Социологическое конструирование «не-ответов»

Руководители институтов общественного мнения могли бы возразить, что применение неспецифической выбор­ки корректируется автоматически через отказы отвечать и позицию «нет ответа», которые предусмотрены для каждого вопроса. Поскольку не всегда возможно апри­орно определить категории населения, в достаточной мере заинтересованные или сосредоточенные на проб­леме, предложенной для выражения мнения о ней, то естественно было бы считать правильным методом сис­тематический опрос всех, при условии, что тем, кто не имеет мнения, предоставляется возможность сообщить об этом. Поскольку, как и в случае упоминавшегося выше опроса по проблемам образования, выборка рес­пондентов носит «случайный» характер, можно было бы вообразить, что все отвечающие по определению имеют

[251]

какое-то мнение, однако, все-таки это не дает гарантии, что высказались все, кто имеет мнение. И наоборот, если опрашивать население по репрезентативной для ге­неральной совокупности всего населения выборке, сле­дует быть готовым к тому, что более или менее значи­тельные фракции этой выборки не имеют мнения по во­просу, поставленному в исследовании. Это рассуждение методологического характера, которое сегодня может показаться кому-то слишком очевидным, длительное время сталкивалось и еще продолжает сталкиваться с оценочным суждением, которое, не принимая в расчет необходимость существования такого типа «ответа» и не стремясь понять его смысл, с сожалением констати­рует и покритикует «апатичное» поведение «болота», безразличного к крупным общественным дискуссиям (Lancelot, 1981). На самом же деле позиции «неответи-вшие» следует придавать позитивный смысл, поскольку она точно указывает на наличие или отсутствие у опра­шиваемых уже сконструированных ответов, точнее, она является показателем способности, неравномерно при­сущей различным социальным группам, производить мнение, или, по меньшей мере, производить ответ на вопрос, предполагающий оценочное суждение. Преж­де чем узнать, кто за и кто против, например, само­управления на предприятии или классифицировать «левых» и «правых», необходимо узнать процент «не-ответивших» на вопрос. Социологический анализ пока­зывает, что свойственная каждой социальной группе способность, давать ответы неразрывно связана с тех­нической (в смысле «быть способным») и социальной («чувствовать себя способным») компетентностью. Сле­довало бы также оценить обоснованность и степень убе­дительности мнений, собранных такого типа опросами. Систематический анализ совокупности опросов обще­ственного мнения показал, что способность иметь или производить личное мнение далеко не одинакова и варь­ируется в зависимости от социальных свойств отвеча­ющих и характера вопросов (Bourdieu, 1979, р. 463-480):

[252]

мужчины отвечают чаще, чем женщины, молодые чаще чем пожилые, горожане (и особенно парижане) чаще чем сельские жители, дипломированные специалисты (особенно в сфере высшего образования) чаще, чем неди­пломированные, лица, занимающие высокое социальное положение, чаще, чем другие. Эти различия, которые связаны с социальными свойствами отвечающих, носят тем более выраженный и очевидный характер, чем бо­лее вопросы касаются удаленных от повседневного опы­та областей и чем в более абстрактной форме ставятся проблемы.

Варьирование процента «неответивших» регули­руется далеко не случайным образом и, следова­тельно, оно систематично и согласованно. Это можно показать на примере анкеты, реализован­ной в 1971 г. SOFRES по теме «Франция, Алжир и Третий мир» (Bourdieu, 1979). Здесь мы будем принимать во внимание лишь изменение процен­та неответивших в зависимости от пола, помня, что анализ был бы еще более точным, если учи­тывать уровень диплома или социального поло­жения.

Вопрос 1, который не является исключи­тельно политическим, выявляет незначительную зависимость между процентом неответивших и полом. На вопрос «Предпринимает ли Франция достаточно усилий для размещения иностранных работников?» женщины отвечают почти так же часто, как мужчины (85% в обоих случаях), «для их профессиональной подготовки» (70% против 75%), «для гостеприимного приема» (80% про­тив 83%), «для обеспечения их достаточными зарплатами» (77% против 83%). Мы видим, что расхождения в частоте ответов между мужчина­ми и женщинами незначительны, когда речь идет о проблемах, которые могут восприниматься как этические, и в которых женщина почти столь же компетентна, как и мужчина.

[253]

Процентные соотношения неответивших в зависимости от пола

1 В настоящее время во Франции находится большое число иностран­ных работников, часто они заняты на тяжелых работах. Считаете ли вы, что Франция предпринимает достаточно или недостаточно усилий для того, чтобы...

  достаточно недоста­точно нет ответа
они могли снимать жилье
мужчины женщины 16 16
они могли получить профессиональную подготовку
мужчины женщины 34 31 41 39 25 30
обеспечить им гостеприимный прием
мужчины женщины 47 40 36 40 17 20
дать им приличную зарплату
мужчины женщины 44 37 39 40 17 23

2. В свете франко-алжирских отношений, считаете ли вы желательным, чтобы Франция продолжала политику кооперации с Алжиром?

  да нет нет ответа
мужчины женщины 17 23

[254]

3. Среди различных групп слаборазвитых стран должна ли Франция уде­лять особое внимание...

  да нет нет ответа
самым бедным странам
мужчины женщины 70 74 18 14 12 12
своим бывшим колониям
мужчины женщины 50 41 37 39 13 20
странам, чья внешняя политика близка внешней политике Франции
мужчины женщины 24 20 20 32
странам с демократическим режимом
мужчины женщины 40 25 34 34 26 41

И наоборот, женщины гораздо менее, чем муж­чины, склонны отвечать на вопрос 2, т. е. на во­прос, который представляется значительно более политическим: лишь 75% женщин против 92% мужчин ответили на вопрос о «продолжении по­литики кооперации с Алжиром», который — и сам вопрос на это указывает — относится к чистой политике, поскольку международные проблемы более далеки от повседневного опыта, чем внут­ренняя политика.

Но вопрос 3 показывает также, что если аб­страктная проблема сотрудничества переносится в плоскость этики, и даже благотворительности — области, которую традиционное разделение труда между полами отдало на откуп женщинам, этим знатокам по части сердечных и душевных пере­живаний («Должна ли Франция, по вашему мне-

[255]

нию, обращать особое внимание на разные груп­пы слаборазвитых стран?»), то женщины отвеча­ют в той же пропорции, что и мужчины (т. е. 88%). Однако если вводится в большей степени поли­тическая специфика и более абстрактная форму­лировка в вопросе о том, «должна ли Франция ин­тересоваться странами с демократическим режи­мом», то доля ответивших женщин очень сильно снижается и сокращается до 59% против 74% ответивших мужчин.

Наши рекомендации