Понятие социологического исследования.
Содержание
Введение 1.Понятие социологического исследования 2.Методика социологического исследования: 2.1.Программа социологического исследования 2.2.Цели и задачи социологического исследования 2.3.Объект и предмет социологического исследования 2.4.Системный анализ объекта исследования 2.5.Выдвижение и проверка гипотез 2.6.Методы выборки 2.7.Интерпретация данных 3.Методы социологического исследования: 3.1.Анализ существующих данных. Контент-анализ 3.2.Наблюдение 3.3.Массовый опрос. Анкетирование и интервью 3.4.Эксперимент 4.Пример социологического исследования Заключение Список использованной литературы |
Введение
В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование
Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.
Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.
С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.
Социологическое исследование- один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах[1].
В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в городскую думу. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием.
Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить, поэтому именно оно и будет рассмотрено в данном реферате .
Понятие социологического исследования.
Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.
Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы исследования.
2. Основной: включает в себя проведение самого исследования.
3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.
Виды исследований:
1. Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий.
2. Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.
3. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления.
Методика социологического исследования.
Методы выборки.
Генеральная совокупность- совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического исследования.
Выборка или выборочная совокупность- часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приёмов для получения информации о всей совокупности в целом.
1. Квотная выборочная совокупность.
Этот метод предполагает не менее четырёх признаков, по которым определяются респонденты.
Обычно применяется при большой генеральной совокупности.
2. Метод основного массива.
Предполагает опрос 60-70% генеральной совокупности.
3. Метод гнездовой выборки.
В качестве респондента выступает не отдельный индивид, а какая-то группа.
Этот метод будет представительным, если состав групп схож.
4. Метод серийной выборки.
При этом методе генеральная совокупность разбивается на однородные части, из которых пропорционально отбирается единица анализа (элементы выборной или обследованной совокупности: могут быть как индивиды, так и группы).
5. Метод механической выборки.
Из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбираетется необходимое число респондентов.
6. Сплошной метод.
Применяется при небольшой генеральной совокупности.
Интерпретация данных.
После того как получены результаты исследования, данные наблюдения и измерения, проводится теоретическая интерпретация эмпирических данных. "Язык наблюдений" как бы переводится на "язык теории" - действие, обратное тому, которое осуществлялось перед исследованием.
Такая интерпретация осуществляется в процессе теоретического обобщения эмпирических данных и оценки истинности выдвинутых гипотез.
Наблюдение.
Наблюдение в социологии- метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.
Существует ряд особенностей этого метода:
1. Связь наблюдателя с объектом наблюдения.
2. Наблюдатель не лишён человеческой черты- эмоциональности восприятия.
3. Сложность повторного наблюдения.
В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода.
Стандартизированная техника наблюдения предполагает наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.
Нестандартизированное (неструктурированное) наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
Формы и приёмы фиксации результатов наблюдателя- бланки и дневники наблюдения, фото-, кино-, видео- и радиоаппаратура.
В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают 4 вида наблюдения:
1. Полное участие наблюдателя в ситуации: предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как полноправного её члена. Роль наблюдателя неизвестна членам группы.
2. Участник ситуации как наблюдатель: характеризуется включённостью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя.
3. Наблюдатель как участник: означает, что наблюдатель- прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником.
4. Полностью наблюдатель: исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне поля их зрения.
Процедура наблюдения. Процесс исследования социального явления методом наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности шагов:
- формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач;
- определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения;
- разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдения; определение выборочных процедур с ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений;
- подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т. п.);
- запись результатов наблюдений;
- анализ и интерпретация данных;
- подготовка отчёта и выводов по итогам исследования.
Достоинства и недостатки метода наблюдения. Главное достоинство состоит в том, что он даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность.
Гибкость метода- ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений.
И, наконец, дешевизна- обычный атрибут, присущий этому методу.
Среди недостатков прежде всего следует отметить качественный характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей. Однако наиболее крупный недостаток связан с возможностью привнесения определённой доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования[4].
Анкетирование.
Анкетирование - вид опроса, в котором респондент самостоятельно заполняет анкету.
Анкета - опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по правилам.
По числу опрашиваемых различают:
1. Групповое анкетирование.
2. Индивидуальное анкетирование.
По месту проведения выделяют:
1. Анкетирование дома.
2. Анкетирование на работе.
3. Анкетирование в целевых аудиториях.
По способу распространения анкет:
1. Раздаточная анкета: раздаётся респондентам самим анкетёром.
2. Почтовая анкета: рассылается по почте.
3. Прессовая анкета: публикуется в прессе.
Основное достоинство группового анкетирования связано с организационной доступностью и оперативностью опроса. Анкеты заполняются в присутствии анкетёра и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает почти стопроцентный возврат и краткие сроки сбора данных.
При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты анкетёр либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты.
Почтовый опрос- достаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей.
Его слабые стороны- низкий процент возврата без применения специальных приёмов (около 30%), не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки целевой совокупности.
Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет.
Интервью.Как метод сбора информации интервью во многом лишено перечисленных выше недостатков, но платой за это является сравнительно высокая стоимость.
Интервью - проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причём запись ответов ведётся либо интервьюером, либо на какой либо носитель информации (например, диктофон).
Выделяют несколько видов интервью, в зависимости от того, насколько стандартизирована ситуация беседы.
Стандартизированноеинтервьюсзакрытыми вопросами применяется для опроса значительной совокупности людей (несколько сотен или тысяч), когда содержательная структура проблемы определена.
Стандартизированноеинтервьюсоткрытымивопросами предоставляет респонденту большесамостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной и точной регистрации.
Направленное (фокусированное) интервью. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Но последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.
Свободноеинтервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов и их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого.
Эксперимент.
Социологический эксперимент- способ получения информации о количественном и качественном изменении деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов.
В социологии под экономическим экспериментом подразумевают непосредственное влияние конкретных экономических условий на сознание людей.
Классическая модель эксперимента. Её можно свести к изучению воздействия независимой переменной (например, выступление кандидата в президенты) на зависимую переменную (голосование человека на выборах). Целью эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую.
Принципиальное значение в такой модели имеет вопрос о подборе экспериментальной и контрольной групп. Основная задача исследователя- достичь до эксперимента максимального подобия (т. к. полной идентичности достичь невозможно) этих двух групп. Термин "подобие" понимается здесь в статистическом смысле, т. е. единицы генеральной совокупности, из которых подбираются группы, должны иметь одинаковые шансы попасть и в первую группу, и во вторую. Подобный процесс подбора часто называют рандомизацией. Рандомизация преследует цель исключить систематические смещения и ошибки, которые могут возникнуть при экспериментальном воздействии на неэквивалентные группы.
Внутренняя и внешняя обоснованность. Проблема внутренней обоснованности означает наличие вероятности того, что выводы, которые исследователь делает на основе экспериментальных результатов, могут не отражать суть происходившего во время самого эксперимента.
Источниками этой проблемы могут быть:
- влияние событий в прошлом на результаты эксперимента;
- изменение самих участников эксперимента в процессе эксперимента;
- влияние процесса тестирования и повторения тестирования на поведение людей;
- влияние инструмента, используемого в процессе эксперимента, включая и самого экспериментатора;
- несопоставимость экспериментальной и контрольной групп.
Внешняя обоснованность относится к возможности обобщения, распространения выводов эксперимента на реальные объекты. Даже если результаты внутренне обоснованы, то можно ли перенести выводы, полученные на экспериментальных группах, на реальные социальные объекты и процессы?
Существует много примеров, когда результаты экспериментов оказываются неприемлемыми вовсе или приемлемыми не в полной мере для изучаемого феномена.
Лабораторный эксперимент предполагает, что исследователь создаёт искусственную среду (например, в лаборатории) для его проведения, что позволяет ему более тщательно контролировать среду, в которую помещены изучаемые группы. Искусственность среды заключается в том, что объект наблюдения переносится из своей обычной среды в обстановку, которая помогает добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением. В социологии одна из наиболее трудных проблем, связанных с лабораторным экспериментом, относится к внешней обоснованности результатов эксперимента.
Полевой эксперимент. Для него характерна максимально естественная ситуация- это может быть учебный класс, производственная среда.
Естественный эксперимент. Под ним понимают такой эксперимент, в котором исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную, не воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь отводит себе роль наблюдателя и фиксатора процессов, самостоятельно происходящих в изучаемой сфере жизни.
Итоги социального эксперимента отражаются в отчёте, который содержит следующие три раздела:
- результаты исследования;
- выводы;
- рекомендации.
Пример социологического исследования.
С целью приведения примера социологического исследования была взята гипотетическая проблема: от чего зависит производительность труда работников, т. е. что их мотивирует на работу с заинтересованностью.
В качестве объекта исследования выступила группа учащихся (т. к. учёба- это тоже в своём роде работа, а после неё большинство явно пойдёт работать) из 20 человек.
Предметом изучения являлся процесс обучения (производительность труда) данных людей.
В качестве цели данного исследования выступало нахождение путей повышения мотивации, повышения производительности труда (улучшение результатов учёбы).
Задача состояла в том, чтобы найти пути для достижения конкретной цели, а так же выявить зависимость мотивации и производительности труда от различных факторов.
В качестве метода социологического исследования было выбрано анкетирование. Респондентам раздавались анкеты, имеющие следующий вид:
АНКЕТА
По десятибальной шкале оцените, какие факторы по Вашему мнению способствуют повышению производительности труда и делают работу более привлекательной.
1. Хорошие шансы продвижения по службе
2. Хороший заработок
3. Оплата, связанная с результатами труда
4. Признание и одобрение хорошо выполненной работы
5. Работа, которая позволяет реализовать свои способности
6. Сложная и трудная работа
7. Работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно
8. Высокая степень ответственности
9. Интересная работа
10. Работа, требующая творческого подхода
11. Работа без больших напряжений и стрессов
12. Удобное расположение места работы
13. Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме
14. Значительные дополнительные льготы
15. Справедливое распределение объёмов работ
Какие факторы вы хотели бы добавить в предложенный список?
После заполнения анкеты собирались с целью обработки результатов, которые представлены в форме среднего балла для каждого фактора в следующей таблице (Таблица 1), причём факторы расположены по убыванию среднего балла.
Таблица 1
Средние баллы факторов, способствующих повышению производительности труда
1. Работа без больших напряжений и стрессов 2. Хороший заработок 3. Интересная работа 4. Хорошие шансы продвижения по службе 5. Признание и одобрение хорошо выполненной работы 6. Удобное расположение места работы 7. Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме 8. Значительные дополнительные льготы 9. Оплата, связанная с результатами труда 10. Справедливое распределение объёмов работ 11. Работа, требующая творческого подхода 12. Работа, которая позволяет реализовать свои способности 13. Высокая степень ответственности 14. Работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно 15. Сложная и трудная работа | 10,0 9,6 9,4 8,9 8,8 8,1 8,0 7,9 7,6 7,5 7,2 6,9 6,6 4,8 2,4 |
В результате анкетирования видно, что наиболее сильным мотиватором к высокопроизводительному труду является работа без больших напряжений и стрессов, что объясняется тем, что все респонденты фактически ещё на работали и не хотят начинать свою трудовую деятельность с работы, изобилующей стрессами и напряжением (яркий пример- их отношение к учёбе- все студенты хотят зачёт или экзамен автоматом при минимуме на это усилий).
Второе место в нашем хит-параде занял фактор под названием хороший заработок, что и неудивительно- какой человек (особенно студент) откажется от лишних денег.
На третьем месте такой фактор, как интересная работа. Конечно, кому понравится скучная и однообразная работа и какая здесь речь может идти о повышении производительности труда?
В связи с явным отсутствием в группе работоголиков фактор "сложная и трудная работа" занял лишь последнее место.
Из добавленных факторов можно выделить такие, как возможность параллельной или дополнительной работы в другой организации, предоставление служебного транспорта и предоставление личной секретарши (секретаря).
Данная работа не претендует на роль полноценного социологического исследования, так как имеет ряд существенных недостатков. Это во-первых то, что анкетирование проводилось не в конкретной обстановке, где встала проблема, связанная с производительностью труда (среди студентов такая проблема с их точки зрения вообще не встаёт), т. е. отсутствовала конкретная проблемная ситуация, в связи с чем было решено не делать конкретных выводов для применения их на деле.
В идеале такое исследование целесообразно было бы провести на предприятии, где есть проблема с производительностью труда.
Заключение
Итак, выше были описаны основные принципы при подготовке и проведении социологического исследования. Изложены его основные цели и задачи, даны понятия объекта и предмета социологического исследования, приведены методы выборки респондентов из генеральной совокупности.
В зависимости от задач и условий проведения социологического исследования были выделены различные его методы, где также упоминались их положительные и отрицательные стороны, трудности осуществления рекомендации по проведению и т. д.
Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая часть социологии, как один из основных способов развития социологического знания, знания об обществе, о его структурных единицах и о процессах, происходящих в нём.
Важное значение социологическое исследование играет и при исследовании и разрешении проблем, возникающих в социальных, производственных и других сферах деятельности человека.
Я думаю, что изложенный выше материал, несмотря на небольшой свой объём, позволил узнать, что такое социологическое исследование, для чего оно необходимо, ознакомиться с его основами.
Список литературы
1.Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория., - М.- 1996
2.Лытюньска К. Анализ адекватности ответов респондентов, полученных в углублённом пилотаже// Социологические исследования. -1973. -№4.
3.Социология: наука об обществе. Под ред. Андрущенко В. П. и Горлега Н. И., - Харьков, - 1996
4.Социология: основы общей теории. Под ред. Осипова Г. В., - М.: "Аспект-пресс", - 1996
5.Фролов С. С. Основы социологии., - М.: "Юрист", - 1997
6.Ядов В. А. Социологическое исследование., - М., - 1995
[1] Социология: основы общей теории. Под ред. Осипова Г. В., - М.: "Аспект-пресс", - 1996, стр. 271
[2] Социология: наука об обществе. Под ред. Андрущенко В. П. и Горлега Н. И., - Харьков, - 1996, стр. 267
[3] Социология: наука об обществе. Под ред. Андрущенко В. П. и Горлега Н. И., - Харьков, - 1996, стр. 269
[4] Фролов С. С. Основы социологии., - М.: "Юрист", - 1997, стр. 364
[5] Лытюньска К. Анализ адекватности ответов респондентов, полученных в углублённом пилотаже// Социологические исследования. -1973. -№4. -с. 152-159.
Содержание
Введение 1.Понятие социологического исследования 2.Методика социологического исследования: 2.1.Программа социологического исследования 2.2.Цели и задачи социологического исследования 2.3.Объект и предмет социологического исследования 2.4.Системный анализ объекта исследования 2.5.Выдвижение и проверка гипотез 2.6.Методы выборки 2.7.Интерпретация данных 3.Методы социологического исследования: 3.1.Анализ существующих данных. Контент-анализ 3.2.Наблюдение 3.3.Массовый опрос. Анкетирование и интервью 3.4.Эксперимент 4.Пример социологического исследования Заключение Список использованной литературы |
Введение
В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование
Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.
Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.
С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.
Социологическое исследование- один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах[1].
В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в городскую думу. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием.
Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить, поэтому именно оно и будет рассмотрено в данном реферате .
Понятие социологического исследования.
Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.
Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы исследования.
2. Основной: включает в себя проведение самого исследования.
3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.
Виды исследований:
1. Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий.
2. Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.
3. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления.