Социологическое конструирование ответов
Распределение ответов, получаемых в ходе проведения опроса общественного мнения с помощью вопросника, зависит не только от структуры охваченного выборкой населения, но и от формулировки вопросов. Если порядок, в котором задаются вопросы, лишь незначительно влияет на получаемые ответы, то решающее воздействие оказывает сама формулировка вопроса. В этом отношении различают два типа вопросов. Существуют, с одной стороны, вопросы «открытые» в том смысле, что они оставляют за опрашиваемыми необходимость самому сформулировать ответы. Например: «Как, по вашему мнению, можно наиболее плодотворно улучшить взаимопонимание между французами и эмигрантами?» С другой стороны, существуют так называемые «закрытые» вопросы, предусматривающие некоторое число возможных ответов, из которых должны выбирать анкетируемые {предыдущий пример превратится в закрытый вопрос, если на выбор анкетируемым будет предложено определенное число решений, например, таких: «эмигранты сами должны стараться жить как французы; следует организовывать встречи между французами и эмигрантами в тех кварталах,
[256]
где они живут вместе; нужно, чтобы эмигранты группировались между собой; и т. д.»). Институты опросов общественного мнения как правило редко используют открытые вопросы (за исключением пробных опросов, если они их проводят) и предпочитают закрытые вопросы не только потому, что последние обеспечивают более быстрое заполнение анкеты (опрашиваемые должны лишь одобрить уже готовые мнения, которые им предлагаются) и составляют своего рода предварительную кодировку, которая обеспечивает более быструю информационную обработку ответов и, следовательно, их публикацию в прессе. Дело в том, что этот технический выбор оказывает практическое воздействие на распределение ответов и, особенно, на величину ответивших. «Открытые» вопросы предполагают, что опрашиваемые сами производят свои ответы, что увеличивает их шансы стать действительно «персональными» мнениями. «Закрытые» вопросы, наоборот, имеют целью помочь опрашиваемым, но никогда не дают уверенности в том, что предложенные мнения полностью ими понятны и что выбранный ответ является действительно мнением, а не просто формальным и случайным ответом. Вопросы, которые задают институты общественного мнения, часто бывают очень длинными и очень сложными, тогда как ответы почти всегда сведены к простой реакции одобрения или отрицания, выражаемой в виде крестика в заранее предусмотренной ячейке, причем опрашиваемых никогда не просят объяснить или обосновать ответы. В таких вопросниках все сделано таким образом, чтобы всегда было возможно что-нибудь ответить, даже если анкетируемый ничего или почти ничего не знает о проблеме, поднятой в опросе. Как и на политических выборах, отказавшимися отвечать оказывается лишь несокращаемая минимальная часть индивидов, которые демонстрируют таким образом полное отсутствие интереса к вопросу («абсентеисты») либо выражают через эту аномальную и анархистскую защитную реакцию сопротивление вопросу со стороны тех, кто He-защищен и неорганизован.
[257]
Несмотря на то, что все вопросы о мнении формально предусматривают позицию «нет ответа» (или «не знаю» или «нет мнения»), опыт показывает, что недостаточно обеспечить возможность не отвечать для того, чтобы быть уверенным, что все случаи действительного отсутствия мнения были полностью зарегистрированы. Прежде всего потому, что институты опросов общественного мнения не стремятся придавать этой позиции особого значения, так как отказ или невозможность ответа «есть больное место, крест и нищета институтов анкетирования, которые употребляют все средства для того, чтобы их сократить, свести до минимума, и даже скрыть» (Бурдье, 1994, с. 222).
Для институтов опросов общественного мнения высокий процент неответивших на вопрос означает своего рода провал, поскольку этот процент снижает значимость распределения действительных ответов (по крайней мере, с точки зрения заказчиков). Вопрос, который собирает более 50% неответивших, как, например, тот, что предлагал французам проголосовать за претендентов, выставивших свои кандидатуры на пост президента... США, оценивается специалистами по опросам как «плохой вопрос». Чтобы можно было говорить об «общественном мнении», вызвать хотя бы минимум доверия к этой новой политико-научной инстанции, а опросы, которые претендуют на его измерение, имели смысл для политических и журналистских кругов, необходимо, чтобы большая часть опрошенных лиц самоопределялась по отношению к вопросам, которые им подкидывают. Поэтому институты опросов общественного мнения просят своих анкетеров делать так, чтобы интервьюируемые, не имеющие готового мнения, не спешили отказываться от ответа, но «по-думали бы», прежде чем выбрать среди всех возможных предложеннных ответов. Сама формулировка некоторых вопросов имеет тенденцию поощрять недооценку действительно не ответивших, так как некоторые ответы в Действительности являются замаскированными «не-ответами».
[258]
В стремлении, реальном или показном, к объективности и нейтральности, предлагаемые варианты часто содержат псевдоответы. Таковыми являются пресловутые центральные, медианные или серединные позиции (в их формулировках содержатся, например, слова или выражения типа «посередине», «между двумя», «все равно», «ни то, ни другое» и т. д.), которые обычно выбираются теми, кто не имеет мнения, поскольку эти позиции располагаются как раз вне альтернативных суждений.
Наконец, последнее замечание, далеко не последнее по значимости: следует помнить, что не давшие ответа на данный вопрос, объявившие об этом официально и зарегистрированные интервьюерами, также не учитываются полностью, поскольку они уже относятся к тем, кто согласился отвечать на вопросник и хотел быть опрошенным. И вовсе не очевидно, что зарегистрированная доля неответивших на вопрос ниже той доли, которая учитывала бы отказы отвечать на вопросник в целом. Впрочем, этот процент неответивших на вопросник определить невозможно, принимая во внимание технику конструирования выборок населения, называемых «квотными», когда интервьюеры, по мере накопления опыта работы, стремятся отбирать своих респондентов в зависимости от их «доброй воли» отвечать на данный тип вопросника, что оборачивается тем, что они определяют их интуитивно.
Таким образом, в опросах общественного мнения все способствует тому, чтобы «производить» ответы на вопросы, которые ошибочно принимают за мнения. Это означает, что представленный выше анализ, который был проведен на основе отказов от ответов, огкрыто декларируемых опрашиваемыми, имеет большое значение. Это означает также, что то, что институты зонда-жей называют «общественным мнением, в значительной степени является производным от их опросных методов; чаще всего это артефакт, являющийся результатом механического сложения ответов, которые формально выглядят идентичными, скрывая тем самым не только ирреальность более или менее значительной части собран-
[259]
ных (следовало бы сказать "добытых") ответов, но и тот факт, что в социальном мире не все мнения стоят друг друга, поскольку вес любого мнения в реальности зависит от собственно социального веса того, кто его выражает» (Bourdieu, 1980, р. 222-235).
Магия цифр
Простой перевод в цифровую форму сам по себе оказывает, в частности, на неспециалистов эффект навязывания. В самом деле, опрос держится на цифре, а строгий подсчет обеспечивает ту самую необходимую точность, которая предшествует всякому научному анализу. Ценность, которую следует сообщать результатам, выраженным в цифровой форме, зависит от операций, которые позволили их установить. В одной работе, озаглавленной «100% французов», автор в порядке шутки сгруппировал в зависимости от процентов результаты более 800 опросов, появившихся в прессе начиная с 1980 года и выясняющих мнения по самым различным сюжетам (политика, семья, сексуальность, образование и т. д.), что дало забавные и неожиданные сближения. Если такой жанр стоит ближе к журналистике, чем к чисто научному исследованию, то все же он может служить довольно поучительным педагогическим упражнением, которое состоит в том, чтобы научиться различать все то, что вынесено в один ряд. Например, по прилагаемому ниже списку, взятому из этой работы произвольно, принцип сближения в котором строится единственно на сходстве процентов (здесь 22%), можно разыскать инстанцию, откуда взята каждая цифра и институцию, его осуществившую (Институт опросов общественного мнения, Национальный институт статистики и экономиче-
[260]
ских исследований, Национальный институт демографических исследований и т. д.), классифицировать ответы в соответствии со степенью реальности вопросов, которые были заданы (вопросы, заданные с целью учета типов поведения, установления действительных мнений, или вопросы откровенно игровые и нереальные), поразмышлять над значением этих «данных» и их возможным использованием в рамках социологически сконструированного объекта и т. д.
— 22% покупок французы делают в супермаркетах.
— Для 22% женщин лучшим напитком является вода.
— 22% программистов составляют женщины.
— 22% женщин упрекают мужчин в том, что они всегда увиливают.
— 22% женщин считают, что противозачаточные таблетки депоэтизируют любовь.
— 22% женщин хотели бы вступить в интимные отношения с Лораном Фабиусом.
— 22% женщин думают, что Франсуа Миттеран репетирует свои выступления перед зеркалом.
— 22% женщин заняты неполный рабочий день.
— 22% мужчин, которые занимаются приготовлением пищи, всегда готовят одно и то же блюдо.
— 22% мужчин хотели бы видеть Жанну Мае в журнале обнаженной.
— 22% парижан никогда не пользуются своим автомобилем для того, чтобы ездить по Парижу.
— 22% лицеистов считают, что их преподаватели недостаточно строги.
— 22 % французов занимаются домашними поделками.
— 22% французов имели первый сексуальный опыт между 17 и 18 годами.
— 22% французов утверждают, что они страдают заболеваниями печени.
[261]
— 22% французов совершают самоубийство с помощью огнестрельного оружия.
— 22% французов считают, что их страховые агенты слишком придирчивы.
— 22% французов убеждены, что ясновидящие могут действительно предсказывать будущее.
— 22% экономически активных французов не имеют никаких дипломов.
— 22% французов хотели бы заниматься любовью на лугу, на глазах у других.
— 22% французов легко могут представить Джона Макенроя в роли адвоката, если бы он не был чемпионом по теннису.
— 22% французов, повторно вступая в брак, сталкиваются с теми же трудностями, что и в предыдущем браке.
— Лишь 22% французов хотят, чтобы государство непосредственно управляло социальным страхованием.
— 22% основателей различных предприятий являются выпускниками университетов или Grandes Ecoles.
— 22% болеющих мигренью страдают от приступов, которые длятся более 48 часов.
— 22% детей рабочих остаются на второй год в подготовительном классе.
— 22% пенсионеров пользуются гостиницами во время отдыха.
— 22% мальчиков считают, что «первый раз» было замечательно.
— 22% детей от 3 до 6 лет сами решают, во сколько им ложиться спать.
— 22% родителей никогда не появляются обнаженными перед детьми.
— 22% парижан старше 60 лет.
Выдержка из: Duhamel J. 100% Francais. Paris, Belfond, 1987.
[262]