаций, определяемых социальной позицией, можно обнаружить присущие доминирующим и доминируемым, реалистические и эвфемистические, хорошо кодифицированные и очень расплывчатые, определяемые одним критерием и множеством таковых, т. е. в поле не существует единого и единственного набора классификаций. Однако некоторые из них, будучи официальными и признанными, а также являясь общим основанием обмена для всех агентов поля, «имеют больше существования» (как в рассмотренном ранее случае с государством) — они выступают в полном смысле субъективными условиями его воспроизводства, тогда как иные выступают продуктами частного видения или производными от первых. В качестве социологически изучаемых фактов вторые являются не менее объективными, чем первые, если их происхождение и функционирование соотносится со всей структурой обмена, который их обусловливает27.
IV. Поиск функциональной обусловленности субъективного объективным. Отказываясь как от сущностного анализа, так и от поиска причинной связи между объективными структурами и элементами субъективного порядка (например, точками зрения), социолог фиксирует функциональные, или статистические связи между объективными и субъективными структурами. В этом случае результатом изучения поля и его истории/борьбы относительно его структуры становится не каузальная цепочка, а ряд частных гомологии (т. е. подобий) между раз-
[328]
личными социальными пространствами, образующими область исследования, в частности, между позициями в поле и точками зрения или стратегиями, которые в нем воспроизводятся [21, кн. 1, гл. З]28. Наиболее адекватным описанием связи субъективных и объективных структур оказывается история приобретения агентом субъективной организации (которая также не может рассматриваться в терминах причинно-следственных связей). Именно поэтому столь важное значение в критической социологии уделяется анализу социальной траектории агентов, включенных в исследуемую область. История формирования и присвоения субъективности позволяет устанавливать обусловленность (ответ на вопрос «как?») тех или иных форм восприятия и мышления агентов их положением в социальном пространстве (капиталами, переданными семьей; полученным образованием; принадлежностью к институтам и положением в них и т. д.), тем самым позволяя понять и логику этого формирования и присвоения. При этом, траектория рассматривается не как непрерывная линия, единая биография, подчиненная одной цели и логике (например, стремлению к карьерному росту), но как множество точек, или различий, в социальном пространстве, принадлежащих различным локальным единствам: образовательным учреждениям, профессиональным полям, семейным союзам. В противоположность традиционному анализу биографий, отыскивающему «естественную» однородность траектории, на первый план здесь выходит прерывность, т. е. смена социальных конфигураций, переход из одного комплекса локальных единств в другой29. В качестве предельной формы обусловленности субъективных структур объективными рассматривается габитус — система диспозиций, обеспечивающая игры обмена в типичных социальных условиях и позволяющая адаптироваться к новым условиям путем частичной вариации и присвоения новых диспозиций на основании имеющихся30.
V. Самообъективация или «двойная историзация». Преобразование изучаемой области в объект не может
[329]
быть окончательным без учета того, что в описание/ объяснение социального мира привносится частной перспективой исследователя и логикой социологического производства в целом: исторически сложившимися формами восприятия и мышления и научной (и более широко — социальной) борьбой, в ходе которой они формируются. Поскольку структура всякого поля исторически изменяется, смещается и место разрыва социологического взгляда с производимой этими полями очевидностью31, а потому социологическая перспектива оказывается открытой в две стороны: по направлению к структуре изучаемой области и по направлению к категориям и схемам самого социолога. Самообъективация в ходе исследования32, освобождающая исследуемую область от произвола исследователя и одновременно возвращающая исследователю социальный смысл его практики, предполагает использование социологических процедур в отношении собственных интересов исследователя и его взгляда на социальный мир, которые заданы его позицией в поле культурного производства [16]33.
Две основные линии самообъективации и работы с ограниченностью собственной перспективы заданы, во-первых, изучением собственного научного мира как поля, основанного на специфических условиях обмена, где производимые научные классификации зависят как от структуры поля в целом, так и от позиции в нем исследователя34, и во-вторых, социологической бдительностью, контролирующей допущения и схемы исследования, отмеченные акцентом той или иной частной перспективы (см. § 1.4 настоящего приложения). В рамках конкретного исследования эта часть является наиболее сложно осуществимой, поскольку требует не только навыка саморефлексии, но и смелости ставить под вопрос само собой разумеющиеся основания научной практики и собственную позицию в научной борьбе35. Тем не менее, объективация именно этих «очевидных» и на деле совершенно неисследованных условий социологической практики позволяет достичь объективного статуса зна-
[330]
ния, представляющего собственно социальный объективный мир36. Социальная история собственного мышления вводится в исследование наряду с историей объекта, в результате чего «дважды незамкнутая» перспектива каждый раз снова открывает социологический объект настоящему. Именно в таком движении к собственным социальным основаниям состоит преимущество имманентного метода критической социологии перед различными вариантами трансцендентных социальных теорий или «только эмпирической» работы.
Несколько слов в заключение этой части. Переходя от введения в метод к введению в практический контекст его становления и применения, следует подчеркнуть особый смысл употребленных здесь слов «программа познания» и определяемого через них «метода». Говоря о «познании» в рамках метода, разработанного в школе Бур-дье, нужно понимать его отличие от традиционного значения этого слова (наследующего немецкой классической философии) как способности субъекта к сущностному созерцанию. В случае простого наследования философскому определению, в понятийный словарь социологии переходит познание, определяемое свойствами субъекта, и субъект, определяемый через способность к познанию. В программе, предложенной Бурдье, мы обнаруживаем шаг из этого круга допущений в радикально от него отличающийся: агент определяется практически, в полном смысле этого слова. Он определяется через практику в социологическом описании/объяснении введением целого комплекса производных от тела характеристик, и одновременно, он понимается как сформированный и учрежденный практикой в самом социальном мире. Трансцендентальная проблематика в форме вопроса об условиях возможности не вычеркивается из социологической работы — и лучшим подтверждением тому является понятие габитуса. Однако познание без субъекта перево-
[331]
дит вопрос об основаниях знания в проблему условий практики. В конечном счете, познание в самом его определении утрачивает пассивные черты (созерцательность), оно становится процессом конструирования системы практик и результирующих ее фактов, определяемых логикой социологической работы37. Т. е. конструированием системы объективного мира — но уже не мира физики или химии, а собственно социологии, ансамбля объективных социальных отношений. Именно отсюда, с уровня первых посылок социологической программы, берет начало критическая направленность работ школы Бурдье, обязанная совсем не столько и не только внеположен-ным политическим задачам (левым предпочтениям входящих в нее исследователей), сколько связи имманентной точки зрения и критическим взглядом на очевидность, к которой эта точка зрения изначально привязана.
Тезис о неокончательной определенности социального мира предназначен стать собственной очевидностью социологического исследования, противостоящей очевидности политической, гласящей, что все вещи определяются юридически (на основании иерархии родов и видов) или очевидности обыденной, утверждающей, что «все есть, как есть». В современном состоянии социологии задача исследователя, конструирующего собственную классификацию — не просто дополнить существующую «систему вещей» новыми сведениями о ее количественном или качественном составе, но ввести новый порядок вещей, добиться для своей классификации статуса неустранимой в самой дисциплине и, тем самым, в очередной раз преодолеть внешнее принуждение, исторически довлеющее над научной логикой, принуждением внутри-научным.
[332]