Фундаментальная социология и прикладные эмпирические исследования.
Особенности данного подхода связаны со спецификой фундаментальной социологии, которая формируется на основе взаимодействия эмпирического и теоретического знания. В отличие от теоретической науки, фундаментальная научная теория может строиться только на базе практических исследований и выверенной системы научных фактов.
Собственное содержание имеют также прикладные эмпирические исследования, к которым относятся прежде всего такие, по результатам которых принимаются практические решения. Прикладное исследование – это оперативное исследование, проведенное на одном объекте (предприятие, банк, деревня) в короткие сроки с целью социальной диагностики ситуации, объяснений конкретного явления (процесса) и подготовки практических рекомендаций. Прикладное исследование не ставит целью приращение нового знания, открытие новых теорий, в нем применяются уже известные знания, оформленные в так называемые типовые методики, то есть социальные технологии. В этом и состоит смысл прикладного исследования – приложение фундаментальной науки к практическим проблемам.
3. Макросоциология и микросоциология.
К сфере исследований макросоциологии обычно относят социальную систему в целом, процессы ее изменения и развития, а также наиболее значимые компоненты ее структуры: социальные институты, общности, принципы их функционирования и др. При этом объектами макросоциологии могут выступать самые разнообразные типы общностей: демографические (мужчины и женщины, дети, взрослое население и люди пожилого возраста); профессиональные (люди умственного и физического труда, представители различных профессий); социокультурные (городское и сельское население, жители "центра" и периферии); религиозные (представители различных вероисповеданий); этно-национальные (этнические меньшинства, народы, нации, метанациональные сообщества); общественно-политические (государства, партии, общественные объединения, различного рода ассоциации граждан); международные (межгосударственные союзы, неправительственные организации и др.)
Граница между микро- и макросоциологией достаточно условна, однако методологически оправдана, так как способствует большей четкости и систематизации объектов социологии.
Микросоциологию, согласно утвердившейся точке зрения, интересует социальное поведение больших и малых групп, принципы их взаимодействия, механизмы мотивации поведения личности, процессы социализации и др. Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследований – поступки индивидов, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.
Между сторонниками макро- и микросоциологии существуют определенные разногласия, связаны, во-первых, с особенностями понимания предмета исследования и уровня обобщения социологии; во-вторых, с характером использованных понятий и принципов формирования социологического знания.
Система категорий социологии
Для изучения социологии чрезвычайно важно знать ее основные категории, составляющие теоретическую основы данной дисциплины. Социологические категории – это основные понятия, которыми оперирует социологическая наука.
Необходимо учитывать, что в социологии существует значительное число понятийных систем, отвечающих задачам различных теорий и характеризующих различные сферы социальных взаимодействий. Наиболее полную систему социологических категорий разработал в 50-е гг. XXв. выдающийся американский социолог Т.Парсонс, опиравшийся в своей деятельности на методологические принципы структурной лингвистики. Используя метод бинарных оппозиций, Парсонс создал грандиозную систему когерентных понятий, включающую многие тысячи социологических терминов и выступающую основой разработки большинства современных социологических теорий. Вместе с тем, для различных национальных социологических школ – например, французской, германской, итальянской, российской – характерно использование также собственных категориальных систем, которые могут иметь существенные особенности.
Отечественный исследователь Ж.Т.Тощенко выделяет следующие основные группы социологических категорий[1]:
1) категории, связанные с характеристикой объекта социологии. Это группа наиболее общих понятий, таких как общество, государство, классы, социальная система, институты, организации и пр., которые используют и другие научные дисциплины;
2) категории, характеризующие содержание предмета социологии. Это такие понятия как личность, сознание и самосознание, потребности, интересы, мотивы, поведение и др., отражающие характер взаимодействия человека и общества;
3) совокупность категорий, характеризующих отдельные субъекты и элементы социальной среды: социальные слои, большие и малые группы, этно-национальные группы, элементы социальной организации и др.;
4) категории, характеризующие инструменты, или методы, социологического познания. К ним относятся такие понятия, как программа, гипотеза, сценарий, проблемы, шкала, индикатор, выборка, метод, инструментарий и т. д.
5) категории, раскрывающие функции социологии. В числе этих понятий такие, как предвидение, прогнозирование, проектирование, планирование, программирование, социальные технологии и др., характеризующие многообразные социальные явления и процессы;
6) общие категории социологии и других научных дисциплин: миграция, продолжительность жизни, общение, эмоции, власть, электоральное поведение и т. д.