Культура, ее виды и функции.
Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объектированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.. Культура не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации.
Толкотт Парсонс считал, что производство и социальные отношения выполняют в обществе мужскую функцию: они дестабилизируют, разрушают стереотипы, движут общество вперед. А культура выполняет женскую функцию, обеспечивая трансляцию, наследование, стабильность, консервацию общественных отношений.
В социологии выделяются два вида культуры: материальная (продукты ремесел и производства, орудия труда, инструменты, сооружения, здания, техника и др.) и нематериальная (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.).
Также различают элитарную и массовую культуру. Элитарная культура создается либо привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Народная культура включает мифы, сказания, эпос, сказки и т.д. и создается анонимными творцами. Массовая культура доступна представителям всех социальных слоев. Она является авторской, имеет самую широкую аудиторию (напр., популярная музыка).
Среди основных функций культуры различают: познавательную, запрещающую, стимулирующую, регулирующую, гармонизирующую, преобразующую, гедонистическую (наслаждение), функцию преемственности.
Основные элементы культуры.
1. Знаки и символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого. Знаки и символы представлены главным образом в языке. Язык – это объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Выступая средством человеческого общения, язык обеспечивает социальное поведение человека.
2. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым надо стремиться, это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Они составляют основу нравственных принципов (напр., 10 заповедей).
3. Социальные нормы представляют собой стандарты поведения. Нормы – это правила поведения, ожидания, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями.
4. Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. По отдельности манеры составляют элементы культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом. Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает манеры, нормы, церемонии и ритуалы.
5. Обычаи – традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи относятся к коллективным привычкам и состоят в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям.
6. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.
7. Ритуалы (обряды) – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются религиозные представления или бытовые традиции.
Типы общественных систем.
Социологи создали множество классификаций общества. Популярен, в частности, подход, базирующийся на основном способе, с помощью которого члены общества добывают средства к существованию.
Общества охотников и собирателей– самая ранняя форма организованной социальной жизни. Люди выживают благодаря охоте и сбору съедобной пищи. Поскольку используемые способы добывания пищи быстро сокращают запасы животных и растений в данной местности, люди постоянно находятся в движении. Общество не превышает, как правило, 50 человек. На этом уровне развития крупные и сложные формы социальной организации практически невозможны. Основой для большинства взаимоотношений являются родственные связи по крови или браку. В таких обществах еще нет частной собственности, постоянной армии и политической системы.
Огороднические общества.Примерно 10 тыс. лет назад люди научились выращивать растения, которые служили им пищей. Люди расчищают участок земли по подсечно-огневой технологии, выращивают урожаи в течение двух-трех лет, а затем, когда почва истощается, переходят на другие участки. Более эффективные хозяйства позволяет получать излишки – товары и услуги сверх тех, что необходимы для выживания. Эти излишки становятся фундаментом для социальной стратификации; специализации некоторых экономических, политических и религиозных ролей; повышения значения военных действий; возникновения более сложных форм культурной и социальной структуры. Даже при этом верхний предел для большинства огороднических общин составляет примерно 3000 человек.
Аграрные общества.Изобретение плуга 5-6 тыс. лет назад в плодородных долинах рек Ближнего Востока стало началом революции в сельском хозяйстве и возникновения аграрных обществ. Плужная обработка почвы активизирует в земле элементы плодородия, которые в полузасушливых регионах находятся вне досягаемости корней растений. Кроме того, использование силы животных и открытие основных принципов металлургии в значительной мере повысили ценность плуга. Эти нововведения обеспечили обильные урожаи, большее количество пищи, увеличение населения и усложнение форм социальной организации. Со временем появились усовершенствованные политические институты, в которых власть концентрировалась в руках наследных монархов. Постоянный прогресс в производственной и военной сферах способствовал значительному усилению государственной власти, подконтрольной ей территории и возникновению крупных городов.
Индустриальные общества.Около 250 лет назад Промышленная революция породила индустриальные общества, производственные и экономические системы которых базируются на машинной технике. Феодальная экономическая замкнутость, мелкие ремесленные мастерские и местная торговля уступили место фабрикам и заводам, государственным и международным рыночным системам. По сравнению с аграрными обществами значительно возрос уровень грамотности населения, что привело к увеличению количества учебных заведений. Многие виды деятельности, прежде входившие в обязанности семьи, перешли к другим социальным институтам. Увеличение численности населения, рост промышленного производства способствовали урбанизации, сосредоточению людей в городах. Крупные бюрократические и официальные организации стали занимать ведущее положение в частной и общественной жизни, выступая в виде крупных коммерческих компаний, союзов, университетов, больниц и правительств.
Постиндустриальное общество.Социологи утверждают, что сейчас в промышленно развитых странах мира формируется постиндустриальное общество. В постиндустриальном обществе все большее число людей находит работу в сфере услуг. Кроме того, внедрение компьютеров и сложных систем управления с обратной связью позволяют автоматизировать многие процессы на рабочем месте. Все эти перемены сопровождаются бурным развитием знаний на основе создания, обработки и распределения информации.
По классификации Ф. Тённиса различают два типа общественных систем: община и общество. Различия состоят в следующем:
1) община стимулирует стремление людей жить в соответствии с общими принципами, а в обществе – рациональное осуществление личных интересов, действуют деньги,
2) в сфере социального контроля община придает значение вере, обычаям, традициям, а общество основано на формальном праве,
3) в области разделения труда община отличается ограниченной специализацией. Для общества характерна специализация профессиональных ролей и отделение их от семейных ролей,
4) в общине культура формируется на основе религиозных ценностей, в обществе – на основе светских,
5) главными социальными институтами общины являются семья, соседи, в обществе – крупные объединения (деловые круги, политические партии и т.д.).