Социологическая концепция Чарльза Райта Миллса
Социологическая концепция Чарльза Райта Миллса
Известный американский социолог Чарлз Райт Миллс считал, что чтобы понять
те или иные социокультурные реалии, отношение к ним людей и их поведение,
социологу недостаточно знать постулаты теории, уяснить её методологические
принципы. Необходимо ещё проявить неординарность мышления, особый интерес к
тем проблемам, которые для рядового наблюдателя кажутся естественными, не
заслуживающими внимания вообще. И тогда привычное может приобрести
совершенно иной смысл. Обыденные вещи могут предстать не тем, чем они всем
кажутся. Но инакомыслие не является конечной целью ученого. Скорее с этого
момента лишь начинается социологическое исследование. Но чтобы оно состоялось
ученый, по мысли Миллса, должен проявить социологическое воображение. На эту
тему Миллс написал целую работу, которая так и называется «Социологическое
воображение».
33. Конфликтный функционализм Льюиса Козер
Козер определяет конфликт как процесс, который при определенных условиях может "функционировать", чтобы сохранить "социальный организм". Основные подходы к конфликту Козера:
1. в любой социальной системе обнаруживаются отсутствие равновесия напряженностью конфликтные отношения;
2. многие процессы, которые, как обычно считается, разрушают систему (например, насилием разногласия, конфликт), при определенных условиях укрепляют интеграцию
Козер выделяет "причинные цепи" ( которые сохраняют или восстанавливают интеграцию системы и ее приспособляемость).
Причинные цепи: 1) нарушение интеграции составных частей социальной системы 2) приводит к вспышкам конфликтов между составными частями, что, в свою очередью 3) вызывает временную дезинтеграцию системы, это 4) делает социальную структуру более гибкой, что в свою очередь 5) усиливает способность системы избавляться при помощи конфликта от грозящих ей в будущем нарушений равновессия, а это приводит к тому, что 6) система обнаруживает высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям.
Причины конфликта
1. Чем больше неимущие группы сомневаются в законности существующего распределения дефицитных ресурсов тем вероятнее, что они должны будут разжечь конфликт.
2. Чем больше обнищание групп из абсолютного превращается в относительное, тем более вероятно, что эти группы станут зачинщиками конфликтов.
Острота конфликта Козером определяется такими переменными как эмоции, вызванные у участников конфликта, уровень реализма этих участников, связь конфликта с основополагающими ценностями и проблемами.
Острота конфликта
1. Чем больше осуществляется условий, вызывающих возникновение конфликта, тем он острее.
2. Чем больше эмоций вызывает конфликт, тем он острее.
3. Чем больше группы, вовлеченные в конфликт, преследуют свои реалистические (объективное) интересы, тем мягче конфликт.
4. Чем в большей мере группы конфликтуют из-за нереалистичных спорных вопросов (ложных интересов), тем острее конфликт.
5. Чем в большей мере конфликты объективируются за пределами индивидуальных интересов и на более высоком уровне, тем острее конфликт.
6. Чем больше конфликт в группе связан с наиболее существенными ценностями и проблемами, тем он острее.
Социологическая концепция Чарльза Райта Миллса
Известный американский социолог Чарлз Райт Миллс считал, что чтобы понять
те или иные социокультурные реалии, отношение к ним людей и их поведение,
социологу недостаточно знать постулаты теории, уяснить её методологические
принципы. Необходимо ещё проявить неординарность мышления, особый интерес к
тем проблемам, которые для рядового наблюдателя кажутся естественными, не
заслуживающими внимания вообще. И тогда привычное может приобрести
совершенно иной смысл. Обыденные вещи могут предстать не тем, чем они всем
кажутся. Но инакомыслие не является конечной целью ученого. Скорее с этого
момента лишь начинается социологическое исследование. Но чтобы оно состоялось
ученый, по мысли Миллса, должен проявить социологическое воображение. На эту
тему Миллс написал целую работу, которая так и называется «Социологическое
воображение».
33. Конфликтный функционализм Льюиса Козер
Козер определяет конфликт как процесс, который при определенных условиях может "функционировать", чтобы сохранить "социальный организм". Основные подходы к конфликту Козера:
1. в любой социальной системе обнаруживаются отсутствие равновесия напряженностью конфликтные отношения;
2. многие процессы, которые, как обычно считается, разрушают систему (например, насилием разногласия, конфликт), при определенных условиях укрепляют интеграцию
Козер выделяет "причинные цепи" ( которые сохраняют или восстанавливают интеграцию системы и ее приспособляемость).
Причинные цепи: 1) нарушение интеграции составных частей социальной системы 2) приводит к вспышкам конфликтов между составными частями, что, в свою очередью 3) вызывает временную дезинтеграцию системы, это 4) делает социальную структуру более гибкой, что в свою очередь 5) усиливает способность системы избавляться при помощи конфликта от грозящих ей в будущем нарушений равновессия, а это приводит к тому, что 6) система обнаруживает высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям.
Причины конфликта
1. Чем больше неимущие группы сомневаются в законности существующего распределения дефицитных ресурсов тем вероятнее, что они должны будут разжечь конфликт.
2. Чем больше обнищание групп из абсолютного превращается в относительное, тем более вероятно, что эти группы станут зачинщиками конфликтов.
Острота конфликта Козером определяется такими переменными как эмоции, вызванные у участников конфликта, уровень реализма этих участников, связь конфликта с основополагающими ценностями и проблемами.
Острота конфликта
1. Чем больше осуществляется условий, вызывающих возникновение конфликта, тем он острее.
2. Чем больше эмоций вызывает конфликт, тем он острее.
3. Чем больше группы, вовлеченные в конфликт, преследуют свои реалистические (объективное) интересы, тем мягче конфликт.
4. Чем в большей мере группы конфликтуют из-за нереалистичных спорных вопросов (ложных интересов), тем острее конфликт.
5. Чем в большей мере конфликты объективируются за пределами индивидуальных интересов и на более высоком уровне, тем острее конфликт.
6. Чем больше конфликт в группе связан с наиболее существенными ценностями и проблемами, тем он острее.