Социология девиантного поведения

Когда человек нарушает существующие в обществе нормы, прави­ла, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т.п. К основным формам отклоняющегося поведения принято отно­сить преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубий­ство. Девиантное поведение относительно. То, что для одного человека или сообщества людей является отклонением, то для другого может быть привычкой.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетель­ствуют о состоянии конфликта между личностными и общественны­ми интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попыт­ка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем. Отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыт­кой преодолеть консервативное. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художест­венного творчества.

Роберт Мертон (1910—2003) считает единственным типом недеви-антного поведения конформность — согласие с целями и средствами их достижения. Он выделяет четыре возможных типа девиации:

1. инновация — предполагает согласие с целями общества и отри­цание общепринятых способов их достижения. К «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пи­рамид». Но к ним можно отнести и великих ученых;

2. ритуализм — связан с отрицанием целей данного общества и аб­сурдным преувеличением значения способов их достижения. Так, бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно запол­нен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах. Но при этом забывается цель — а для чего все это?

3. ретретизм (или бегство от действительности) выражается в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения. К ретретистам относятся алкоголики, наркоманы, бомжи, и т. п.

4. бунт — отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые. Например, большевики стремились к уничтожению капи­тализма, частной собственности и замене их социализмом и обще­ственной собственностью на средства производства.

Концепция Мертона важна прежде всего потому, что она рассматри­вает конформность и девиацию как две чаши одних весов, а не как отде­льные категории.

В процессе наделения индивидуума клеймом «девианта» можно выде­лить первичную и вторичную стадии. Первичная девиация — начальное действие правонарушения. Оно даже не всегда замечается обществом, осо­бенно если нарушаются нормы-ожидания (скажем, за обедом употребляется не ложка, а вилка). Вторичная девиация — процесс, в ходе которого после акта первичной девиации человек, под влиянием общественной реакции, принимает девиантную идентичность, то есть перестраивается как личность с позиций той группы, к которой его причислили. Социолог И. М. Шур на­звал процесс «вживания» в образ девианта ролевым поглощением.

В рамках своей концепции Мертон отталкивается от того, что девиа­ция возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. Понятие аномии в науку ввел основоположник социологии девиантного поведения Эмиль Дюркгейм (1858—1917).

Под аномией Дюркгейм понимал состояние общества, когда отсут­ствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, об­разуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Глав­ное для Дюркгейма в общественной жизни — социальная солидарность, и всяческие отклонения от нее он считает проявлением социальной де­зорганизации. Дюркгейм подчеркивал необходимость именно социоло­гического подхода к проявлениям социальной патологии как социально детерминированным явлениям.

Состояние аномии способствует усугублению различных форм деви­антного поведения. Вообще же общество без социальной патологии не­возможно. Дюркгейм считает, что преступность — нормальное явление потому, что общество без преступности невозможно.

Толкотт Пирсоне объяснял аномию, а следовательно, и возникно­вение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. Поведение ин­дивида может не соответствовать ожиданиям окружающих, равно как и окружение не всегда совпадает с ожиданиями индивида. В результате возникает напряжение как психологическое состояние личности (фру­страция) и напряженность в отношениях с другими людьми. Реакция индивида на фрустрирующие факторы бывает приспособленческой либо отчужденной, активной либо пассивной.

Теории девиантного поведения

Самыми первыми теориями девиантного поведения были биологи­ческие теории. В их основе лежало предположение, что некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые обусловливают их антиобщественное поведение.

Итальянский психолог Чезаре Ломброзо (1835—1909) предложил те­орию врожденного преступника. Он был убежден, что вследствие гене­тических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно.

Американский врач Уильям Шелдон (1898—1977) подчеркивал важ­ность изучения строения тела человека для прогнозирования его пове­дения, поскольку определенное строение тела означает определенные личностные качества.

В основе психоаналитических теорий лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессозна­тельного — это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственно­го Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внут­ренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внут­реннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произой­ти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окруже­нием индивида.

В соответствии с социологическими, или культурными, теори­ями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходи­мой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи ска­зываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социа­лизации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нор­мы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспри­нимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки ин­дивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Интеракционистское направление в рамках социологического под­хода представляют Танненбаум, Беккер, Лемерт, Гофман, Хофнагель и др. Они объясняют девиантное поведение негативной социальной реакцией, стигматизацией (клеймением), «наклеиванием ярлыков» на лиц, чье по­ведение отклоняется от норм.

Конфликтологический подход к проблеме девиации представлен «радикальными криминологами». Они отвергают все теории преступно­сти, трактующие девиацию как нарушение общепринятых законов. Неко­торые конфликтологи утверждают, что законы и деятельность правоохра­нительных органов — это орудие, которое правящие классы используют против тех, кто лишен власти. Отсюда следует, что «радикальная крими­нология» не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы.

Основные формы девиантного поведения:

Самоубийства. Одной из главных причин, влияющих на самоубий­ство, Владимир Бехтерев называл систему образования, которая развивает в школьниках пессимизм, неврастению, попирает «лучшие общественные и человеческие идеалы». Российские исследователи обращали большое внимание на дефекты нравственного развития личности в генезисе суи­цидального поведения, связывали эпидемии самоубийств с кризисом1 нравственности и утратой смысла жизни. Они же обращали внимание на необходимость общественных усилий для предупреждения суицидально­го поведения.

Проституция. Исследования по истории проституции, ставшие! классическими, были предприняты такими авторами, как Блох, Дубо-! шинский, Тарновский, Обозненко, Клевцов и др. В результате опросов были получены сведения о мотивах занятия проституцией, возрасте пер-? вых половых контактов проституток, заболеваемости среди них, а также? о коррумпированности полицейских чинов, закрывающих глаза на все­возможные нарушения нормативной регламентации занятия проституци­ей и содержания публичных домов.

Гомосексуализм. Хотя природа гомосексуальной ориентации до сих пор остается предметом дискуссий, гомосексуализм традиционно рас­сматривается и как вид девиантного поведения. Очевидно, что хотя бы ситуационный гомосексуализм (в местах лишения свободы, в закрытых учебных заведениях, в армии и на флоте) не безразличен к социальным факторам. Тарновский предложил различать гомосексуализм врожден­ный и приобретенный в результате внешних влияний.

Наркотизм. Первые отечественные исследования наркотизма отно­сятся к концу XIX (Моравицкий) и началу XX в. (Левитов, Сикорский). Моравицкий делит потребителей наркотиков на привычных и случайных. Тесную связь наркотизации населения с социально-бытовыми условиями подчеркивает Шоломович.

Преступность. Преступность всегда считалась самым опасным видом «социальной патологии». Российские исследователи в нача­ле XX века пришли к мнению, что причины преступления коренятся не только в личности преступника, но и в обществе, поэтому нельзя считать преступление исключительно актом «свободной воли» пре­ступника (постулат классической школы уголовного права), рассчи­тывать на наказание как единственное или главное средство контроля над преступностью. По классификации Жижиленко, криминогенные факторы находятся в окружающей природе, в индивидуальных осо­бенностях личности, в условиях социальной среды. Другое направле­ние криминологической мысли начала прошлого века — клиническое, сосредоточивавшее внимание на индивидуальных, личностных фак­торах преступности (Браиловский, Бруханский, Познышев). В те годы было проведено много прикладных, эмпирических исследований с использованием разнообразных методов. В результате были созданы «портреты» детоубийц (Гернет), насильников (Бруханский), хулиганов и поджигателей (Сегалов) и др.

Становление отечественной социологии девиантного поведения при­ходится на конец 70-х — начало 80-х гг. прошлого века, когда сложилось несколько исследовательских центров девиантного поведения: при Ле­нинградском государственном университете на базе Института социоло- гических исследований АН СССР и т.д. В рамках социологии девиант-ного поведения начинают формироваться относительно самостоятельные научные направления: социальный контроль и социальная работа, воен­ная девиантология.

Наши рекомендации