Логика протекания социальных процессов (космические, биологические и социально-психические факторы социальной детерминации).
П. Сорокин писал: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик»
Первую группу раздражителей, определяющих собой поведение и жизнь людей, составляют условия космического порядка. Под ними следует разуметь все силы и явления мертвой природы, изучаемые физико-химическими науками. Они могут быть простыми и сложными. Примером простых космических раздражителей поведения людей могут быть такие явления, как: свет, звук, теплота, цвет, влажность, электричество и т.п. физико-химические явления. Сложные космические раздражители составляются из простых путем различных соединений их. Таковы: климат данного места, гористость или долинность последнего, распределение воды и суши, изрезанность данного места реками или отсутствие последних, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи и др. космические условия. Как отдельный человек, так и целая совокупность людей находятся и живут посреди множества космических условий, в своей совокупности составляющих космическую среду. Эти условия непрерывно воздействуют на нас, непрерывно нас "раздражают" и заставляют нас реагировать (отвечать) на эти раздражения. Холод вынуждает нас совершать поступки, направленные на то, чтобы согреться (напр., застегнуть пальто, истопить печку, зажечь костер, перейти из холодного помещения в теплое и т.п.). Свет и темнота, в свою очередь, вынуждают нас к ряду других поступков. То же, как увидим сейчас, приходится сказать и о других космических раздражителях. Все они служат "толчками", то и дело "дергают" нас и вызывают от нас ряд овтетных актов на свои толчки.
ПРИМЕР: При свете мы ведем себя иначе, чем в темноте. Свет является необходимым условием для большинства наших действий. В темноте мы не можем ни писать, ни читать, ни делать всякое сколько-нибудь сложное дело. Наше настроение при свете иное, чем в темноте; в последней многие люди чувствуют себя жутко, испытывают страх, тревогу и т.д. Свет необходим для здоровья. Без него люди хиреют. А поведение здорового и хилого резко различны друг от друга.
Из этих обыденных фактов мы видим, что свет и темнота действительно влияют на наше поведение.
Так как естественная смена света (дня) темнотой (ночью) зависит не от нашей воли, так как она является условием космического порядка, то отсюда следует, что космические условия не безразличны для поведения людей.
Влияя на последние, они тем самым влияют и на общественную жизнь. Наблюдая последнюю, мы видим в ней смену периода бодрствования людей периодом отдыха. Бодрствование обычно совпадает с светлыми часами суток; покой и сон с часами ночными. Днем жизнь людей бурлит, кипит, пенится; ночью она затихает, замирает, засыпает.
Значит, дневно-ночной ритм общественной жизни в последней основе вызван космическим процессом смены света и темноты. Им же порожден и целый ряд других явлений общественной жизни. "Тяга людей к свету" проявляется и в экономической жизни: места, комнаты, квартиры и т.п. солнечные, световые, ценятся обычно дороже, чем места темные и мрачные. В странах ослепительно светлых и жарких — наоборот. Проявляется эта тяга к свету и в религии в виде обоготворения света и солнца; дана она и в поэзии, в виде поэтических гимнов свету; дает она знать себя и на всем теле общественной жизни. Если бы не было искусственного света, то деятельность людей целиком зависела бы от смены дня и ночи: с наступлением последней им волей-неволей приходилось бы прекращать свою работу; от этого производительность соц. группы пала бы, предметов необходимости было бы выработано меньше, значит, они были бы дороже; раз дороже, то многие не могли бы приобрести их; нужда увеличилась бы; общее здоровье населения понизилось, смертность возросла, словом, социальная жизнь группы была бы существенно иной, чем в том случае, когда недостатка в свете не было бы. Сейчас в России, особенно в ее городах, с истощением запасов керосина и др. искусственных источников света мы видим указанное различие и зависимость общественной жизни от естественного света.
Из сказанного влияние света, как фактора поведения и общественной жизни, становится ясным.
Биологические потребности как раздражители
Человек является одним из организмов. Отсюда следует, что он подчинен силам и условиям, которым подчинены организмы вообще. Такими условиями служат все условия, сохраняющие жизнь организма и данные вместе с последними. Любой организм, чтобы жить, должен удовлетворять свои основные потребности. Таковы: потребность в пище, в размножении, в самосохранении. Никакое живое существо не может жить, не удовлетворяя этих потребностей. Они даны вместе с организмом и от него неотделимы. Они наследственны. Они бессознательны. Они представляют не личное достояние того или иного отдельного организма, не результат личного научения или опыта, а достояние всех организмов, свойство всякой живой материи. Они получаются вместе с организмом.
Все такие потребности: а) получаемые вместе с организмом, b) наследственные, с) не зависящие от сознания и личного опыта, d) свойственные всем живым организмам, представляют собой биологические или жизненные потребности. Их называют еще рефлексами и инстинктами.
Потребности, удовлетворяющие этим признакам, составляют то, что мы называем биологическими факторами поведения и общественной жизни людей.
Легко понять, почему они могут считаться факторами. Когда любая биологическая потребность не удовлетворена (напр., голод), она повелительно требует удовлетворения, подобно пару, толкает человека к ряду действий и поступков, направленных на ее удовлетворение. В самом прямом смысле она представляет "двигатель" или "мотор", заставляющий человека действовать, и действовать в определенном направлении.
Главнейшими из таких биологических потребностей будут: 1) потребность питания; 2) потребность половая (размножения); 3) потребность индивидуальной самозащиты; 4) потребность групповой самозащиты; 5) бессознательное подражание; 6) потребность движения; 7) другие физиологические потребности: сна и покоя, бесцельного расходования излишней энергии (игры), удаления из организма мочи и кала и т.п.
Социально-психологические
Человек не только биологический организм, но организм, имеющий развитую нервную систему, одаренный в силу этого сознанием, психикой, чрезвычайно богатой и качественно, и количественно. Нам свойственно мыслить, чувствовать и хотеть. Ни одно из животных не имеет столь богатой и развитой психической жизни, как человек. Эти свойства неотъемлемы от человека. Они столь же естественны для него, как потребность питания, размножения и самосохранения.
Отсюда следует, что поведение людей зависит не только от космических или биологических раздражителей, но и от психических, присущих человеку. Не приняв во внимание последних, мы не сможем объяснить поведение людей.
Если бы человек жил уединенно, вел одинокую жизнь, то поведение его могло бы быть объяснено космическими, биологическими и психическими силами. Но мы знаем, что человек никогда не жил один, вне общества других людей. Он всегда жил в среде себе подобных, бок о бок с ними, жил группами и вел общественную жизнь.
…. Наше поведение обусловливается и поступками других людей, и организацией их взаимоотношений, и той материальной культурой, которую находим при своем появлении на свет, и той духовной средой, которая охватывает нас с момента рождения до смерти. Совокупность таких условий составляет социальную среду. Каждое из них является социальным раздражителем или фактором поведения и общественной жизни.
…социально-психические раздражители поведения: простые, и сложные.. Простыми факторами будут те, которые не разложимы на еще более простые. Сложными факторами — те, которые представляют комбинацию ряда простых факторов.
Простыми социально-психическими "моторами" поведения являются: 1) идеи (представления, понятия и теории), имеющиеся у каждого человека, из совокупности которых составляются знания и верования последнего; 2) чувства-эмоции, свойственные человеку и состоящие в переживаниях боли или удовольствия, в переживаниях любви, ненависти, гнева, ярости, обожания, преклонения, почитания, страха и т.д.; 3) воления людей, состоящие в сознательной постановке определенных целей, связанных с самыми дорогими сторонами нашего "я", и в стремлении осуществить эти цели.
Все другие соц.-психические факторы будем считать сложными. Таковыми будут: материальная культура, окружающая человека, духовная атмосфера социальной среды, общественно-политическая организация группы, явление власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д. Все они представляют собой или сочетание ряда простых соц.-психических факторов, или сочетание факторов космических, биологических и соц.психических. Мы рассмотрим их суммарно, под рубрикой: социальной среды как фактора. Таково вкратце наиболее целесообразное разделение социально-психических раздражителей, вызываемое необходимостью быть кратким.