Учение о государстве Ленина.

Согласно Ленину и марксизму вообще государство есть надстройка, обусловленная экономическим базисом. Именно базисные отношения определяют собой государство и это положение наводит на мысль понимания государства как второстепенного социального явления. Однако Ленин, как и Маркс, подчеркивая всемерно активную роль надстройки, исходит из того, что государство может перевернуть все. Это страшный рычаг, который и перевернул в бывшем СССР за 75 лет экономику, культуру, мораль, человеческие отношения, нарушил экологию так, что нужны многие десятилетия, если не века, чтобы восстановить все порушенное.

Основу марксистско-ленинского понимания государства образует представление о том, что государство есть особый аппарат насилия, использующий публичную власть в целях поддержания политического господства того класса, который является главенствующим в экономике. Исходя из положения «Манифеста Коммунистической партии» о том, что государство представляет собой организованное насилие одного класса для подавления другого, Ленин считал, что функция насилия, осуществляемая государственной машиной, является превалирующей, если не единственной в деятельности государства.

Сердцевину ленинского понимания государства составляет и утверждение о возникновении государства как продукта распада общества на враждебные классы, противоречия между которыми и борьба которых непримиримы.

Если государство связано с насилием, то до тех пор, пока существует государство, свободы нет. А тогда, когда будет свобода, государства не будет.

Если государство есть лишь орудие насилия в руках господствующего класса, то оно представляет собой абсолютное зло, которое подлежит уничтожению.

Ленин утверждает, что буржуазия, называя свое государство свободным, лжет, ибо до тех пор, пока есть частная собственность, буржуазное государство, будь оно демократической республикой или монархией, всегда является машиной для подавления рабочих.

В то же время Ленин, для того чтобы противопоставить буржуазному или иному «эксплуататорскому» государству переходное государство рабочих, использует понятие «государство в собственном смысле слова» и «не государство в собственном смысле слова». К первым он относит государства, действующие как аппарат насилия меньшинства над большинством, а ко вторым – государство, переходное от капитализма к коммунизму, государство, подавляющее сопротивление меньшинства большинством бывших угнетенных.

Ленин считает, что большевики ставят своей конечной целью уничтожение государства как всякого организованного и систематического насилия над людьми. В процессе перерастания социализма в коммунизм, по мнению автора «Государства и революции», будет исчезать надобность в насилии вообще, в подчинении одних людей другими, одной части населения другой. И постепенно люди привыкнут к соблюдению элементарных правил поведения без всякого насилия и подчинения. Именно коммунизм, по мнению Ленина, создает всякую ненадобность государства, ибо некого подавлять в смысле класса, в смысле постоянной борьбы с определенной частью населения. По Ленину, задача пролетарской революции чисто отрицательная – уничтожить насильственное буржуазное государство, буржуазное общество. На смену уничтоженной государственности должна, по Ленину, прийти диктатура пролетариат

Владимир Ильич Ленин (1870 — 1924) — последовательный продолжатель марксистского учения. Его вклад в теорию оказался таким, что в XX в. марксистское учение с полным на то основанием называют марксизмом-ленинизмом.

В области диалектического материализма Ленин развил материалистическую диалектику, теорию познания (обобщил достижение общественных наук, главным образом в области физики). В области социальной философии В. И. Ленин дал философский анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в мире на рубеже XIX — XX вв., выявил тенденции в развитии мирового революционного и освободительного движения, разработал основные принципы социалистического строительства в России. Нельзя не сказать и о последовательной защите В. И. Лениным марксистских идей в теоретической и политической борьбе с теми, кто пытался ревизовать или исказить учение Маркса. Среди трудов, в которых разрабатываются теоретические проблемы марксизма, следует прежде всего отметить: “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”, “Материализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, “Государство и революция”, “Очередные задачи Советской власти”, “Великий почин”.

В областидиалектического материализма — это развитие марксистского учения о материи, познании, абсолютной, относительной и объективной истине, о единстве диалектики, логики и теории познания.

Значителен вклад В. И. Ленина в разработку теории познания. Он развивает марксистскую теорию познания, опираясь на диалектико-материалистическую теорию отражения, суть которой состоит в том, что все наше знание есть не что иное, как более или менее достоверное отражение действительности.

Важную роль в познании играет выяснение сущности объективной абсолютной и относительной истины. Под истиной В. И. Ленин понимает верное отражение в человеческом сознании объективно существующего мира, законов его развития и процессов, происходящих в нем науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни”.

Опираясь на марксистскую теорию и осмысливая революционную борьбу интеллигентных классов в первую очередь в России, Ленин разрабатывает учение о революционной ситуации, которая формируется в процессе обострения социальных антагонизмов до такого состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через социальный взрыв: “Основной закон революции, — писал Ленин, — подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции не достаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы осознали невозможность жить по-старому, и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса”.

по Ленину, необходимым условием для осуществления социальной революции является наличие в стране общенационального кризиса. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать политическую власть и осуществить революционные преобразования.

Социальная революция — это скачок, знаменующий переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, переход общества из одного качественного состояния в новое качественное состояние, движение общества к качественно новому, более высокому этапу развития. Маркс поэтому называл социальные революции «локомотивами истории».

Революция, как скачок в качественном изменении сущности, структуры общества, не является мгновенным, кратковременным актом. Революции охватывают относительно длительный период. В. И. Ленин писал, что «скачком» учителя социализма называли перелом под углом зрения поворотов всемирной истории и что скачки такого рода обнимают периоды лет по 10, а то и больше.

В процессе перехода от старой общественно-экономической формации к новой, более высокой, происходит ликвидация отживающего способа производства и утверждение нового, более прогрессивного, упразднение старой надстройки и утверждение новой, свержение политического господства старых реакционных сил и утверждение политического господства новых, прогрессивных общественных классов. Социальная революция является необходимой формой перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Отдельные исследователи, однако, считают, что социальные революции имели место лишь при переходе от феодализма к капитализму и от капитализма к социализму. Революция с этой точки зрения возможна лишь при достаточно высокой степени сознательности и организованности тех общественных сил, которые творят революции. А так как при переходе от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и далее к феодальному этих признаков революции (т. е. организованности и сознательности) почти не было, значит этот переход, занявший к тому же очень длительное время, нельзя рассматривать как социальную революцию. «Как закономерно обусловленное звено исторического прогресса, как наиболее эффективный способ разрешения самых острых конфликтов в определяющих сферах жизни общества, социальная революция, по-видимому, созревает лишь тогда, когда общество достигает сравнительно высокого уровня своей организации, а именно — в эпоху становления капитализма. Социальная революция достигает своего апогея в эпоху перехода от капитализма к социализму и изживает себя с победой социалистического строя во всем мире» Главный вопрос социальной революции — вопрос о власти. Государство реакционного класса является той крепостью, которая стоит на страже отживших производственных отношений, всего общественного строя. Социальная революция непосредственно ломает старую политическую надстройку, ликвидирует государственную власть реакционного класса, создает новую политическую надстройку, устанавливает государственную власть нового, прогрессивного класса. В. И. Ленин указывал, что «революция есть... ломка старых надстроек и самостоятельное выступление различных классов, стремящихся... создать новую надстройку» . При помощи своей государственной власти новый революционный класс окончательно ликвидирует старый экономический базис, создает и укрепляет новый экономический базис. Движущими силами социальной революции являются те классы и социальные группы, которые осуществляют переход от одной формации к другой, ликвидируют отживший общественный строй. Гегемоном, вождем революции является класс, который возглавляет борьбу против старого строя. Для того чтобы быть гегемоном социальной революции, каждый общественный класс должен иметь соответствующие предпосылки. Он должен являться носителем нового, более передового способа производства. Рабы и крестьяне не могли быть носителями нового способа производства. Поэтому они и не могли осуществлять гегемонию в революциях, не могли стать вождями революции. Из трудящихся классов только рабочий класс является носителем социалистического способа производства, и потому он является гегемоном революции. Создавая передовой способ производства, новый общественный класс тем самым выражает интересы большинства общества. В силу этого он способен повести за собой широкие слои народа — недовольных отжившим социальным строем. Поэтому новый общественный класс становится гегемоном революции.

Вопрос 40. Социология А.А. Богданова. /Концепция тождественности общественного бытия общественному сознанию. Социальность и сознательность. Типы культуры. Коллективистское общество и тождество «пролетарской» культуры. Смысл прогресса. Истоки авторитаризма. Общество как «контролер условий жизни». Тектология – учение о строительстве./

БОГДАНОВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ(1873–1928). Настоящая фамилия – Малиновский. философ, экономист, политический деятель, ученый и писатель. По образованию врач. С 1905 - член ЦК РСДРП/б/, в 1909 исключен из партии. В 1918-1926 - член президиума Коммунистической академии. С 1921 занимался исследованиями в области гематологии, с 1926 - директор основанного им первого в мире института переливания крови.

Основой своих философских обобщений Богданов всегда считал учение Маркса, прежде всего «социальный материализм». В то же время он был убежден, что в самом современном естествознании рождаются новые философские идеи, переводящие материалистическую философию на новый уровень. Такого рода идеи Богданов усматривал в концепциях Э.Маха и Р.Авенариуса.

Работы:"Основные элементы исторического взгляда на природу", 1899, "Познание с исторической точки зрения", 1901, "Эмпириомонизм. Статьи по философии", кн. 1—3, 1904—06, "Философия живого опыта", 1913, "Тектология"

Наши рекомендации