Бюрократизация социальных отношений
Введение пенсионных систем и систем обеспечения в целом характеризует способы решения социальных проблем, используемых с конца XIX века во всех индустриально развитых странах. Главной чертой этой новой социальной технологии является перенесение на механизмы, функционирующие согласно технике обеспечения, того, что прежде входило в компетенцию семейной и частной жизни или, в случае увечья, в функции благотворительности и ее рационализированной формы — помощи неимущим («филантропии»).
Все системы социальной зашиты основаны на перераспределении ресурсов, но, в отличие от «благотворительности» (специфического акта, который устанавлива-
[129]
ет отношение частного лица с другим частным лицом), социальное обеспечение устанавливает связь держателей прав и социально уполномоченных агентов с целью классификации индивидов согласно юридическим категориям. Что касается старости, то традиционный (семейный) способ управления устанавливает прямые отношения между стариком и теми, кто берет на себя заботу о нем; стоимость этой нагрузки и соответствующие обязательства становятся предметом переговоров обеих сторон с учетом социального воздействия, благоприятствующего пожилым родителям. Этот тип заботы заменяется способом обеспечения, характерной чертой которого является анонимное посредничество между агентами, осуществляемое инстанцией, действующей как обезличенный механизм.
Введение системы пенсий привело к тому, что финансовая поддержка старости оказалась доверена (хотя бы отчасти) статистическим законам (законам смертности), на которых покоится функционирование пенсионных «систем». Последние опираются на категории «населения», принцип образования которых обязан не «личным связям» членов, составляющих «реальные» группы солидарности, а, напротив, — как во всех системах обеспечения, установлению отношений «взаимозависимости» людей, которые не знают друг друга и не подозревают, что они связаны такого рода отношениями. Именно в этих «группах» между членами существуют исключительно юридические отношения, такие, как, например, отношения акционеров анонимного общества: они определяются правом присвоения — на четко определенных и не зависящих от индивида условиях — части капитала, вложенного в общий котел, который в частном случае пенсионных касс формируется совокупностью членских взносов. Этот бюрократический способ управления соответствующими категориями населения предполагает выработку и признание универсальных и отвлеченных принципов классификации, различающих свойства обладателей прав, а также появление специализированных агентов, которые обязуются применять эти принципы.
[130]
В случае «старости» применяемые критерии просты: возраст, продолжительность пользования пенсией и величина взноса. Относительно «семьи» формулы более сложные. Употребляются два ряда критериев. Первый касается той «модели семьи», которую надлежит поощрять. (Например, «многодетной» семьи, т. е. имеющей троих и более детей.) С этой целью используются следующие переменные: семейное положение (как его определяет закон в данный момент), время между вступлением в брак и рождением первого ребенка, число детей, интервалы между рождениями, производственная занятость женщины и национальность. Так, семейный кодекс 1939 года поощрял модель семьи французов по национальности, имеющих не менее троих детей и мать, состоящую в браке и живущую в семье. Второй ряд показателей выявляет критерии, в соответствии с которыми устанавливаются и выплачиваются пособия; эти критерии касаются ребенка (наличие детей, порядок рождений и возраст), брака (факт его реальности и продолжительности), национальности и размера доходов. Всякую «семейную политику» можно было бы определить в соответствии с той значимостью, которую она придает той или иной группе критериев.
Безусловно, категории, в соответствии с которыми институционализируются политические решения социальных проблем, представляют собой (как и в предшествовавших, менее формализованных способах управления) ставку в борьбе, которая сталкивает друг с другом различные категории, заинтересованные в навязывании той или иной формулы. Главное в произошедшем изменении заключается в том, что с новым способом управления различными группами населения сама сфера этого управления начинает смещаться, поскольку традиционные орудия политических конфликтов все больше уступают место столкновениям между политико-админист-
[131]
ративными руководителями и экспертами институций. Все происходит так, как если бы трансформации социальной структуры (эволюция отношений между классами, эволюция отношений между поколениями и т.д.) были отныне опосредованы тем, что обозначается выражением «социальная политика». Действительно, «политика» и ее социальные функции не ограничиваются юридическим представительством (партии, парламент, правительство...), к которому масс-медиа и сама политическая практика (выборы, парламентские дебаты, принятие законов...) нас приучают.
Таким образом, политика (в частности, «социальная») действует двумя способами. С одной стороны, она производит представления достаточно высокого уровня общности и обоснованности, легитимированные наукой (биологией, демографией, физиологией, социологией)и освященные правом, причем эти представления учреждены в многочисленных специализированных институтах и воплощены в экспертах, концепции которых признаны и гарантированы юридически. С другой стороны, политика действует как сила, изменяющая сами практики, способствующие развитию диверсифицированной системы институтов, охватывающих отдельные сферы жизни.
Дискурсы институций
Социолог сталкивается прежде всего с дискурсом, направленным на обеспечение явления, которое лежит в основе различных специальностей. Он имеет дело с разновидностью ученого здравого смысла, часто присущего дисциплинам, признанным в качестве научных и открывающих Для себя новые возможности в этом новом объекте. Проблематика различных дискурсов, посвященных старости, подобно геологическим пластам, несет в себе следы этапов эволюции дисциплин, которые превратили «старость»
[132]
в специальность. Содержание каждой из них соответствует проблемам, с которыми по мере развития этих дисциплин сталкиваются специализированные учреждения в каждой области..
Первые дискурсы научного свойства исходили из медицинского поля и касались поначалу органического старения. Но если дискуссия вокруг физиологического старения очень рано превратилась в область исследований в медицинском поле, то «геронтология» (или «гериатрия») в качестве автономной медицинской дисциплины, располагающей корпусом знаний и признанных специалистов, появляется во Франции только после 1945 г. Эта дисциплина представляет старение исключительно в качестве непрерывного процесса физиологического износа. Подобное определение старости нашло благоприятные условия распространения вследствие расширения медицинской практики (рост численности и специализации врачей и вспомогательного медперсонала, развитие больничных услуг), о чем свидетельствуют, в числе прочих, многочисленные научно-популярные работы по проблемам геронтологии, написанные медиками, начиная с конца 50-х годов. «Геронтологическая вульгата» состоит в распространении правил телесной гигиены и способствует расширению представлений о старости как об индивидуальном процессе органического увядания.
После введения пенсионной системы (1950 г.) специфически экономическая проблематика (изначально связанная с созданием пенсионных систем), оказавшаяся в ведении демографов, стремится к признанию, в частности, и в политико-административном поле. Для демографов речь идет об оценке расходов на содержание старости путем сопоставления активного населения и населения, которое таковым уже не является, при этом «демографическое» соотношение является инструментом, которым пользуются пенсионные кассы для расчетов размеров взносов их членов и размеров выплачиваемых пенсий. С этой точки зрения старость уподобляется выходу на пенсию.
[133]
Введение пенсионного обеспечения социальных категорий, которые до того ими не охватывались, и постоянное снижение возраста выхода на пенсию (процент занятых среди мужчин в возрасте 65 лет и старше с 1954 по 1968 г. сократился с 36,2 до 19,1) столкнули пенсионные фонды (включая дополнительные пенсионные фонды) с новыми группами населения, имеющими новые запросы относительно обеспечения своего содержания. С тем, чтобы ответить на эти, скорее культурные и психологические, запросы в обслуживании, кассы вынуждены были прибегнуть к специалистам в области социальных наук (психологам и социологам).
Вхождение специалистов социальных наук в число агентов, осуществляющих управление старостью, способствовало распространению новой проблематики старости — «социального включения пожилых лиц». При этом старение стало описываться как процесс ограничения социальной жизни, «редукции социальных ролей», завершающийся «социальной смертью».
Эти дискурсы (и институции, им соответствующие) в той мере, в какой они способствуют разграничению исследовательского поля, представляют основное препятствие, с которым сталкивается исследователь при конструировании своего объекта. Ведь теперь старость определяется как этап жизненного цикла, вычленяемый в соответствии с критериями, различными в соответствующих дисциплинах: «биологический» износ в медицине, «хронологический» возраст в демографии, отсутствие «социальных ролей» в социологии. Однако, за исключением этих расхождений, дискурсы способствуют в основном поддержанию представления о старости как об автономной возрастной категории, обладающей специфическими свойствами, зависящими только от действия возраста. Тем самым старость является возрастной категорией для демографов («лица в возрасте 65 лет и старше»), медицинской для врачей («прикованные к постели») и социальной для социологов («пожилые лица», «пенсионеры») и т. д.
[134]
Таким образом, чтобы изучать «старость», социолог почти неизбежно вынужден проводить исследование населения — социально обозначаемого как «старое», «стареющее», — именно того населения, содержание которого обеспечивается институциями, от которых чаще всего социолог финансово зависит: от приютов, домов престарелых, клубов или университетов «третьего возраста», с одной стороны, и от получающих пособие в пенсионных кассах с другой.
Эта концептуальная автономизация «старости» является отчасти результатом формирования поля институций и агентов, которые в борьбе за навязывание соответствующего их интересам определения старости способствуют своими дискурсами и их «реализованными» (строения, услуги) или «инкорпорированными» (геронтологи, гериатры) формами превращению «ментального представления» реальности, согласно выражению Дюркгейма, в реальность как таковую. Воздействуя на индивидов, эти агенты трансформируют ментальные категории в институции, имеющие реальную силу и действенность. Пример таких воздействий можно видеть в недавно установленной оппозиции между «третьим возрастом» и «четвертым возрастом», которая связана с приходом новых специалистов в систему управления старостью. Отделяя «четвертый возраст» как объект «присмотра и физиологического ухода» от «третьего возраста», который требует в основном «культурной и психологической помощи», эти специалисты стараются навязать новые запросы и, одновременно, потребность в их собственных услугах.