Типы культуры. Коллективистское общество и тождество «пролетарской» культуры.
Культура превращает общество в качественную целостность, в которой результат больше слагаемых, именно культура сохраняет, оформляет, закрепляет и развивает данный тип организации общества. Определенный исторический тип культуры представляет функциональное единство всех ее форм: взаимосвязанными являются тип труда, тип поведения, тип мышления, тип чувствования, тип личности, тип используемой обществом техники, типы науки, искусства, религии, морали, права, по-своему выполняющих различные и в то же время взаимосвязанные организационные функции в обществе. Получаемые в обществе культурные продукты, находящиеся в соответствии с его устройством, служат для него организационным продуктом, т. е., будучи производными от коллективного опыта, они сами организуют обществ. жизнь, сохраняя и воспроизводя модель определенного исторического типа общества.
Созданная Богдановым типология культуры носит эволюционистский характер и представляет собой аккумуляцию: 1) Марксовой теории формаций, 2) гегелевской триады (включающей тезис, антитезис и синтез) и 3) классич. после Конта позитивистской теории "трех стадий" (теологической, метафизической и позитивной). Три идеальных исторических типа культуры, по Богданову, - авторитарный, отвлеченный (индивидуалистический) и коллективистский, развивающиеся последовательно, один из другого. Высший тип культуры - коллективистский соответствует социалистическому обществу; он призван синтезировать первобытный, неразвитый коллективизм с чрезмерно развитым в условиях капиталистич. обмена культурным индивидуализмом, эгоизмом; преодолеть мифологический или религиозный авторитаризм, стремящийся все обществ, явления связать с некоей мистической "первопричиной" и страдающий "натуральным фетишизмом", как и "отвлеченный фетишизм" буржуазного общества, с его стихийно-хаотическим произволом автономных личностей, разрушающим единство общества, атомизирующим его. В коллективистском обществе рутинный труд отомрет, рабочий станет не только исполнителем, но и организатором трудового процесса, что сблизит его с инженером; научная организация труда превратит индивидуальное творчество в средство совершенствования обществ, целого, а коллективистские организационные задачи определят цели и перспективы индивидуального труда. Исходной базой коллективистского общества, по Богданову, является "пролетарская культура", еще несовершенная, искалеченная буржуазными отношениями, но потенциально свободная от "властных фетишей" любого рода и имманентно несущая в себе организационно-коллективистское начало будущего общества, формирующая новый тип труда и новые формы обществ, и производств, отношений.
Для торжества "пролетарской культуры" в ближайшем будущем, по мнению Богданова, необходимо соблюдение нескольких условий: 1) достижение демократизации знания, переосмысление и систематизация прошлого с точки зрения представлений о мире как органиченном единстве практической деятельности и творчества; 2) освобождение от фетишизма в сознании (пережитков религ. или религиопо-добного культа в науке, искусстве, морали, философии, политике), в том числе всех разновидностей авторитаризма, вождизма, апологетики и т. п.; 3) достижение коллективистского подхода во всех сферах жизни и культуры, включая науку, искусство, мораль, быт, общественно-политическая жизнь. Практическая задача интеллигенции в переходный от капитализма к социализму период - всемерно поддерживать и развивать "пролетарскую культуру" со всеми присущими ей атрибутами и ростками нового. Для этого необходимо создать новую Энциклопедию, призванную сыграть такую же революционную роль в формировании мировоззрения и мирооотношения нового человека, какую сыграла в 18 в. Французская энциклопедия, подготовившая Великую Французскую революцию. Этой же цели должны служить организуемые по всей стране организации Пролеткульта, пробуждающие массы к художественному, научному и историческому творчеству; пролетарские унты, не только ликвидирующие неграмотность, но и образующие универсально разностороннюю, творч. личность, органически вписанную в коллективистское, научно организованное обotcnво. При этом Богданов рассматривал "пролетарскую культуру" как некий идеальный тип культуры, а не наличное состояние культуры пролетариата, далекое от эталонных представлений. Наблюдая за процессами культурной революции в Советской России, за многими тенденциями деятельности созданного по замыслу самого Богданова Полеткульта, осмысляя культурную политику большевистского руководства (при Ленине, а затем и Сталине), Богданов с горечью констатировал консервативный откат молодой советской культуры в доиндивидуалистическую, авторитарную эпоху - вместо прорыва в культуру коллективистскую; возвращение к своего рода культурному феодализму - вместо восхождения к культурному социализму.
Смысл прогресса.
Смысл идеи прогресса Б. видит в "возрастающей полноте и гармонии жизни сознания", а идеалом развития об-ва (как и природы) является равновесие, трактуемое как отсутствие противоречий.
А.А. Богданов отмечал, что прогресс всегда больше регресса, что математическое равенство противоположностей в статике превращается в тектологическое неравенство в процессе развития. А.А. Богданов пишет: «Всякий процесс, идущий в сторону организации, увеличивает дальнейшие организационные возможности; идущий в сторону дезорганизации, напротив, уменьшает дальнейшие дезоргани-зационные возможности. Если 100-миллионное население страны в год благодаря перевесу рождений над смертностью умножилось на 1 000 000, то при тех же условиях оно в следующий год возрастет на 1 010 000, а в последующий затем — на 1 020 100. Если в другой стране создался такой же точно перевес смертности, то во второй год при неизменных прочих условиях население уменьшится не на миллион, а на 990 000, в третий — на 980 100 и т.д. Одна прогрессия -растущих, другая — убывающих величин. Это можно сравнить с нисходящей и восходящей геометрическими прогрессиями. Первая имеет ограниченную сумму, т.е. исчерпывается конечной величиной; сумма второй бесконечна, т.е. принципиально она не исчерпывается вовсе... Это тектологическое неравенство математически равных: прогресс больше регресса, когда величина их одна и та же».
Истоки авторитаризма.
Авторитарный тип культуры присущ патриархальному и феодальному обществам, где основа – отрасли производства, обеспечивающие существование людей. Авторитаризм – источник анимизма и религии, а так как в искусстве авторитарное начало возобладало над светским, искусство религиозно. Основной чертой, сущностной характеристикой авторитарного мышления является натуральный фетишизм, который принимает связь производителей за связь явлений самого мира, за универсальный принцип его организации, – объективное, являющееся предметом познания, почитания и веры. Авторитарный фетишизм, по А. Богданову, разрушается развитием обмена, развитием капитализма, а в перспективе – развитием синтетического сотрудничества и коллективизма.