Социологическое конструирование «не-ответов»
Руководители институтов общественного мнения могли бы возразить, что применение неспецифической выборки корректируется автоматически через отказы отвечать и позицию «нет ответа», которые предусмотрены для каждого вопроса. Поскольку не всегда возможно априорно определить категории населения, в достаточной мере заинтересованные или сосредоточенные на проблеме, предложенной для выражения мнения о ней, то естественно было бы считать правильным методом систематический опрос всех, при условии, что тем, кто не имеет мнения, предоставляется возможность сообщить об этом. Поскольку, как и в случае упоминавшегося выше опроса по проблемам образования, выборка респондентов носит «случайный» характер, можно было бы вообразить, что все отвечающие по определению имеют
[251]
какое-то мнение, однако, все-таки это не дает гарантии, что высказались все, кто имеет мнение. И наоборот, если опрашивать население по репрезентативной для генеральной совокупности всего населения выборке, следует быть готовым к тому, что более или менее значительные фракции этой выборки не имеют мнения по вопросу, поставленному в исследовании. Это рассуждение методологического характера, которое сегодня может показаться кому-то слишком очевидным, длительное время сталкивалось и еще продолжает сталкиваться с оценочным суждением, которое, не принимая в расчет необходимость существования такого типа «ответа» и не стремясь понять его смысл, с сожалением констатирует и покритикует «апатичное» поведение «болота», безразличного к крупным общественным дискуссиям (Lancelot, 1981). На самом же деле позиции «неответи-вшие» следует придавать позитивный смысл, поскольку она точно указывает на наличие или отсутствие у опрашиваемых уже сконструированных ответов, точнее, она является показателем способности, неравномерно присущей различным социальным группам, производить мнение, или, по меньшей мере, производить ответ на вопрос, предполагающий оценочное суждение. Прежде чем узнать, кто за и кто против, например, самоуправления на предприятии или классифицировать «левых» и «правых», необходимо узнать процент «не-ответивших» на вопрос. Социологический анализ показывает, что свойственная каждой социальной группе способность, давать ответы неразрывно связана с технической (в смысле «быть способным») и социальной («чувствовать себя способным») компетентностью. Следовало бы также оценить обоснованность и степень убедительности мнений, собранных такого типа опросами. Систематический анализ совокупности опросов общественного мнения показал, что способность иметь или производить личное мнение далеко не одинакова и варьируется в зависимости от социальных свойств отвечающих и характера вопросов (Bourdieu, 1979, р. 463-480):
[252]
мужчины отвечают чаще, чем женщины, молодые чаще чем пожилые, горожане (и особенно парижане) чаще чем сельские жители, дипломированные специалисты (особенно в сфере высшего образования) чаще, чем недипломированные, лица, занимающие высокое социальное положение, чаще, чем другие. Эти различия, которые связаны с социальными свойствами отвечающих, носят тем более выраженный и очевидный характер, чем более вопросы касаются удаленных от повседневного опыта областей и чем в более абстрактной форме ставятся проблемы.
Варьирование процента «неответивших» регулируется далеко не случайным образом и, следовательно, оно систематично и согласованно. Это можно показать на примере анкеты, реализованной в 1971 г. SOFRES по теме «Франция, Алжир и Третий мир» (Bourdieu, 1979). Здесь мы будем принимать во внимание лишь изменение процента неответивших в зависимости от пола, помня, что анализ был бы еще более точным, если учитывать уровень диплома или социального положения.
Вопрос 1, который не является исключительно политическим, выявляет незначительную зависимость между процентом неответивших и полом. На вопрос «Предпринимает ли Франция достаточно усилий для размещения иностранных работников?» женщины отвечают почти так же часто, как мужчины (85% в обоих случаях), «для их профессиональной подготовки» (70% против 75%), «для гостеприимного приема» (80% против 83%), «для обеспечения их достаточными зарплатами» (77% против 83%). Мы видим, что расхождения в частоте ответов между мужчинами и женщинами незначительны, когда речь идет о проблемах, которые могут восприниматься как этические, и в которых женщина почти столь же компетентна, как и мужчина.
[253]
Процентные соотношения неответивших в зависимости от пола
1 В настоящее время во Франции находится большое число иностранных работников, часто они заняты на тяжелых работах. Считаете ли вы, что Франция предпринимает достаточно или недостаточно усилий для того, чтобы...
достаточно | недостаточно | нет ответа | |
они могли снимать жилье | |||
мужчины женщины | 16 16 | ||
они могли получить профессиональную подготовку | |||
мужчины женщины | 34 31 | 41 39 | 25 30 |
обеспечить им гостеприимный прием | |||
мужчины женщины | 47 40 | 36 40 | 17 20 |
дать им приличную зарплату | |||
мужчины женщины | 44 37 | 39 40 | 17 23 |
2. В свете франко-алжирских отношений, считаете ли вы желательным, чтобы Франция продолжала политику кооперации с Алжиром?
да | нет | нет ответа | |
мужчины женщины | 17 23 |
[254]
3. Среди различных групп слаборазвитых стран должна ли Франция уделять особое внимание...
да | нет | нет ответа | |
самым бедным странам | |||
мужчины женщины | 70 74 | 18 14 | 12 12 |
своим бывшим колониям | |||
мужчины женщины | 50 41 | 37 39 | 13 20 |
странам, чья внешняя политика близка внешней политике Франции | |||
мужчины женщины | 24 20 | 20 32 | |
странам с демократическим режимом | |||
мужчины женщины | 40 25 | 34 34 | 26 41 |
И наоборот, женщины гораздо менее, чем мужчины, склонны отвечать на вопрос 2, т. е. на вопрос, который представляется значительно более политическим: лишь 75% женщин против 92% мужчин ответили на вопрос о «продолжении политики кооперации с Алжиром», который — и сам вопрос на это указывает — относится к чистой политике, поскольку международные проблемы более далеки от повседневного опыта, чем внутренняя политика.
Но вопрос 3 показывает также, что если абстрактная проблема сотрудничества переносится в плоскость этики, и даже благотворительности — области, которую традиционное разделение труда между полами отдало на откуп женщинам, этим знатокам по части сердечных и душевных переживаний («Должна ли Франция, по вашему мне-
[255]
нию, обращать особое внимание на разные группы слаборазвитых стран?»), то женщины отвечают в той же пропорции, что и мужчины (т. е. 88%). Однако если вводится в большей степени политическая специфика и более абстрактная формулировка в вопросе о том, «должна ли Франция интересоваться странами с демократическим режимом», то доля ответивших женщин очень сильно снижается и сокращается до 59% против 74% ответивших мужчин.