Объект, предмет и функции социологии.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Основная литература

1. Асимметрия жизни современного российского общест­ва: соотношение традиций и инноваций: [монография] / [О. В. Аксенова, Н. В. Левченко и др.]; Отв. ред. О. В. Аксенова; ИС РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2017. 207 с.

2. Бекиров С.Н. Психолого-педагогические основы обучения социологии в высшей школе в период модернизации системы образования// Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-2. - С. 9-15.

3. Беленькая П.В., Шалдыбина М.И., Совальскова Т.Н.Социология рекламы. Влияние общества на Российскую рекламу// Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. - 2016. - С. 53-55.

4. Белобородова Г.А., Белобородова Н.О., Медведева Е.Ю. Социология семьи// Апробация. - 2016. - № 11 (50). - С. 95-97.

5. Вернер А.Н. Проблема бедности в современной России через призму социологии// Актуальные вопросы социологической науки: теория, методология, практика материалы ежегодной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2016. - С. 25-30.

6. Горохов В.Ф.О некоторых подходах к проблеме типологии обществ// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 4-2. -С. 272-283.

7. Игнатова Ю.А. К вопросу об интерпретации категорий социальной стратификации в социологии// Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2016. - № 8-1. - С. 72-75.

8. Ильиных С.А. Средний класс в зеркале социологии управления// Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 11. - С. 13-17.

9. Каралкина А.А. Современное состояние развития общества в свете социологии // Кирилло-Мефодиевские чтения в СамГТУ сборник материалов XII Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. - 2016. - С. 204-206.

10. Кудрина С.А.Место ценности прогресса в становлении и развитии социологической науки//Социальные и гуманитарные знания. - 2016. - Т. 2. № 4 (8). - С. 293-297.

11. Кудрина С.А.Идея прогресса как аксиологическая предпосылка социологии//Вестник социально-политических наук. - 2016. - № 15 (15). - С. 84-86.

12. Крейк А.И.Неопределенные перспективы преодоления кризиса в социологии//Проблемы и достижения современной науки. - 2016. - № 1 (3). -С. 78-80.

13. Курамшев А.В., Широков А.А. Социология социального и ассоциаций: Эмиль Дюркгейм и Габриэль Тард об изменениях в обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2016. - № 3 (43). - С. 131-138.

14. Лазар М.Г.Реформа высшего образования России - итоги и последствия глазами социологии образования // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. - 2016. - № 44. - С. 232-244.

15. Лазукова Е.А. Востребованность социологии// Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. - 2016. - Т. 1. - С. 162-165.

16. Маркина Е.П. Сущность и специфика исследования понятия «личность» в социологии// Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 4-2 (58). - С. 145-147.

17. Маякунов А.Э. Мнение студентов о проблеме коррупции в современном российском обществе// Инновационные процессы в научной среде. - 2017. - С. 55-57.

18. Мишучков А.А. Диалектика традиций и инноваций как фактор стабильности общества и образования: обзор научных исследований// Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. - 2016. - С. 2061-2069.

19. Мусаев А.Р.Сфера культуры в социологии общественных взаимодействий//Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2016. - № 5. - С. 92-94.

20. Огнев А.Н. Становление социологии как науки// Вестник Самарского муниципального института управления. - 2016. - № 2. - С. 123-130.

21. Оганян К.К. Анализ личности в Российской социологии: история и современность// Материалы III научного конгресса студентов и аспирантов СПбГЭУ. - 2016. - С. 28-31.

22. Окатов А.В.Проблема социальной солидарности в классической социологии //Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2017. - Т. 3. - № 1 (9). - С. 57-65.

23. Лесовиченко А.М., Прибыткова А.В. Понятие «традиция» и его применение в теории культуры//Потенциал современной науки. 2015. № 4 (12). С. 170-175.

24. Петриченко Е.А.«Троянский конь» Российской социологии. Философский взгляд // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 2-4 (23). - С. 126-128.

25. Поздяева С.М. Модернизация в России: преграды на пути к современному обществу// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2016. - № 4 (34). - С. 129-134.

26.Социальные изменения в современном обществе: коллективная монография /отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 365 с

27. Степаненко Л.В. Развитие личности в контексте идеи поиска духовной парадигмы XXI в// Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 74-78.

28. Суслова Т.И. Проблемы образования в век технонауки// Современное образование: развитие технологий и содержания высшего профессионального образования как условие повышения качества подготовки выпускников Материалы международной научно-методической конференции. 2017. С. 51-53.

29. Супиков В.Н., Данилова Е.А. Проблема социализации личности в истории социологии// Наука. Общество. Государство. - 2016. - Т. 4. - № 3 (15). - С. 120-126.

30. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Зарубежный опыт и российская практика решения проблем социального равновесия в обществе// Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - № 1. - С. 99-105.

31. Трофимова В.А. К проблеме «человека массы» в современном обществе//

Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 1 (43). - С. 260-263.

32.Тощенко Ж.Т. Гражданское общество как объект социологии жизни//Гуманитарий Юга России. - 2016. - Т. 21. - № 5. - С. 50-62.

Лекция 1

Лекция 2

Лекция 3

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Основная литература

1. Асимметрия жизни современного российского общест­ва: соотношение традиций и инноваций: [монография] / [О. В. Аксенова, Н. В. Левченко и др.]; Отв. ред. О. В. Аксенова; ИС РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2017. 207 с.

2. Бекиров С.Н. Психолого-педагогические основы обучения социологии в высшей школе в период модернизации системы образования// Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-2. - С. 9-15.

3. Беленькая П.В., Шалдыбина М.И., Совальскова Т.Н.Социология рекламы. Влияние общества на Российскую рекламу// Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации. - 2016. - С. 53-55.

4. Белобородова Г.А., Белобородова Н.О., Медведева Е.Ю. Социология семьи// Апробация. - 2016. - № 11 (50). - С. 95-97.

5. Вернер А.Н. Проблема бедности в современной России через призму социологии// Актуальные вопросы социологической науки: теория, методология, практика материалы ежегодной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2016. - С. 25-30.

6. Горохов В.Ф.О некоторых подходах к проблеме типологии обществ// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 4-2. -С. 272-283.

7. Игнатова Ю.А. К вопросу об интерпретации категорий социальной стратификации в социологии// Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2016. - № 8-1. - С. 72-75.

8. Ильиных С.А. Средний класс в зеркале социологии управления// Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 11. - С. 13-17.

9. Каралкина А.А. Современное состояние развития общества в свете социологии // Кирилло-Мефодиевские чтения в СамГТУ сборник материалов XII Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. - 2016. - С. 204-206.

10. Кудрина С.А.Место ценности прогресса в становлении и развитии социологической науки//Социальные и гуманитарные знания. - 2016. - Т. 2. № 4 (8). - С. 293-297.

11. Кудрина С.А.Идея прогресса как аксиологическая предпосылка социологии//Вестник социально-политических наук. - 2016. - № 15 (15). - С. 84-86.

12. Крейк А.И.Неопределенные перспективы преодоления кризиса в социологии//Проблемы и достижения современной науки. - 2016. - № 1 (3). -С. 78-80.

13. Курамшев А.В., Широков А.А. Социология социального и ассоциаций: Эмиль Дюркгейм и Габриэль Тард об изменениях в обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2016. - № 3 (43). - С. 131-138.

14. Лазар М.Г.Реформа высшего образования России - итоги и последствия глазами социологии образования // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. - 2016. - № 44. - С. 232-244.

15. Лазукова Е.А. Востребованность социологии// Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. - 2016. - Т. 1. - С. 162-165.

16. Маркина Е.П. Сущность и специфика исследования понятия «личность» в социологии// Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 4-2 (58). - С. 145-147.

17. Маякунов А.Э. Мнение студентов о проблеме коррупции в современном российском обществе// Инновационные процессы в научной среде. - 2017. - С. 55-57.

18. Мишучков А.А. Диалектика традиций и инноваций как фактор стабильности общества и образования: обзор научных исследований// Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. - 2016. - С. 2061-2069.

19. Мусаев А.Р.Сфера культуры в социологии общественных взаимодействий//Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2016. - № 5. - С. 92-94.

20. Огнев А.Н. Становление социологии как науки// Вестник Самарского муниципального института управления. - 2016. - № 2. - С. 123-130.

21. Оганян К.К. Анализ личности в Российской социологии: история и современность// Материалы III научного конгресса студентов и аспирантов СПбГЭУ. - 2016. - С. 28-31.

22. Окатов А.В.Проблема социальной солидарности в классической социологии //Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2017. - Т. 3. - № 1 (9). - С. 57-65.

23. Лесовиченко А.М., Прибыткова А.В. Понятие «традиция» и его применение в теории культуры//Потенциал современной науки. 2015. № 4 (12). С. 170-175.

24. Петриченко Е.А.«Троянский конь» Российской социологии. Философский взгляд // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 2-4 (23). - С. 126-128.

25. Поздяева С.М. Модернизация в России: преграды на пути к современному обществу// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2016. - № 4 (34). - С. 129-134.

26.Социальные изменения в современном обществе: коллективная монография /отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 365 с

27. Степаненко Л.В. Развитие личности в контексте идеи поиска духовной парадигмы XXI в// Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 74-78.

28. Суслова Т.И. Проблемы образования в век технонауки// Современное образование: развитие технологий и содержания высшего профессионального образования как условие повышения качества подготовки выпускников Материалы международной научно-методической конференции. 2017. С. 51-53.

29. Супиков В.Н., Данилова Е.А. Проблема социализации личности в истории социологии// Наука. Общество. Государство. - 2016. - Т. 4. - № 3 (15). - С. 120-126.

30. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Зарубежный опыт и российская практика решения проблем социального равновесия в обществе// Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - № 1. - С. 99-105.

31. Трофимова В.А. К проблеме «человека массы» в современном обществе//

Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 1 (43). - С. 260-263.

32.Тощенко Ж.Т. Гражданское общество как объект социологии жизни//Гуманитарий Юга России. - 2016. - Т. 21. - № 5. - С. 50-62.

Лекция 1

Объект, предмет и функции социологии.

Выделим особенно значимые условия развития социологии.

Первые предпосылки развития социологии связаны с первоосновой жизни человека — с биосферой, природой, материальными, экономическими, производственно-техническими, энергетическими факторами.

Именно благодаря гигантскому росту производительных сил в условиях промышленной революции возникает возможность создать материальный базис свободного человечества и осуществить переход от системы с преобладанием естественной обусловленности к социально-исторической, социально-культурной.

Научно-техническая революция XX в., информатизация общества означают следующий качественный скачок в развитии производительных сил. Конец XX в. отмечен глобальным экономическим бумом, когда от торговли, экономического взаимообмена между отдельными странами мир втягивается в процесс становления единой экономики. Но на фоне колоссальных достижений в сфере материального производства ужасает пропасть в уровне жизни людей в разных регионах мира, да и неблагополучие многих членов общества в самых развитых странах.

Таким образом, к концу второго тысячелетия меняются приоритеты: не экономика, а социокультурные факторы прежде всего определяют прогресс человечества, в том числе и в сфере природных, производственных процессов.

Другие предпосылки становления и возрастания роли социологии в жизни общества связаны непосредственно с системой общественных связей, с особенностями политических, правовых, нравственных отношений, их демократизацией. Организуется, вернее самоорганизуется социум в масштабах всего человечества в направлении к единению многообразного бытия разных народов и наций, в борьбе сил централизации и децентрализации, демократии и тоталитаризма, национальных и транснациональных тенденций. Меняются временные, пространственные характеристики развития коммуникативных связей.

Однако наряду с возникновением в современном мире межнациональных сообществ обостряются и националистические настроения. Нарастание «тесноты» общественных связей, создание всечеловеческого экологического, экономического, информационного пространства превращаются в основание разрешения глобальных проблем.

К следующим предпосылкам развития социологии относятся идейные, культурные, собственно научные, духовные факторы. Сфера духовных отношений наиболее заметно влияет на социальное знание, на выработку парадигмы современной социологии.

Проблема выживания общества, в частности российского, упирается в способность людей достаточно оперативно перестроить систему нравственных мотивов и ценностей, норм отношения к природе и друг к другу.

Возникновение коллективных форм сознания, преодолевающих границы локальных общностей, развитие символического и культурного взаимодействия, сотрудничество, сотворчество в деле реализации всеобщих интересов человеческого рода — все это сочетается (хотя и крайне противоречиво) с тенденцией возрастания роли субъективного фактора, с «триумфом личности».

Развитие социологии связано и с ее институализацией, общественным признанием, возникновением исследовательских центров в отдельных странах и международных центров, а также с утверждением этой науки как предмета преподавания в учебных заведениях практически всех стран мира. Богатые традиции имеет социологическая мысль в России, которая развивалась как часть общеевропейской и в то же время отличалась яркой самобытностью. Она представлена именами известных русских социологов: Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, Н. Я. Данилевского, Н. К. Михайловского, П. А. Сорокина.

В первые годы советской власти, как и в дореволюционный период, развитию теоретической и прикладной социологии уделялось большое внимание. Перед Социалистической академией общественных наук одной из первоочередных стала задача организации ряда социальных исследований. Были созданы кафедра социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1920 г. в Петроградском университете открылся первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П. А. Сорокиным. Строительство нового общества нуждалось в многосторонней информации о сложных социальных процессах, в социальных экспериментах.

В условиях командно-административной системы, сложившейся в 30-е годы, социология практически была «упразднена». Для тоталитарного государства социология, ее принципы, методы, теория познания объективной реальности оказались не только излишними, но и опасными. Поэтому социологию объявили буржуазной лженаукой, а на фундаментальные и научно обоснованные прикладные исследования наложили запрет. Отставание в социологии, углубленное изоляцией от мирового опыта, не преодолено до сих пор. Это одна из причин того, что мы недостаточно знаем наше общество, у нас неадекватное представление о его социальной структуре, социальных отношениях и связях.

В 60-е годы социология начала возрождаться. В 1958 г. возникла Советская социологическая ассоциация, в 1968 г. создается Институт конкретных социальных исследований, который в результате преобразований ныне именуется Институтом социологии. Но развитие социологии в 60— 70-е годы было трудным и противоречивым. Конфликтные ситуации в социальной жизни в условиях нарастания застойных явлений замалчивались, эмпирические исследования, к которым часто сводилась суть социологии, нередко носили формальный апологетический характер, увеличивался разрыв между теоретической и прикладной социологией.

Решающий перелом в судьбе социологии произошел в конце 80-х годов, когда ясной стала гибельность пренебрежения социальной политикой, социальным управлением, социальной наукой. Социология становится предметом академического преподавания. В Америке она преподается более ста лет не только в высшей, но и в средней школе.

Пройдя сложный драматический путь, социология как общеобразовательная дисциплина получает в России «второе рождение». Однако, складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, «мода» на социологию растет, но с другой — снижается ее престиж, она как и прежде часто отождествляется с эмпирическими исследованиями, к чему в немалой степени причастны средства массовой информации. В газетах постоянно публикуются результаты опросов общественного мнения, появились рубрики «Глазами социолога», «В зеркале социологии» и др. Использование социологических данных стало «козырной картой» в политических передачах по радио и телевидению. Такая информация о наблюдаемых в обществе воззрениях, оценках, предпочтениях используется как мощное средство формирования массового сознания нередко в определенном направлении. Что касается серьезных теоретических исследований, то они пока должного развития не получили.

Социология, в том числе и теоретическая, фундаментальная, является научным основанием практических общественных преобразований.. Она помогает лучше узнать реальный мир, понять общество, в котором мы живем, определить свое место в нем, свои возможности самосовершенствования и влияния на социальный прогресс.

Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию.

«Социология» в буквальном переводе означает «учение об обществе» (от латинского «общество» и греческого «слово, учение»). Это наука, изучающая общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым.

Социология - область научного знания, связанная с изучением соц. взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц. общностей и личностей, а также самого общества, как целостности).

Любая отрасль науки имеет свой объект и предмет. Объект науки понимается нами как определенная область действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. В качестве наиболее общих объектов наук выступают природа и общество, откуда и вытекает деление всех наук на естественные и социально-гуманитарные. Из вышесказанного ясно, что объектом исследования социологии как науки является общество. В этой связи вполне правомерно мнение Ф. Гиддингса, считающего социологию наукой об обществе, которая «вмещает в себя всю область специальных социальных наук». Социология — обществоведческая наука, задача которой состоит в познании необходимых свойств и условий коллективной человеческой жизни, вытекающих из духовной природы человека (С. Франк).

Предмет науки предполагает, что объективная реальность берется не целиком, а лишь той стороной, которая определяется спецификой данной науки.

Проблема предмета социологии впервые остро встала в XIX в., когда наука создавалась и обособлялась. Большинство ученых считают, что предметом социологии является совокупность проблем социальной сферы общественной жизни.

В западной литературе социология понимается чаще как наука о социальных общностях или социальных системах.

Другие социологи считают главным предметом исследования социальные отношения.

Обобщая вопрос о предмете социологии, хочется отметить, что разнообразные подходы к этой проблеме не столько противоречат друг другу, сколько взаимно дополняют друг друга, составляя таким образом целостное представление о предмете социологии.

Можно дать такое определение социологии: это наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных (социальных групп, институтов и т.д.), а также закономерностях социального поведения людей. Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей.

Предмет социологии и научная концепция, на которой строится этот предмет, определяют структуру социологического знания, осями которой являются:

а) теоретическая и эмпирическая социология (основанием деления служит уровень знания);

б) фундаментальная и прикладная социология (основанием деления служит функция знания);

в) общая и отраслевая социология (основанием деления служит объект исследования: общество в целом или отдельная его часть).

Теоретическая социология, по мысли П. Сорокина, изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Она решает научно-теоретические задачи, связанные с формированием знания о социальной реальности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии и др. Она отвечает на вопросы «что познается?» и «как познается?».

Практическая (эмпирическая) социология отвечает на вопрос «для чего познается?». М. Вебер точно определил задачи эмпирической социологии, которая может определить:

а) необходимые для практики средства;

б) неизбежные побочные результаты предпринятых действий;

в) обусловленную этим конкуренцию между Возможными различными оценками и их практические последствия. Теоретическая наука выявляет смысл таких оценок, конечную смысловую структуру и смысловые следствия, может указать на их место в ряду ценностей и провести границы в сфере их смысловой значимости. Иначе говоря, теоретическая и практическая социология — две взаимообусловленные и взаимосвязанные части одной науки, две стороны одной медали.

Эмпирическая социология, как подчеркивал П. Сорокин, подобно прикладной медицине должна быть опытной системой общей и индивидуальной этики, указывающей точные средства для борьбы с социальными болезнями. Но индексы, статистика, анкеты, опросы — еще не вся социология. Это — инструменты, средства, но ни в коем случае не цель. Нельзя судить о социальной действительности только по мнению случайно опрошенных людей, которые вовлечены в ход событий, но в то же время являются пристрастными свидетелями. Эти данные — лишь материал для дальнейшего исследования, исследования глубоко теоретического и фундаментального. Успех развития социологии как науки зависит от взаимодействия теоретической и прикладной социологии. Главное в социологии — теоретический генофонд и интеллектуальное содержание.

Отечественная социология долгое время существовала (и положение пока существенно, к сожалению, не изменилось) именно как прикладная социальная наука, чьей главной задачей является обслуживание господствующей элиты и решение различного рода социально-практических проблем. Отечественные достижения в социологии относятся главным образом к области методологии и методики эмпирических исследований. В области фундаментальной социологии эти достижения невелики, а в США и в Западной Европе именно это направление исследования является ведущим. Опыт преподавания социологии в этих странах говорит о том, что в вузах изучается «общая» или «теоретическая» социология, а прикладную изучают только специализирующиеся по ней студенты. Университетская академическая среда является там главным интеллектуальным источником развития социологии как автономной дисциплины.

Общая социология традиционно развивает две теории:

теорию социальных структур, которая изучает составные элементы групп, общностей, основы их строения, взаимное приспособление элементов, исследует явления внутреннего единства групп, силы, обусловливающие это единство и факторы, вызывающие распад;

теорию социального развития, изучающую изменения, развитие и социальный прогресс, регресс и т. д.

К этим двум теориям в последнее время добавились:

теория социального поведения индивидов, которая развивается на стыке психологии и социологии; она изучает установление закономерностей между социальными ситуациями и реакциями на них индивидов, образцы действий индивидов в различных ситуациях и т. д.;

теория поведения общностей, изучающая общие закономерности поведения толпы, больших масс людей, классов, профессиональных категорий и т. д.

Отраслевая социология (иначе ее называют конкретной социологией) исследует отдельные сферы социальной жизни. В ней можно выделить следующие разделы:

исследование типов социальных общностей (общностей, обусловленных разделением труда, социально-профессиональных, этнических общностей, территориально-региональных и поселенческих, половых и возрастных общностей и др.);

исследование социальных институтов (сюда относятся такие разделы, как социология семьи, образования, политики, права, науки, искусства, армии, промышленности и труда и т. д.);

исследование социальных процессов (таких как миграция и социальная мобильность, процессов массовой коммуникации, преступности, наркомании и др.).

Социология возникла в XIX в. как позитивная социальная теория, которая должна была стать доказательной и общезначимой наукой об обществе, а, следовательно, предполагалась возможность отыскать повторяющиеся закономерности общественной жизни и построить общие понятия обществознания. О. Конт выделил две группы социальных законов: законы статики (неизменных состояний, устойчивых условий существования любого социального явления) и законы динамики (закономерности изменений, социального развития).

С возникновением в конце XIX в. так называемой понимающей социологии изменился взгляд на проблему социальных законов. М. Вебер (родоначальник этого направления) считал, что социологические обобщения не являются отражением действительных процессов социального мира: исследователь констатирует их, исходя из своих субъективных оценок. Явления считаются объективными постольку, поскольку они имеют значение для теории. Вебер отказывался от попыток формулировать социальные законы.

Г. Зиммель допускал наличие естественных законов для движения каждого конкретного общественного элемента, но считал, что для целого (для общества) законов социального развития нет.

Социальный закон есть выражение существенных связей социальных явлений и процессов и прежде всего связей социальных отношений и социальной деятельности людей. Социальные законы складываются в естественном ходе событий. Но в то же время они реализуются в конкретной форме фактического поведения людей, объединенных в социальные группы. Специфика действия социальных законов требует необходимости соотнесения субъективного с объективным. В этом, скорее всего, и состоит суть социологического подхода. С одной стороны, социальные общности (группы), являющиеся предметом социологии, выступают как субъекты сознания и действия, более или менее полно осознающие свои интересы. Но, с другой стороны, эти общности людей занимают объективно сходное положение в системе общественных отношений. Указанная объективность складывается в основном стихийно, как результат взаимодействия групп, столкновения и согласования их интересов.

Социальные законы часто проявляются в виде законов-тенденций. Тенденция выражает определенную направленность движения социального субъекта к какому-то конкретному состоянию при наличии отклонений, колебаний. Поведение каждого человека случайно в известной степени, но за счет взаимоуравновешивания случайных факторов в системе обнаруживаются особые системные качества. Если действие социального закона изобразить в виде прямой линии, то средние равнодействующие различных индивидуальных величин будут представлять собой веер линий, отклоняющихся в разные стороны от этой прямой. Социальные законы, таким образом, проявляются чаще всего в приближении, в тенденции, в среднем.

Понятийно-категориальный аппарат социологии включает в себя три группы категорий:

общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении («социальная система», «социальное развитие» и др.);

собственно социологические категории («стратификация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.).

Ключевым для понимания категориального аппарата социологии, без сомнения, выступает понятие социальное. Социологическая традиция, которая идет от М. Вебера, предполагает истолковывать понятие социального через категорию «социальное действие». Эта традиция в основных своих чертах поддерживается и в современной американской социологии (например, «теория социального действия» Т. Парсонса).

Другая традиция понимания социального связана с категорией «социальные отношения» (К. Маркс). Социальное понимается в этом случае как совокупность отношений между различными социальными группами и общностями, куда относят классы, профессиональные, формальные организации, территориальные, поселенческие группы и социальные институты.

Через понятия «социальное действие и взаимодействие», «социальные отношения» дается в социологии характеристика всех других социальных образований: «роль», «статус», «социальный контроль», «социальная группа», «социализация», «социальный институт», «социальная структура» и др. фундаментальной категорией социологии является также категория «общество» (рассматриваемое как социокультурная система).

Социологическая наука, как и всякая другая наука вообще, служит удовлетворению каких-либо потребностей человека, имеет практическое значение или, как отмечал С. Булгаков, коренится в практической нужде, в потребности ориентироваться с целью практического действия. Практическая значимость науки находит отражение в ее функциях.

Функции любой гуманитарной дисциплины можно было бы разделить на две группы: гносеологические и социальные (имея в виду, что на практике они взаимосвязаны и неразделимы).

Гносеологические (или теоретико-познавательные) функции социологии заключаются в полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни, в понимании ее как целостного явления. Это — накапливание знаний, систематизация их.

Суть социальных функций социологии — в нахождении путей и способов воздействия на социальную жизнь, на те или иные ее стороны на основе познания и изучения закономерностей социального развития. К основным социальным функциям можно было бы отнести: критическую, гуманистическую, прогностическую, прикладную.

Критическая функция социологии проявляется в том, что социология, с одной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить в социальной жизни, а, с другой стороны, выявляет то, что требует радикальных преобразований. Социология, исследуя общество и его отдельные элементы, ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей восстановления социального здоровья. Социология занимается и профилактикой социальных болезней.

Под гуманистической функцией социологии надо понимать то, что она занимается разработкой теории и программ деятельности людей и социальных групп по преобразованию тех или иных сторон социальной жизни. Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек смог реализовать себя как субъект социальной деятельности. Отсутствие подобных условий может привести к социальной напряженности, разобщенности, конфронтации и, в конечном итоге, к кризису общества.

Прогностическая функция социологии предполагает воспроизводство перспектив развития социальных отношений. Человечеству сегодня трудно найти правильные решения, если оно не прогнозирует дальнейшие пути развития социума, не вырабатывает модели развития цивилизации в будущем. Социальное предвидение всегда было частью социологического знания, что находило выражение в различного рода утопических, фантастических теориях и т. д. Научное прогнозирование социального развития помогает увидеть перспективы человеческой цивилизации и спроектировать в определенной степени социальную жизнь в желательном для людей направлении.

Прикладная функция социологии заключается в проведении эмпирических (конкретных) социологических исследований действительности. Она, без сомнения, важна, хотя нельзя сводить к ней все социологические функции, как, к сожалению, у нас нередко делается на практике. В нашем обществе опросы общественного мнения приобрели чрезвычайную популярность и в связи с этим опросно-анкетный метод рассматривается чуть ли не как основной метод исследования социологии как науки. Здесь мы подходим к чрезвычайно важной проблеме: методы науки «не меньше, чем содержание, разделяют науки друг от друга» (Ф. Гиддингс).

В понимании метода социологии существует различие между крайними ее течениями: позитивистской и понимающей социологией.

Позитивизм рассматривает общество по аналогии с природой, используя методы естественных наук. Его основатели пользовались так называемым объективным методом, т. е. рассматривали социальные факты и процессы как таковые в их объективной реальности, наблюдали, описывали и систематизировали их (О. Конт). Этот метод основывается на отрицании необходимости философского осмысления социальной жизни. Э. Дюркгейм писал, что «метод социологии независим от всякой философии... Социальные факты суть вещи, а задача социолога ...выражать факты».

Понимающая социология (М. Вебер) анализирует смысловые элементы социальной жизни, делает акцент на понимании изменений, движений. Это направление тяготеет к «субъективному методу». Исследователь констатирует и приводит в систему социальные явления объективного мира на основе своих субъективных оценок. «Объективный метод» признается ими настолько, насколько он имеет значение для теории.

Развитие и изменение социальной жизни приводят к развитию и изменению методов ее исследования. Учитывая особенности современного этапа развития социологии, хотелось бы отметить три важных момента, характеризующих метод социологического познания:

во-первых, это введение временного параметра в саму методологию мышления, в гипотезы и концепции, что мы раньше называли принципом историзма; от изучения состояний на конкретный момент времени важно сейчас переходить к изучению процессов социального развития;

во-вторых, учет изменений с

Наши рекомендации