Политическая и инструментальная критика опросов общественного мнения
Публикация результатов опросов вызывала различные упреки, которые, впрочем, легко отметали специалисты по зондажам. Упреки одних относились к собственно принципу анкетирования: подвергалась сомнению сама возможность узнать, «что думают» все французы при опросе достаточно ограниченной выборки в 1000 или 2000 человек. Другие критиковали формулировку некоторых вопросов, которая сама по себе провоцирует соответствующие ответы. К критике, касающейся достоверности полученных таким образом данных, присоединялась критика не столько самих результатов, сколько влияния, которое оказывала их публикация в прессе на мнения избирателей в период предвыборных кампаний.
Что касается техники опроса, то «интервьюеры» отвечали, что речь идет о тривиальной и одновременно очень надежной технике, которая давно применяется соци-
[231]
альными науками и крупными статистическими институциями (как, например, Национальный институт статистики и экономических исследований, Национальный институт демографических исследований и т. д.). Действительно, техника опросов широко применяется в социологии и отнюдь не исключительно принадлежит институтам опросов общественного мнения. В целях быстроты и экономии лишь в самых редких случаях охватывается изучаемое население во всей его совокупности, поскольку давно известно, что достаточно провести опрос по ограниченной выборке, при условии, конечно, что население будет «правильно отобрано», чтобы на этом уровне начали проявляться социологические закономерности. Относительная точность исследований об электоральных намерениях накануне выборов, которая представляется институтами опросов как рекламный аргумент в свою пользу, как доказательство их «научности», подтверждает лишь то, что эти институты хорошо овладели техникой репрезентативной выборки (Girard, Stoetzel, 1973).
Более того, сами специалисты в области опросов утверждают, что они давно знают, что формулировка вопросов и даже порядок, в котором они задаются, могут влиять на распределение ответов, и поэтому они уделяют особое внимание составлению вопросников для того, чтобы свести к минимуму нежелательные эффекты (Gremy, 1987). Что касается модификаций мнений, которые могут быть вызваны публикацией зондажей в широкой прессе, то политологи весьма убедительно показали на примере электорального поведения, что лишь незначительная часть электората попадает под влияние публикаций и что, кроме того, почти половина зарегистрированных избирателей высказывается в противоположном смысле, что в конечном счете сводит эффект публикации на нет (Bon, 1974).
С определенных пор дискуссии относительно научной ценности этих исследований прекратились, но дает ли это основание считать последние безупречными с научной точки зрения? Отнюдь нет. Огромное количество
[232]
опросов, проводимых институтами опросов общественного мнения, самим фактом своего существования опровергает столь распространенное мнение относительно их достоверности. Будучи просто техникой, зондаж не может сам по себе создать условия, адекватные его использованию, поскольку они зависят от предпосылок исследования. Выбор техники исследования (вопросник, прямое наблюдение и т. п.), типа выборки (случайная, квотная и т. п.), а также формулировки вопросов составляют стратегическую проблему метода, которая должна решаться всякий раз в зависимости от того, что мы хотим узнать (поскольку существует множество точек зрения на то, что мы исследуем). Применяемые в основном в политической сфере опросы общественного мнения, публикуемые в средствах массовой информации, как мы увидим в дальнейшем, в значительной мере опосредствованы и как бы «заражены» самим объектом до такой степени, что императивы политического характера («следует по-демократически опрашивать всех», «голоса не влияют друг на друга, они должны просто складываться», «мнение большинства» определяется как «общественное мнение» и т. д.) в анкетах играют роль методологического принципа. Таким образом, если, например, массиву, составленному по репрезентативной для всего французского населения выборке, задается вопрос о международной политике, то (по крайней мере имплицитно) подразумевается, что все французы, каков бы ни был их возраст, пол, уровень полученных дипломов или профессия, интересуются международной политикой в достаточной мере для того, чтобы иметь о ней свое представление.