Основные институты социализации
1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть которого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляет усваивать их новые роли, превращает их из супругов в родителей, в отца и мать с соответствующими обязанностями и функциями. Став взрослыми, родители должны заботиться не только о детях, но и о стариках, т.е. о своих родителях и живущих прародителях, также помнить и заботиться об умерших членах семьи. Все эти отношения имеют свои социализирующие оттенки).
2. Система образования (от детских дошкольных учреждений до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки. В рамках этой системы осуществляется основной массив социализирующего воздействия. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина).
3. Институты трудовой деятельности (включающие сферы материального производства, обслуживания, управления, силовых струк-
тур и т.д. Здесь человек, вливаясь в трудовой коллектив, получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и делового общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя).
4. Институты духовной сферы (философия, наука, религия, искусство, массовая культура, средства массовой информации).
Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе: в семье, в трудовом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное (с элементами позитивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.
Однако общество нельзя представить состоящим из одних только типизированных личностей. Наряду с нормальным поведением в обществе имеют место и такие формы поведения, которые отклоняются от общепринятых норм морали и права. Такое поведение, как уже отмечалось, называется отклоняющимся, или девиантным.
Девиации имею два вектора своего проявления: конструктивный и деструктивный. Конструктивные девиации представляют собой такой вид деятельности, при которой носитель девиации, как бы обгоняя свое время, продуцирует идеи или объекты будущей культуры. Это открытия в науке (Д. Бруно, Галилей и многие другие), технические изобретения и новации в искусстве, это проявление свободомыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются современниками положительно, большинство из них воспринималось именно как отклоняющееся поведение.
Деструктивные девиации связаны с формированием асоциальных типов личности (наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество) и преступными действиями, направленными против личности и общества. Последние могут проявляться в деятельности как отдельных простых личностей, так и в деятельности крупных исторических личностей, стремящихся само общество возвести в ранг девиантно функционирующей системы. Достаточно вспомнить деятельность Нерона, Тамерлана, Гитлера, Сталина или Пол Пота.
Социология личности как раз таки и занимается изучением всех аспектов становления личности и ее общественного поведения.
Человек, являясь исходным «атомом» социальной структуры, постоянно находится во взаимодействии с другими людьми. Объеди-
С точки же зрения структурной организации, семья представляет собой малую социальную группу, типичные условия создания, функционирования и распада которой представляют особый интерес
для социологии.
Если речь идет о классическом понимании семьи, то необходимо указать на наличие супругов (брачного союза между мужчиной и женщиной, санкционированного общественным мнением и традицией, церковным обрядом или актом гражданской регистрации) и кровного родства между родителями и детьми, братьями и сестрами. Как и любой организм семья зарождается, развивается и распадается, исторически меняются формы семьи и брака. В своем историческом развитии семья и брак прошли множество стадий своего формирования и преобразования. От коллективных неупорядоченных брачных отношений, при которых половая связь не исключалась даже между близкими родственниками, через парный брак, утверждение патриархата на стадии разложения первобытного строя - к моногамии при зарождении частной собственности и государства.
Как наиболее важные события в жизни человека и общества женитьба, рождение и смерть постепенно приобретали сакральный смысл, породили множество ритуалов, стали регулироваться традицией, церковным освящением и гражданским кодексом, ибо семья это не просто союз (объединение) людей, их духовно-нравственные отношения, но это еще и сложные родственные и хозяйственно-экономические отношения между людьми, между ближними и дальними родственниками.
Лишь наличие этого триединого отношения (супружество - ро-дительство - родство) позволяет говорить о семье в строгом значении этого слова. Правда, в быту этим понятием обозначают и неполные семьи (бездетные супруги, дети с одним из родителей, семьи с усыновленными детьми, наличие в семье отчима или мачехи и т.д.). Учитывая эти замечания, семью можно определить следующим образом: семья это основанное на браке и родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой.Основой семьи являются брак, супружество, родство.
Основными этапами исторического развития семьи и брака являются:
- первобытная орда(господство промискуитета - неупорядоченных половых связей, в которые могли вступать даже близкие родственники);
- групповая семья(первобытно-общинный строй, ограничение половых связей между близкими родственниками, в частности между родителями и детьми);
- пуналуальная семья(матриархат, групповой брак, но с запретом брачных связей между братьями и сестрами);
- парная семья(при сохранении матриархата и коллективного брака выделяется один мужчина в качестве главного мужа, вокруг которого начинает концентрироваться имущество семьи, происходит разделение труда, зарождение ремесел и частной собственности);
- патриархальная семья(лидирующее положение в семье занимает мужчина, с сохранением пережитков коллективного брака в виде многоженства, от мужчины начинает вестись родословная, женщина попадает в полную зависимость от мужчины, становится, в сущности, рабыней, домашней служанкой и орудием деторождения. Новое положение мужчины в семье и обществе закрепляется религией);
- моногамная семья(парный брак, который сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней,-имея свою собственную историю и множество вариантов заключения брака, от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви).
Имеются свои стадии развития семьи и в онтогенезе. К ним относятся:
• предбрачные отношения между потенциальными супругами (любовь, сватовство, помолвка);
• вступление в брак;
• стадия молодой семьи;
• появление детей, формирование полной семьи;
'• стадия зрелой семьи (взросление детей, их выращивание и воспитание);
• стадия распада семьи (развод; гибель одного из родителей; старение
родителей, их болезнь и смерть; отделение детей от родителей).
В семье, как и в обществе в целом, формируются определенные роли, которые выполняют члены семьи, - муж, жена; отец, мать; родители, дети; дочь, сын; тесть, теща, зять, невестка и т.д. От того, насколько успешно выполняются эти роли, зависит морально-психологический климат семьи^ ее гармоничное существование и функционирование.
Отношения между членами семьи регулируются традицией, нравственными, правовыми, религиозными нормами, а также индивидуальными особенностями характера, воспитанностью и культурой каждого члена семьи.
По выбору места жительства семьи подразделяются на:
• патрилокальную (молодожены живут с родителями мужа);
• матрилокальную (молодожены живут с родителями жены);
• неолокальную (молодожены живут отдельно от родителей).
Функции семьи
Сущность семьи как социального института выражается в ее функциях. Последние регулируют отношение членов семьи друг с другом (мужа и жены, родителей и детей, родителей и прародителей и т.д.), служат укреплению семьи и ее нормальному функционированию в структуре общества. В качестве основных можно указать следующие функции:
• сексуально-репродуктивная(регулирует сексуальные потребности родителей, рождение детей и, как следствие, воспроизводство населения);
• воспитательно-регулятивная(первичная социализация и первичный социальный контроль);
• рекреативно-досуговая(обеспечение отдыха, укрепление, восстановление здоровья, организация рационального досуга);
• эмоционально-коммуникативная_(общениена основе родственных чувств, культивирование спокойного приятного мироощущения, забота о ближних, гордость за успехи каждого члена семьи и т.д.);
• хозяйственно-экономическая(ведение домашнего хозяйства и
обеспечение нетрудоспособных членов семьи средствами суще
ствования).
Наличие этих функций помогает понять, что семья это не только человеческий материал и отношения между членами семьи, но и само место проживания, хозяйственная деятельность членов семьи, бытовые условия существования. Поэтому материально-пространственная характеристика семьи выражается такими понятиями, как дом, двор, усадьба, хутор, квартира. А место появления человека на свет определяется понятием «родина». В доиндустри-альных обществах хозяйственная деятельность семьи имела общесоциальный смысл, т.к. двор крестьянина, двор помещика (феодала), мастерская ремесленника или лавка торговца одновременно были и местом проживания семьи. Такие традиции сохраняются в ряде традиционных обществ или в сельской местности. В индустриальных обществах производственная сфера и сфера проживания постепенно
отделяются друг от друга. Дом становится лишь сферой быта, многие стороны которой также подвергаются индустриализации (стиральные машины, кухонные комбайны, пылесосы, холодильники, пищевые полуфабрикаты, фабричное консервирование продуктов, радиоаппаратура и т.д.).
Таким образом, семья это не только люди, но и их быт, и место проживания, и хозяйственно-бытовая деятельность. Экономическая же деятельность членов семьи выносится за сферу дома и выражается в зарплате (доходе) дееспособных членов семьи или пенсий (стипендий) у ее недееспособных членов.
3. На основе указанных теоретических положений в соединении с демографическими данными и социально-экономической статистикой строится социология семьи, которая стремится типизировать процессы изменения и развития современной семьи в каждом конкретном обществе. Для этого используется анализ документов, статистические данные, опросы населения по различным вопросам семейной жизни.
Особое значение здесь имеют мотивы заключения браков, причины разводов, процентное соотношение полных и неполных семей, соотношение господствующего мнения и реального положения дел относительно числа детей в семье, об изменении функций мужчины и женщины в семье и т.д.
Средняя величина семей в странах СНГ составляет 3,8 человека. В Беларуси - 3,3, в республиках Средней Азии - 6. Причем прослеживается общая тенденция снижения числа детей в семье. Дело доходит до критической отметки, когда естественный прирост населения не перекрывает его смертность. За период с 1959 по 1966 г. доля небольших семей в Беларуси возросла в 2 раза, а доля многодетных семей, состоящих из 6 и более человек, уменьшилась с 21,5% до 3,1%.
Для Беларуси характерна высокая степень брачности населения. \ По данным переписи населения 1989 г., в возрасте 45 - 49 лет в республике было всего 3,6% мужчин и 3,3% женщин, никогда не состоявших в браке. Но только 1/3 семей считается благополучной. О чем свидетельствует количество разводов.
Если сравнивать количество заключенных в течение года браков с количеством разводов, то оказывается, что ежегодно распадается каждый 3 - 4-й брак. Правда, картина представляется не столь мрачной, если сравнивать количество разводов по отношению ко всем существующим семьям - всего лишь 1,4%.
В большинстве случаев в Беларуси инициаторами разводов являются женщины, хотя они и понимают, что возможности заключения нового брака при наличии детей весьма ограничены.
Среди основных причин разводов, по данным социологических исследований, выступают:
• пьянство, грубость, взаимное неуважение супругов, что в семье может складываться постепенно и приводить к разводу после долгих лет совместной жизни;
• супружеская неверность;
• психологическая и сексуальная несовместимость, что чаще всего проявляется в молодежной семье;
• завышенные притязания друг к другу;
• невыполнение (или плохое выполнение) одним из супругов своих семеино-бытовых функций;
• бытовые неурядицы (отсутствие нормального жилья, большая скученность проживающих, противоречия между молодоженами и их родителями, особенно, при совместном проживании) и ряд других.
Специалисты, изучающие семейные отношения, констатируют тот факт, что современное общество столкнулось с «кризисом семьи». Об этом говорят следующие обстоятельства:
• снижение рождаемости;
• увеличение разводов и образование неполных семей; снижение социализирующего воздействия семьи в силу болезни, пьянства или наркомании родителей, из-за ухудшения жилищно-бытовых условий, разлада между родителями и т.д.;
• ранний распад семей из-за смерти родителей в результате болезней, бытовых и техногенных катастроф, при выполнении служебных обязанностей и т.д.
Во все времена семейно-брачные отношения были и остаются в центре внимания общественности и основных социальных институтов, каковыми являются религия и государство. Однако в обществе происходят кризисные ситуации, снижающие положительное воздействие этих институтов. Но какие бы кризисы не происходили, семья всегда оставалась основной ячейкой общества, его основным структурообразующим стержнем. От здоровья общества во многом зависит и здоровье семьи, благополучие семейно-брачных отношений.
Тема 7
Группа как система и элемент социальной структуры. Социометрические методы изучения внутригрупповых отношений
План лекции:
1. Понятие группы и ее роль в образовании социальной структуры.
2. Типология социальных групп.
3. Социометрия малых групп.
1. Как уже отмечалось, человек постоянно находится в окружении других людей. Это окружение имеет свои масштабы и свои структурообразующие функции. Дома он член семьи, на улице и в транспорте он член трансмиссионной сети (пешеход, пассажир), на производстве он член производственного коллектива и по многим другим параметрам он действительно является членом того или иного социального образования. Для обобщенного обозначения этих образований в социологии используются два основных понятия: «группа» и «общность». Правда, граница между ними редко четко обозначается. Дело в том, что в теории различают малую, среднюю и большую группу. Последняя чаще всего и олицетворяет общность. Но иногда понятие общности переносится и на другие масштабы групповых объединений. Тогда общность выступает как общее понятие, включающее в себя все объединения людей, в том числе семью и даже малую группу.
А между тем, эти понятия имеют строгий терминологический смысл и нуждаются в более строгом определении и употреблении. Так, основным критерием группы является такой признак, как непосредственное общение ее членов друг с другом. Общность же обозначает большое количество людей, выделяемых по какому-либо признаку, например, этнос, нация, гражданство, профессия, класс, сословие, слой, конфессия и т.д. Ясно, что социологический смысл этих понятий и их социообразующая роль будут различными, и это различие необходимо учитывать в теории.
Под группой следует понимать первичное социальное объединение людей, вступающих друг с другом в непосредственный контакт при выполнении определенных социальных функций, объединенных общими целями и интересами.
В социологической теории различают понятия «группы», «первичной группы» и «малой группы». С тем, чтобы не путаться в терминологических тонкостях, мы эти понятия будем использовать как равнозначные. С точки зрения А.А. и К.А. Радугиных, социальные
группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования; 2) высокой степенью сплоченности; 3) выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем членам группы; 4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов.
Примерами первичных социальных групп могут быть: группы детей детского сада, школьные классы, студенческие потоки и группы, группа соседей, приятельский коллектив, спортивная команда, участники спортивной секции, производственная бригада, коллектив цеха или смены, учительский коллектив, работники кафедры или деканата, театральная труппа, члены оркестра, работники подразделов министерств и государственных органов управления, мелкое подразделение силовых структур и т.д.
Большинство этих групповых образований имеют формальный статус и структуру, где есть свои руководители и рядовые члены, есть свои профессиональные функции и роли, совокупность которых и образует структуру группы. Личные симпатии (или антипатии) здесь имеют место, но они являются как бы вторичными по сравнению с должностными обязанностями. Особая сплоченность группы наблюдается в том случае, если ее официальная структура и отношения совпадают с личными симпатиями или, как говорят, формальная и неформальная структуры совпадают.
Наряду с формальными групповыми объединениями существуют и неформальные - это группы по интересам или хобби (охотники, рыболовы, меломаны, болельщики), а также различного рода преступные объединения типа банды, мафии, клана.
Таким образом, группа - это такое объединение людей, в рамках которого проходит общественно-производственная деятельность людей. Слаженное функционирование групп определяет гармоничное функционирование коллектива предприятия, организации, учреждения и общества в целом.
Положительное значение групповых объединений проявляется в том, что группа не только суммирует возможности и усилия каждого члена, а приводит их к новому интегральному единству (то, что может сделать группа из 10 человек, не делает 10 человек в отдельности). Это интегральное единство проявляется в степени сплоченности и взаимодействия членов группы. Поэтому важным показателем жизнедеятельности группы является ее организованность, т.е. дисциплинированность и согласованность действий каждого члена группы.
Подчеркивая этот момент групповых объединений, Ф. Энгельс в своей работе «Анти-Дюринг» приводит следующие слова Наполеона: «Два мамлюка, безусловно, превосходили трех французов; 100
мамлюк были равны 100 французам; 300 французов обычно одерживали верх над 300 мамлюками, а 1000 французов всегда побивали 1500 мамлюков» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Соч., т. 20, с. 131). Это превосходство определялось именно организованностью французов.
Мнение членов группы и ближайших руководителей оказывает решающее воздействие на поведение ее отдельных членов. Во французском учебнике по социологии А. Мендера приводится следующий пример: «Война позволила провести эксперименты в характерных обстоятельствах. Американское Министерство обороны обратилось к социальным психологам с просьбой определить, в каких условиях американские солдаты воюют лучше. Укрепляет ли их дух понимание того, что они защищают вечные ценности западной цивилизации. Социальные психологи пришли к тем же выводам, что и Мэйо в индустриальной социологии: важнее всего личные отношения солдат, унтер-офицеров и офицеров. Именно человеческий и групповой факторы определяют дисциплину и мораль, воодушевляют солдат хорошо исполнять свой воинский долг» (Мендера А. Основы социологии. - М., 2000, С. 64).
Таким образом, социализирующая роль группы (а речь идет именно о первичной группе) проявляется в ряде факторов, к ним относятся:
• интегрирующая роль;
• повышение уровня индивидуальной мотивации;
• авторитет коллективного мнения;
• защитная роль коллектива.
Группа, как и любой сложный объект, имеет свою структуру и структурные отношения. Различают формальную и неформальную структуру группы. Первая представляет разделение ролей (функций) внутри группы, вторая - эмоциональное (экспрессивное) отношение членов группы друг к другу.
В теории малых групп выделяют разные типы взаимоотношений между ее членами. Эти типы определяются понятиями: «круг», «цепь», «У» и «крест». Для выполнения одних социальных целей предпочтительней отношения типа «У» или «креста», для других -«круга» или «цепи». Например, в воинском коллективе или на производстве важна строгая централизация коллективных действий, где все расписано строго по функциям и где реализуются схемы «У» или «креста». В научном же или творческом коллективе такая организация может иметь негативные последствия, поэтому здесь предпочтительней отношения типа «круга» или «цепи».
Структура группы определяется ролевым поведением. Цели этого поведения различны, но они могут быть сгруппированы в три основ-
ных блока: достижение основной задачи, стоящей перед группой; консолидирующее воздействие, выполняемое формальными или неформальными лидерами; дисгармонические действия, предпринимаемые какой-то частью группы или отдельными ее членами. На этой основе можно выделить следующие роли.
Роли консолидации группы:
• информатора(четкое разъяснение задач, стоящих перед членами группы):
• гармонизатора(руководитель или член группы выступает посредником между конфликтующими участниками группы);
• привратника(активизатора более пассивных членов группы, раскрытие их внутренних потенций).
Роли дисгармонизации группы:
• блокирование(члены группы не согласны с теми задачами, которые ставятся перед ними);
• агрессивность(постоянный конфликт отдельных членов группы со своим коллективом или руководством группы);
• неадекватное стремление к признанию(болезненное стремление все время находиться в центре внимания);
• абсентизм(демонстративное безразличие ко всему происходящему в группе, устраненность от коллективных мероприятий);
• доминирование(стремление занять лидирующее положение в группе при отсутствии на это необходимых качеств);
• беспомощность(культивирование своей слабости, стремление вызвать к себе снисходительное отношение и жалость, чтобы оправдать свою лень и недееспособность).
Выполнение этих ролей определяет сплоченность группы и ее динамику, т.е. любая группа не есть что-то застывшее, раз и навсегда данное. В силу изменения состава или начала функционирования нового коллектива группа формируется, достигает стадии своей зрелости и может распадаться из-за возникших в ней конфликтных ситуаций или вновь поставленных задач. Таковы структура, функционирование и динамика группы.
Из сказанного ясно, что, наряду с выполнением своих основных социально-производственных функций, группа, как и семья, выполняет социализирующую роль, прививая навыки коллективного творчества, взаимоуважения и взаимоподдержки, дух престижности профессии, чувство гордости за деятельность фирмы (предприятия), коллектива и т.д.
Типологию социальных групп можно проводить по нескольким критериям (основаниям).
По степени сплоченности различают группы первичныеи вторичные.
По масштабу - малыеи большие. (Вкачестве больших групп выступают коллективы. Например, коллектив предприятия, учреждения, вуза, театра, министерства и т.д.).
По производственному признаку выделяются группы в сфере материального производства, культуры, образования, науки, искусства, спорта, армии, системы управления и т.д.
По формам образования выделяются формальные и неформальныегруппы. Формальная группа - это такое объединение людей, состав и функции которого регулируются официальными документами: юридическими нормами, уставами, служебными инструкциями, профессиональными требованиями и т.д. Поэтому формальная группа имеет строгую структуру, упорядоченную иерархию, предписанные ролевые функции, регулирующие деятельность ее членов. По времени такие группы могут существовать достаточно долго, изменяя свой личностный состав, но сохраняя структуру и ролевые функции. Формальная структура такой группы представляет собой исходное звено социальной структуры общества в целом. Неформальная группа возникает стихийно. Для нее характерны дружеские, доверительные отношения между ее членами. В рамках неформальных групповых объединений при их стихийном создании следует различать неформальные и вполне формальные отношения, которые постепенно в ней устанавливаются. Например, неформальные объединения в рамках преступного мира, которые создаются снизу по принципу личного доверия постепенно приобретают характер жестко структурированных образований с четко обозначенными функциями и суровой дисциплиной - это банда, мафия, преступный клан.
Неформальные объединения дружеского типа могут возникать и в рамках формальных групп. Скажем, в студенческой группе, как официальном объединении, всегда существуют и небольшие микрогруппы приятельского или дружеского характера. Это личностные групповые объединения. Фактором сплочения здесь выступают симпатии, привычки, общие интересы и т.д. Порядок и связь в такой группе основаны на традиции, авторитете, уважении, альтруизме, ярко выраженном чувстве взаимопомощи и поддержки.
Каждый человек может быть членом нескольких формальных и неформальных групп, где он рассматривается как «свой». Кроме того, он может наблюдать и за деятельностью других «чужих» групп, каждая из которых оценивается как своеобразный идеал. Первые из
этих групп называются группами присутствия,вторые - идеальными,т.е. носителями неких идеальных качеств.
Кроме реально существующих человек может моделировать в своем сознании и такие группы, которые реально не существуют, но представляются человеку наиболее идеальными. Такие группы называются воображаемыми.Обычно они создаются из кумирных образцов сферы политики, искусства, спорта, бизнеса.
Группа (присутствия или идеальная, реальная или воображаемая), которая для человека выступает в качестве эталона, на нормы, ценности и мнения которой он ориентируется, называется референтной.Большую роль в формировании референтных стереотипов играют средства массовой информации, создающие определенный «имидж» как отдельных личностей, так и групповых объединений: спортивных команд, популярных музыкальных коллективов, политических групп и т.д.
Таковы основные типы социальных групп.
3. Изучение внутригрупповых и межгрупповых отношений в различных сферах материальной и общественной жизни имеет большой социальный смысл. Изучение этих отношений является одной из основных задач социальной психологии и социологии. Теоретико-методической основой изучения этих отношений являются социометрия, основоположником которой является американский исследователь Якоб Морено.
Социометрия - это одновременно и теория социальной структуры и методы ее изучения. Морено трактовал структуру общества как иерархию групповых отношений, т.е. пространственного размещения людей относительно друг друга в различных сферах их жизнедеятельности. Любая группа характеризуется как внешними (объективными), так и внутренними (субъективными) связями и отношениями. Внешние связи он определил как выражение макроструктуры общества, а внутренние - как микроструктуру. Если внешние и внутренние связи не соответствуют друг другу, то возникают противоречия и социальные конфликты. Целью социометрии является изучение эмоциональных предпочтений в рамках групповых организаций. Суть общей теории социометрии состоит в том, что отношения в группе строятся по принципу притяжения, отталкивания или нейтралитета (безразличия). Из заданной исследователем конкретной ситуации фиксируется установка испытуемых на взаимодействие друг с другом. В ситуации социометрического выбора основным содержанием социальной межличностной установки является потребность в общении с объектом выбора.
Процедура проведения социометрического исследования состоит из выбора социометрических критериев, определения числа этих критериев, опроса испытуемых и обработки данных социометрических измерений. Данные социометрического опроса обычно выражаются с помощью социограмми социоматриц,помогающих в формальной форме выявить неформальные отношения в группе.
Особым методом социометрического исследования являются социометрический театр,имеющий две разновидности: социодрама(проигрывание различных социальных ситуаций, моделирующих те или иные роли в рамках групповых отношений, помогающих членам группы находить пути урегулирования проблем и разрешения конфликтов) и психодрама(моделирование и проигрывание ситуаций межличностного общения с целью устранения неадекватных эмоциональных ситуаций и снятия нервных напряжений).
Социометрическое изучение позволяет широко использовать средства математического анализа и машинной обработки данных, что придает ему особую научную ценность и респектабельность.
Тема 8
Социальная общность как макроэлемент структуры общества. Социальная стратификация и мобильность
План лекции:
1. Понятие социальной общности.
2. Типологическая характеристика социальных общностей и проблемы их изучения.
3. Социальная стратификация и социальная мобильность.
1. Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем (с равным правом называемых и системами) с различными системообразующими качествами и свойствами. Мы уже разобрали такие системы, как человек, семья, группа. Следующей по структурообразующему значению выступает такая система, как социальная общность.
Общность - это макросоциальное объединение людей, выделяемое по одному или нескольким признакам, локализированное в пространстве или имеющее диффузную форму (типа диаспоры) и действующее как единый социальный субъект; это реально существующая совокупность людей, отличающаяся своей масштабностью и определенной целостностью, представляющая собой самостоятельный элемент социальной структуры, особый субъект социального действия, взаимодействия и поведения.
Необходимо различать два значения понятия «общность». В одном случае оно выступает как общее понятие для обозначения любого объединения людей. Тогда такие объединения, как семья, группа, коллектив, население, класс, слой и т.д. - все будут подходить под понятие общности. В другом случае это понятие обозначает особый социальный объект, отличающийся от группы, семьи, коллектива своей масштабностью, особенностями структурной организации, т.е. имеет собственный онтологический смысл. Не различение этих значений часто приводит к бесплодным теоретическим дискуссиям по поводу того, что считать группой, а что общностью. На самом же деле это яркий пример словесной омонимии, когда одно и то же слово обозначает два разных предмета. Поэтому правы и те авторы, которые любое объединение людей, даже диаду, называют общностью, и те, которые рассматривают в качестве самостоятельной структурной единицы общества, что легко устанавливается из контекста. В данном случае это понятие используется для обозначения именно макроструктурной подсистемы общества.
Конечно, и группа, и общность представляют собой некоторые объединения людей. Но это качественно различные формы объединения, имеющие свои отличительные признаки. Группа - это все же не очень крупное по количественному составу объединение людей (в пределах 100 человек), общность же может включать сотни тысяч и даже миллионы людей. Группа локализована во времени и в пространстве, в то время как общность может иметь диффузный характер и не иметь четких пространственно-временных границ. Называют, например, три мировые религии, подчеркивая их безграничный характер. Представители же этих религий живут в тесном соседстве друг с другом, и даже перемешиваясь друг с другом, примерно так же, как растворяется одна жидкость в другой.
Члены группы находятся в непосредственном контакте друг с другом, в то время как члены общности, выделяемые по какому-то одному общему признаку, в большинстве своем не имеют непосредственных контактов друг с другом, могут даже ничего не знать друг о друге. Наконец, общность сама состоит из групп, последние выступают в качестве исходных элементов ее структуры.
Таким образом, с точки зрения анализа социальной структуры, теоретически важно выделять малые и крупные объединения людей, которые весьма существенно различаются между собой и структурно, и функционально - это группы и общности.
2. Природа и сущность общности уточняется в ее типологической характеристике. Итак, если общность - это массовое объединение людей, выделяемое на основе какого-либо общего признака, то сами
эти признаки можно увязать с основными подсистемами общества, каковыми являются экономическая, политическая и социокультурная сферы.
На этом основании можно выделить следующие типы общностей:
• племена, народности, нации, расы (этнические общности);
• мужчины и женщины (половые общности);
• дети, юноши, взрослые, старики (возрастные общности с последующим их делением на более мелкие возрастные группы);
• сословия, классы, слои (социально-экономические общности);
• машиностроители, строители, нефтяники, транспортники, связисты, юристы, работники сельского хозяйства, образования, культуры, управления, силовых структур и т.д. (отраслевые общности);
• каменщики, плотники, слесари, токари, животноводы, механизаторы, врачи, преподаватели, банкиры, бизнесмены, предприниматели и т.д. (профессиональные общности);
• члены крупных политических партий, социальных объединений и движений (политические общности);
• православные, католики, протестанты, мусульмане, буддисты и т.д. (конфессиональные общности);
• жители (население) деревни, города, района, области, государства (поселенчески-территориальные общности).
Каждая из этих общностей имеет собственную структуру, определяемую входящими в нее группами и их объединениями, свои функциональные особенности, свои традиционные и новаторские способы коллективного поведения. Каждая общность предполагает свою культуру, свой «социальный дух» и традиции, определяющие модели личного (этнического, религиозного, служебного и т.д.) поведения. В монообществе или в унитарном государстве все эти типы культур сливаются в единую общую культуру с общепринятыми нормами, ценностями и традициями. В многонациональном, многоконфессиональном обществе и в государстве федерального типа, наряду с общими ценностями, могут существовать и локальные культуры, определяющие разные типы поведен<