Опрос общественного мнения: «эффект вердикта»
Третий пример касается распространенной сегодня в политике практики. Поскольку политические деятели «делаются» на телевидении, пытаясь убедить и привлечь избирателей, то может показаться естественным и научно обоснованным спросить у избирателей мнение о таких «телепредставлениях». Это мнение, в отличие от мнений политических комментаторов, кажется неоспоримым. Мы хотим проанализировать в этой связи теледебаты, состоявшиеся в октябре 1985 г., за несколько месяцев до решающих парламентских выборов между тогдашним премьер-министром Лораном Фабиусом и Жаком Шираком, бывшим премьер-министром, считающим себя представителем всех оппозиционных сил (Champagne, 1988). Эти дебаты особенно интересны, поскольку они долго и тщательно готовились и рассматриваются как образцовые (так же, как и дебаты между Франсуа Миттераном и Валери Жискар Д'Эстеном в 1974 г. и 1981 г., и Миттераном и Раймоном Барром в 1977 г.), к тому же они прекрасно иллюстрируют то, как опросы используются в политике. В первую очередь эти дебаты сопровождались проведением множества опросов, которые были организованы до, во время и после дебатов; опросы сыграли решающую роль в оценке дебатов не только со стороны журналистов, но и со стороны политических деятелей.
Опросы, проведенные до дебатов, пытались выявить «социальный образ» двух лидеров. После их окончания результаты опроса, проведенного «Me-
[280]
диаскопией» на выборке в сто телезрителей, во время дебатов послужили материалом для дискуссий «по горячим следам» между политическими радиообозревателями. На следующий день газеты опубликовали результаты телефонного опроса Ifres, состоявшегося сразу после дебатов. Еще через день стали известны результаты опроса Sofres-Европа, который охватил 800 человек, следивших за дебатами и чье мнение должно было определить «победителя матча».
Можно также отметить полное согласие в интерпретации полученных цифр: все пришли к выводу, что полученные результаты свидетельствуют о победе Жака Ширака.
Оппозиционная пресса воспользовалась результатами этих опросов для поддержки своего лидера и для ослабления позиций действующего премьер-министра («Опрос подтверждает: Ширак — победитель» — такой заголовок дала крупными буквами газета «Франс-Суар» на следующий день). Что касается прессы, более или менее открыто поддерживающей правительство, то она была вынуждена признать «поражение» Лорана Фабиуса и искать «уважительные» причины такого поражения.
На самом деле ни «победа», ни «поражение» совсем не были очевидны. Можно сказать, что Лоран Фабиус был побежден, но не Жаком Шираком, а верой в научную ценность подобных опросов, делающих «общественное мнение» беспристрастным арбитром дебатов. Рассмотрим результаты опросов. Опрос Ifres показал, что 39% опрошенных, следивших за дебатами (т. е. только каждый второй избиратель), считают позиции Жака Ширака в ходе дебатов более сильными, чем позиции Лорана Фабиуса, а 25% придерживаются противоположного мнения. Это означает, что 61% не заметили лидерства Ширака. Так как же можно объявлять «победителем» политического деятеля, которого две трети телезрителей не считают
[281]
таковым? Но следует смотреть глубже, проанализировав сам принцип подобных опросов. Цифры могли бы быть еше более благоприятными для одного из соперников, но ведь нужно понять и то, что в действительности мы получаем, когда у телезрителей спрашивают мнение о политических деятелях. Специалисты по политическим кампаниям в средствах массовой информации объяснили «поражение» Лорана Фабиуса тем, что он изменил внезапно «имидж» на более «агрессивный». Сам Фабиус вскоре признал свое «поражение» и даже объяснил его тем, что он был в тот день не совсем самим собой. Такие оценки говорят о сложившемся в политико-журналистских кругах мнении о возможности большего успеха Фабиуса у телезрителей в случае его выступления в более выгодном имидже. На самом деле в этом абсолютно нельзя быть уверенным. Мы имеем здесь дело с иллюзией отождествления телезрителей просто со зрителями, оценивающими, причем совершенно беспристрастно и не опираясь на собственные политические взгляды, привлекательность «телевизионного имиджа» политиков, лишь удачно играющих более или менее свою роль.
Результаты таких опросов вполне предсказуемы: каждый опрашиваемый старается видеть «победителем» лидера, максимально близкого к его сегодняшним политическим взгядам. Телезрители вовсе не являются политически беспристрастными судьями, как их воспринимают специалисты по опросам: они не менее пристрастны, чем политические комментаторы или сами политики.
Результаты таких опросов почти не зависят от индивидуальных качеств участников, они лишь отражают соотношение политических сил на момент дебатов. Жак Ширак привлекал большинство сторонников оппозиции и тех избирателей, которые враждебны к любому правительству; таким образом, он имел возможность получить больше «голосов», чем его соперник, который мог получить исключительно голоса сторонников социалистов. В конечном счете опросы такого типа скорее дава-
[282]
ли некоторые — довольно интересные — сведения о возможных итогах парламентских выборов в марте 1986 г., нежели определяли «победителя» самих дебатов.
Данный пример показывает, что, хотя любой опрос всегда измеряет нечто (поскольку социальные субъекты связаны между собой, и их поведение, мнения или выбор всегда подчиняются определенной логике, раскрыть которую как раз и должен социолог), необходимо понять, что же именно выявляет каждый вопрос, какой логике подчиняются ответы. Одной из самых распространенных ошибок, допускаемых комментаторами при интерпретации опросов общественного мнения по вопросам политики, является «политологический этноцентризм», т. е. подход ко всем опрашиваемым как к одинаково образованным и одинаково интересующимся политикой, понимающим одинаково все вопросы и отвечающим на них с явно политической точки зрения. Парадокс, вызванный такой политологической ошибкой, не так уж неважен. Он заключается в нежелании видеть политическое содержание тех немногих опросов, в которых оно действительно есть, как показал только что проанализированный нами пример теледебатов.