Регулирование кризиса: военная институция
Армия относится к организациям, придерживающимся «традиционной» модели авторитета, которая легче усваивается необразованной сельской молодежью, чем молодыми дипломированными специалистами: послушание и жестокость, определяющие жизнь призывника, гораздо легче допускаются теми, кто лишен социальных качеств, обеспечивающих уважение и почтение и позволяющих требовать права на собственное мнение, достойное внимания. Однако по мере роста школьного образования эта модель авторитета подвергается критическому пересмотру: когда возрастает доля усваивающих уважительное отношение — по крайней мере, на вербальном уровне — к таким ценностям, как «коммуникация», «выражение», «участие»..., становится значительно сложнее требовать слепого подчинения приказам. Именно на такое старение военной институции указывает, конечно, по-своему модернистская идеология, которая выступает за адаптацию армии к «духу времени», к «молодежи», придавая
[52]
большое значение технической компетентности, а не только этическим качествам. Кризис военной организации, о чем свидетельствуют различные показатели — вдание солдатских комитетов, рост числа моральных ввинений в ее адрес, — отражает разрыв соглашения, обновленного в предшествующий период существовали институции, между ее способом функционирования социальными свойствами агентов. В ответ на трансформации, которые нарушают однородность контингента призывников, армия может либо проводить дифференцированное управление различными группами (отсрочки, кайлы альтернативной службы и более неформальные пособы: «блат», «теплые местечки», освобождение от военной службы), либо стремиться минимизировать различия (ликвидация отсрочек в их прежнем виде и введение новых). Как бы то ни было «рационализация» селекции всегда так или иначе входит в конфликт с официальной идеологией равенства.
Из этих выявленных современных тенденций, было бы, тем не менее, ошибочно делать вывод о полном исчезновении «парней», которые гарантировали прежде эффективность армейского повиновения и воспроизводство институции. С одной стороны, школа оставляет без дипломов достаточную долю своего контингента: в поколении, для которого эта институция играет решающую роль в социальном воспроизводстве, школьное исключение может как раз способствовать новой форме антиинтеллектуализма, который наблюдается среди некоторых «хулиганов» (Mauger, Fosse-Poliak, 1983) и который армия может использовать в своих интересах (показательно, что, принимая в расчет экономический кризис, число добровольцев за прошлые годы увеличилось). С другой стороны, даже среди образованных призывников распространение антиавторитарных ценностей варьирует в зависимости от характеристик дипломов и соответствующих постов: не все расположены ополчаться на «начальников» и на иерархические структуры, поскольку многие открыто придерживаются иерархического видения социально-
[53]
го мира, за редким исключением, когда они сталкиваются незначительными устаревшими пережитками. Но и от этих пережитков институция стремится освободиться во имя просвещенного реформизма (право на ношение гражданской одежды при выходе с военной территории, забота об обустройстве помещений, признание некоторых прав...).
Анализ трансформаций, которые затрагивают институцию, не может быть сведен к простому противопоставлению между «вчера» и «завтра», он предполагает, что будут определены те дифференцирующие последствия, которые эти трансформации могут иметь для различных групп и их отношения к данной институции. Недостаточно взять несколько изолированных переменных — те, что предоставляет сама военная институция — о распределении по чинам, о технических характеристиках должностей..., чтобы сконструировать, как это делают некоторые социологи, изучающие армию, индикаторы «изменения»1.
Наблюдение за повышением в звании или в должности не может заменить анализа эволюции корпуса профессиональных военных, разве что оно позволяет оценить особую важность применения электроники или информатики. Вместо того чтобы рисовать серию лубочных картинок, представляется более целесообразным предпринять (но возможно ли это, когда ты зависишь от доброй воли тех, кто служит твоими источниками?) анализ позиции агентов в пространстве, структурированном объемом и распределением различных видов капитала (Bourdieu, 1979). В ситуации, характеризуемой трансформацией форм социального воспроизводства, группы, наделенные определенными видами капитала, могут прибегнуть к той
1 Такой наивный и сегодня устаревший подход можно найти в работе М. Яновича: Janowitz M. The professional soldier. Glencoe: Ihe Free Press, 1960.
[54]
или иной институции, чтобы поддержать свое относительно устойчивое положение в социальном пространстве (например, охват независимых работников системой образования). Факт того, что после начальной фазы подготовки в армии профессиональная жизнь будет продолжена путем «конверсии в гражданскую жизнь», сам по себе не означает, что отныне отношение к армии (ставшей «нанимателем, как все остальные») стало более инструменталистским. Он может быть интерпретирован по-иному: армия может представлять ценность на рынке труда и, следовательно, вызывать временную и одновременно глубокую привязанность индивидов, которые, превращаясь в гражданских лиц, далеки от того, чтобы отрекаться от пройденной службы. Рассмотрение этого процесса конверсии («профессионализации») как «сближения между гражданским и армейским» является тавтологией и носит частичный характер, если не уточняются различные механизмы индивидуальной конверсии, которые могут строиться как на наименее специфически военных, так и на наиболее специфически военных способностях. К ним могут быть отнесены такие личностные качества, как «искусство командовать людьми» либо обладание обширными связями внутри армии или с предприятиями, работающими с ней.
Непреодолимый кризис? Пример младшей семинарии
Различные институции располагают далеко не идентичными ресурсами для сохранения условий воспроизводства. Некоторые из них лишены средств принуждения, необходимых для поддержания достаточной численности агентов: теряя некоторые из своих качеств, отныне считающихся «архаическими», путем внушения они стре-
[55]
мятся избежать риска сравнения, который может обернуться против институции.
Так, роль младшей семинарии также претерпела трансформации своего контингента, связанные с общим постом доли охваченных образованием среди всего населения школьного возраста и со снижением доли сельского населения региона, где располагалась изучаемая семинария. Из институции, которая во всем отличалась от других по причине ее бесконечно декларируемой религиозной специфики, младшая семинария трансформируется в учебное заведение, сопоставимое с другими: «Постоянно возрастающее сближение со школьными нормами позволяет вскрыть то, что до сих пор было просто немыслимо, — культурную нелегитимность семинаристов» (Suaud, 1976). По мере того как система образования охватывает молодежь региона, семинария обречена потерять то, что составляло ее школьный раритет, и превратиться в школу «как все другие». Эта эволюция, фатальная для данной институции, разрушает, в конечном счете, безусловность гармонии, которая существовала между функцией внушения «религиозного духа», священнической функцией и запросами мирян, в большинстве своем сельских. Кризис рекрутирования в младшую семинарию, которая отныне вступает в конкуренцию с колледжами общего и среднего образования, является кризисом воспроизводства священнического корпуса.
Чтобы ответить на «потребности по спасению душ», не уподобляясь при этом институции, пришедшей в упадок, Церковь была вынуждена изыскивать новые формулы: разделение церковного труда отражает положение священников, которые более не работают в территориально и социально объединенной коммуне, а вынуждены сталкиваться с требованиями гораздо более Диверсифицированной публики (деятельность «Специализированного Католического Союза», адаптированная к «среде» лицеистов, рабочих...) и могут даже делегировать некоторые функции мирянам (катехизис...);
[56]
— переопределение отношения к призванию. Призвание перестает быть чем-то само собой разумеющимся вследствие всеохватной и систематической маркировки, начинающейся уже с детства. Теперь оно предстает как постоянно проблематичные и тем самым более подлинные «поиски»: «призвание не может более рассматриваться как "взращивание зерна"; оно становится проблемой, одной из существующих возможностей» (Suaud, 1976. Р. 85. См. также: Champagne, 1986).
Объективация опыта
Наблюдатель не должен забывать, что объективная истина военной службы, которую он устанавливает, показывая функции социального воспроизводства, выполняемые институцией, является продуктом работы по конструированию, реализуемому частично в ущерб значений, спонтанно воспринимаемых агентами; агенты могут ощущать некий разрыв между миром армии и гражданской жизнью и, будучи далекими от того, чтобы идентифицировать себя с институцией, которая представляет собой совокупность принуждений, думать о себе как о непокорившихся («горлопаны», «умники»...). Если мы опускаем этот момент, то мы рискуем:
— подменять, по выражению Карла Маркса, часто цитируемого Пьером Бурдье, «вещи в логике логикой вещей», т. е. скрыто предполагать механическую подгонку агентов к объективным структурам, обнаруженным наблюдателем (так как процесс подгонки является благоприобретенным, несмотря на то, что он представляется чем-то мистическим);
— не увидеть того, как объективные функции могут вы полняться через представления и организацию опы-
[57]
та, которые имеют свою собственную логику, и предварительно к ним не адаптированы; __ отступить от правила, гласящего, что относиться к личному опыту следует как к объекту социологического анализа.
Опыт агентов связан с социальным миром в двойном смысле: он социально обусловлен и он же обусловливает практики в той мере, в какой участвует в их структурировании.