Предмет и задачи курса: «Методология и методы социологического исследования»
Предмет и задачи курса: «Методология и методы социологического исследования»
Цель курса – дать понимание теоретических и методических подходов к получению эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития массовых социальных явлений и процессов.
Задачи курса:
· показать место и роль социологических исследований в социологической науке, специфику предмета и метода социологического исследования;
· раскрыть методологическую роль теории, понятийного аппарата в социологическом исследовании;
· раскрыть структуру программы социологического исследования как документа, регламентирующего нормы и логику эмпирического познания;
· дать понимание способов построения концептуальной и операциональной моделей социологического исследования как основы формулировки исследовательских гипотез;
· дать сущность, содержание и виды переменных социологического исследования;
· дать понимание природы причинно-следственных связей между переменными социологического исследования;
· раскрыть логическую структуру исследовательских гипотез, их виды, основы и способы построения;
· дать понимание теоретических основ и особенностей процесса измерения в социологическом исследовании;
· раскрыть теоретические основы и способы построения показателей, индикаторов, шкал и индексов в социологическом исследовании;
· дать понимание теоретических основ построения выборочной совокупности и методов её проектирования в социологическом исследовании;
· раскрыть сущностные особенности, возможности и ограничения количественного и качественного методов в социологическом исследовании;
· раскрыть особенности организационных процедур социологического исследования, их содержание и последовательность проведения;
· дать понимание отдельных видов социологического исследования, возможности и ограничения их применения;
· раскрыть систему количественных и качественных методов, возможности и ограничения, технику и процедуры их применения в социологическом исследовании;
· дать понимание системы методов анализа и обработки данных социологического исследования, возможности и ограничения в применении этих методов, их взаимосвязь с отдельными видами социологического исследования;
· раскрыть способы, используемые для обобщения и представления данных социологического исследования, структуру и логику разработки научного отчета.
Требования к уровню освоения содержания курса. В результате прослушивания курса студенты должны:
· знать особенности предмета и метода социологических исследований, существующие теоретические подходы, понятийный аппарат, необходимый для разработки методологии социологического исследования, уметь их использовать применительно к конкретной исследовательской проблеме;
· знать структуру и содержание программы социологического исследования;
· уметь разрабатывать концептуальную и операциональную исследовательские модели;
· уметь выделять исследовательские переменные, знать логическую структуру и уметь формулировать гипотезы социологического исследования;
· знать особенности построения показателей, индикаторов, шкал, индексов и уметь конструировать их применительно к конкретной исследовательской проблеме;
· знать особенности организации проведения отдельных видов социологического исследования;
· знать систему методов социологического исследования и уметь их использовать применительно к конкретной исследовательской проблеме;
· знать систему методов обработки данных социологического исследования и уметь их использовать в соответствии с задачами социологического исследования;
· знать и уметь использовать способы обобщения и представления данных социологического исследования;
· знать структуру и логику разработки научного отчета и уметь его подготовить.
Требования к социологическим исследованиям
Требования к социологическому исследованию:
Валидность - это правильность, корректность измерения. Валидность шкалы зависит от правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить.
«Пилотаж» - предварительная проба. Охватывает проверку годности и отдельных методов получения первичной информации, и системы процедур в целом, и организации массового сбора данных (конструирование выборки, организация «полевых» работ и, наконец, в случае использования качественных методов - экспериментальных интервью, наблюдений и т.п. Позволяет измерить усредненное время заполнения анкеты респондентом или интервьюером, выявить схожие или повторяющиеся по смыслу вопросы либо отсутствие ряда вопросов, необходимых для получения важной информации. Фиксируется реакция респондента на каждый вопрос, его замечание.
Полевое обследование - массовый сбор информации на объектах. Основное требование организации на этом этапе: четкое соблюдение инструкций, контроль доброкачественных исходных данных по мере их поступления, целесообразная система хранения первичной информации.
Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.
Также, репрезентативность можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.
Требования к программе социологического исследования
Основные требования к программе:
1. Необходимость.
2. Эксплицитность (ясность, четкость).
3. Гибкость.
4. Логическая последовательность структуры.
Рассмотрим их подробнее.
Первое требование - необходимость программы. Беспрограммное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не "покрываются" эмпирическими данными, при отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать материал. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал был собран не полностью, выборка не удовлетворяла задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале. В конце работы исследователи приходят к выводу, что теперь они проделали бы все это совершенно иначе. Подобный вывод нередко возникает и при работе по тщательно сформулированной программе. Но здесь сомнения и новые вопросы имеют продуктивный характер, возникают более обоснованные гипотезы, требующие специальной, целенаправленной проверки по новой программе. Такая неудовлетворенность достигнутым результатом - плод творческого поиска, тогда как в первом случае она является итогом неиспользованных возможностей.
Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных посылок и правил процедуры. Кроме того, программа является документом, единым для всего научного коллектива, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку и требуется участие многих специалистов. При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые бы не возникли, будь у них общая программа.
Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться формулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом (хотя бы на уровне общих гипотез). Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.
Четвертое требование - гибкость программы.
Кажется, что оно противоречит предыдущему. Но в действительности гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то отдельном звене.
Изменение интерпретации требует пересмотра в каких-то частях концептуальной схемы и, конечно же, предполагает переформулировку соответствующих гипотез (связанных с употреблением понятия). Обычно на стадии предварительного, целостного анализа объекта продолжается работа над уточнением понятий, а на стадии разработки гипотез вносятся исправления в системный анализ предмета. Нередко разработка программы проходит два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, приблизительной формулировки гипотез; за этим следует стадия полевого исследования по формулятивному плану, и, наконец, составляется полная программа исследования с учетом литературных источников и полевых наблюдений. Наконец, не все исследовательские программы непременно должны строиться по той жесткой схеме, что была здесь предложена.
Итак, тщательно разработанная программа, представляет собой важный результат научной работы и может быть опубликована как самостоятельный научный труд.
Предварительный системный анализ объекта исследования
Одна из задач начального этапа социологического исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развёрнутое описание социального объекта как системы, т. е. описать его с позиции системного анализа. Таким образом, фиксируются определённые элементы и связи, характерные для изучаемого объекта.
Социальный объект рассматривается с двух сторон: как часть целого и как целое, состоящее из частей. В первом случае он характеризуется внешними связями, во втором - внутренними.
Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Данная модель становится "заместителем" исследуемого объекта.
Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.
Системный анализ объекта позволяет прояснить предмет исследования, выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а так же выдвинуть рабочие гипотезы.
Типы шкал и их построение
Измерительная шкала - используемый в социальном измерении инструмент фиксации той или иной совокупности значений, интересующих исследователя объектов, представляющий собой конструкт индикаторов конкретно - эмпирического проявления изучаемых признаков и количественных индексов, с помощью которых достигается преобразование системы этих признаков с отношениями в соответствующую числовую систему.
Измерительная шкала в прикладной социологии является главным средством сбора и анализа соответствующего статистического материала. Основная задача измерения, решаемая с помощью измерительной шкалы, состоит в том, чтобы привести качественно разнородные данные к сопоставимым количественным показателям. При построении измерительной шкалы, прежде всего, решается проблема измерения с помощью набора свойств изучаемых социальных объектов, явлений и процессов, которые непосредственно измерить нельзя. Поэтому основная суть осуществляемой при помощи шкал процедуры измерения состоит в сопоставлении специфических переменных (образов действительности), входящих в их состав, с реальным поведением, оценками и самооценками конкретных ситуаций, требующих проявления изучаемого социального явления, характеристиками социальных объектов и осуществляемой ими деятельности.
Шкалы различаются в зависимости от того, какая функция берется за основу построения. Эта функция классификации (номинальная шкала), функция по возрастанию или убыванию интенсивности проявления признака (порядковая шкала), функция отношения порядка (ранговая шкала), функция интенсивности того или иного свойства признака (интервальная шкала), функция, отражающая отношения пропорций (шкала отношений).
Наиболее ограниченными измерительными возможностями обладает номинальная шкала (или шкала наименований). Шкала наименований - измерительная шкала, предназначенная для классификации объектов, градации шкал не упорядочены. В данной шкале объекты или признаки могут выражаться и при помощи взаимно исключающих понятий или сужений, при чем необязательно, чтобы между ними существовала взаимосвязь.
В строгом смысле слова номинальная шкала не является шкалой измерения. Она допускает лишь операцию равенств или неравенства, дает лишь простую классификацию объектов. По этой шкале можно проводить только операции простого суммирования чисел и расчет процентов, моды, а также корреляцию качественных признаков.
Когда перечень признаков, характеризующих то или иное социальное явление, объект или процесс, расположен в ранговом порядке относительно некоторой переменной, то речь идет о порядковой шкале. Шкала порядка - измерительная шкала, упорядочивающая объекты по некоторому критерию; расстояние между объектами или классами неизвестно.
В отличие от шкал наименований порядковые шкалы включают в себя перечень признаков, упорядоченных относительно друг друга по измеряемому признаку и представляющих собой некое системное единство. Эта разновидность шкал является наиболее употребляемой в практике социологических исследований. Основное их назначение - определение различных степеней качества и уровня развития признака, содержащихся в экспертных и других оценках, мнениях и суждениях.
В отличие от порядковой в ранговой шкале не только осуществляется ранжирование самого признака, но и указывается его место в ряду в порядке возрастания или убывания. При помощи этой шкалы между объектами устанавливаются и отношения эквивалентности и отношения порядка.
Наиболее совершенными измерительными шкалами являются шкала интервалов и шкала отношений. Если шкалирование по номинальной шкале осуществляется в виде классификации, порядковой и ранговой - в виде ранжирования, то в интервальной шкале и шкале отношений шкалирование осуществляется путем метрики. Будучи метрической шкалой, интервальная, или большая, шкала позволяет охарактеризовать интенсивность того или иного свойства признака.
Шкала отношений, или пропорциональная шкала, позволяет определить, во сколько раз интенсивность данного свойства, признака у одного объекта выше, чем у другого. В шкале отношений числа присваиваются объектам так, чтобы между числами выполнялась такая пропорция, которая существует между объектами. Эта шкала подразумевает фиксированную точку отсчета - начало отсчета. Она допускает операции равенства - неравенства, больше - меньше, равенства интервалов и равенства отношений и тем самым реализует все математические операции.
Существует еще несколько требований к социальной шкале, которые соблюдают при ее конструировании: валидность, полноту и чувствительность.
Валидность шкал измерения зависит правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить.
Полнота шкалы измерения - это ее способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Она неотъемлемая характеристика шкалы, построенной на субъективных индикаторах. Число ее позиций, прежде всего для ранговых шкал, определяется самим исследователем, чем больше их, тем шкала чувствительнее.
Точность шкалы - эта характеристика измерения, которая зависит от степени совпадения полученных в ходе социологического исследования число о данных свойствах, сторонах изучаемого явления (процесса) с их истинной величиной.
Надежность шкалы - ее устойчивость по отношению к измерению характеристик объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных сравнимых числовых данных об изучаемом явлении (процессе) при многократном (повторном) измерении.
Предмет и задачи курса: «Методология и методы социологического исследования»
Цель курса – дать понимание теоретических и методических подходов к получению эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития массовых социальных явлений и процессов.
Задачи курса:
· показать место и роль социологических исследований в социологической науке, специфику предмета и метода социологического исследования;
· раскрыть методологическую роль теории, понятийного аппарата в социологическом исследовании;
· раскрыть структуру программы социологического исследования как документа, регламентирующего нормы и логику эмпирического познания;
· дать понимание способов построения концептуальной и операциональной моделей социологического исследования как основы формулировки исследовательских гипотез;
· дать сущность, содержание и виды переменных социологического исследования;
· дать понимание природы причинно-следственных связей между переменными социологического исследования;
· раскрыть логическую структуру исследовательских гипотез, их виды, основы и способы построения;
· дать понимание теоретических основ и особенностей процесса измерения в социологическом исследовании;
· раскрыть теоретические основы и способы построения показателей, индикаторов, шкал и индексов в социологическом исследовании;
· дать понимание теоретических основ построения выборочной совокупности и методов её проектирования в социологическом исследовании;
· раскрыть сущностные особенности, возможности и ограничения количественного и качественного методов в социологическом исследовании;
· раскрыть особенности организационных процедур социологического исследования, их содержание и последовательность проведения;
· дать понимание отдельных видов социологического исследования, возможности и ограничения их применения;
· раскрыть систему количественных и качественных методов, возможности и ограничения, технику и процедуры их применения в социологическом исследовании;
· дать понимание системы методов анализа и обработки данных социологического исследования, возможности и ограничения в применении этих методов, их взаимосвязь с отдельными видами социологического исследования;
· раскрыть способы, используемые для обобщения и представления данных социологического исследования, структуру и логику разработки научного отчета.
Требования к уровню освоения содержания курса. В результате прослушивания курса студенты должны:
· знать особенности предмета и метода социологических исследований, существующие теоретические подходы, понятийный аппарат, необходимый для разработки методологии социологического исследования, уметь их использовать применительно к конкретной исследовательской проблеме;
· знать структуру и содержание программы социологического исследования;
· уметь разрабатывать концептуальную и операциональную исследовательские модели;
· уметь выделять исследовательские переменные, знать логическую структуру и уметь формулировать гипотезы социологического исследования;
· знать особенности построения показателей, индикаторов, шкал, индексов и уметь конструировать их применительно к конкретной исследовательской проблеме;
· знать особенности организации проведения отдельных видов социологического исследования;
· знать систему методов социологического исследования и уметь их использовать применительно к конкретной исследовательской проблеме;
· знать систему методов обработки данных социологического исследования и уметь их использовать в соответствии с задачами социологического исследования;
· знать и уметь использовать способы обобщения и представления данных социологического исследования;
· знать структуру и логику разработки научного отчета и уметь его подготовить.