Социологическая концепция права.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как реально сложившемся порядке в общественных отношениях; как нормах, отношениях, воспроизводящихся в социальной практике; как инструмента общественных преобразований. С позиции социологического правопонимания право предстает как социально обусловленный феномен, причины, источники и механизмы действия которого заключены в самом обществе.

Социологическая концепция складывается в первой трети XX в. в Европе, затем получает широкое распространение в США. В отечественной юриспруденции попытки оценить право в его деятельностном плане предпринимались давно. Если коротко, то его суть можно выразить высказанными еще в конце XVIII в. словами профессора Киевского университета Св. Владимира Н. К. Рененкамфа: «что не осуществляется, то не может быть признано правом». В конце XIX — начале XX вв. русский теоретик права С. А. Муромцев оформляет эти взгляды концептуально: «вместо совокупности юридических норм под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы — атрибут правопорядка». Для С. А. Муромцева право — порядок человеческих взаимоотношений. При таком подходе (в последующем получившем широкое распространение) право отождествляется с социальным фактом. Сходных позиций придерживались М. М. Кистяковский, опубликовавший ряд фундаментальных работ по социологии права, Н. М. Коркунов — теоретик права и государствовед. Подобные взгляды на право усилиями западных теоретиков права XX в. Эрлиха (Австро-Венгрия) и Паунда (США) были «достроены» в целостную теорию, на основе которой и сформировалась социологическая школа права, имеющая, правда, разные ответвления — школа свободного, «живого» права (Е. Эрлих), правовой реализм, бихевиоризм и др.

Представители социологической школы права не отрицают нормативность в праве, но считают, что нормы права лишь часть права, право в их понимании не сводится к закону и т.п. Действия, решения и отношения, имеющие правовой характер, складывающийся на их основе реальный правопорядок признаются сторонникам рассматриваемого подхода, основными компонентами права или собственно правом.

Позитивная сторона такого правопонимания очевидна. Главное, что выделяет его среди других концепций — это, во-первых, указание на его деятельностное начало: право формируется в действиях, деятельности, поведении людей и эти же действия (деятельность, поведение) опосредствует (нормирует, определяет их границы, содержание). Такой подход принципиально отличается от нормативистского (нормативного), для которого правом является все, что находится «под сенью» юридического предписания, содержащегося в официальном документе, учреждаемым государственной институцией. Во вторых, в своем подлинном значении правом нужно признавать не то, что продекларировано (пусть даже и в одобренных верховной властью) в письменных документах, а то, что получает воплощение на практике, в реальной жизни. Стремление придать праву действующий характер — действительная заслуга этой научной школы. И для науки, и для юридической практики, формирования индивидуального и массового правосознания такой подход полезен. Но есть и издержки. Прежде всего, существует опасность признать правом то, что изначально противоречит природе права, его принципам, правам человека. Полисубъекность субъектов правотворческой деятельности также не всегда на пользу. В то же время для стран с высокой политической и правовой культурой, профессиональным судейским корпусом и некоррумпированным чиновничеством отмеченные издержки вполне компенсируются созданием соответствующих механизмов контроля

Социологическая теория права начала формироваться в середине XIX в. Наиболее видными ее представителями были Е. Эрлих, Ф. Жени, Г. Канторович, С. Муромцев, Р. Паунд и др. Для социологической теории, является характерным признание приоритета реальной правовой действительности относительно норм права и правовых идей. То есть им отвергается не только нормативистская, но и естественно-правовая трактовка права.

29 Сущность права. Его ценность и социальное назначениеДля углубленной характеристики права, понимания его роли назначения в обществе важно выявить его сущность. Сущность – философская категория, означающая главное, основное в рассматриваемом явлении. Выявить сущность права – значит, понять необходимые, ключевые стороны этого явления.

Сущность права как общественного явления внутренне противоречива. В советской юридической науке господствовал взгляд на право как на явление классовое. Отсюда сущность его трактовалась как воля господствующего класса, возведенная в закон. Это положение опиралось на известный марксистский взгляд на право как на возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни. Следует обратить внимание на положение Маркса о том, что право –это именно воля господствующего класса, то есть речь идет не просто о классовой, а классово-волевой сущности. В последнее время относительно волевой сущности высказывались критические суждения. Основное замечание здесь сводилось к тому, что понимания права как чьей-либо воли приводит к беззаконию, ущемлению интересов граждан со стороны государственных структур, которые и «вводят в закон» эту волю.

Не случайно в последние годы широкую поддержку получила концепция не классовой, а общесоциальной сущности права. При этом сущность связывается не с проявлением чьей-либо воли, а с таким социальным явлением, как свобода. Правда, справедливости ради следует заметить, что со свободой право связывал и Маркс, утверждая, что «свод законов есть библия свободы народа». При этом в законах, правовых нормах «свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от отдельного индивида существование». Обратим внимание, что в отличие от либертарного подхода, здесь речь идет не о свободе как социальном феномене, а свободе, «возведенной в закон», свободе юридической. «Юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона», - писал К.Маркс . С этих позиций трактует сущность права и современная наука. Право в этом случае рассматривается как «мерило свободы». Именно право отмеряет (одновременно ограничивая) и обеспечивает свободу как личности, так и общества в целом.

Таким образом, право имеет две стороны единой сущности: общесоциальную и классовую. Признавая отличие в подходах, их нельзя противопоставлять. На разных этапах развития право выступало той или иной стороной своей сущности. В рабовладельческом обществе, когда ярко проявляллась классовая природа и сущность, отражение находили и свобода –свобода эксплуатации, собственности и т.д.

В современных условиях право играет роль общесоциального регулятора. Здесь в нем отражается свобода личности, человека, всего общества, хотя нашли свое место и интересы классов, иных социальных групп. Вместе с тем, на всех этапах своего развития право не утрачивает своей волевой природы. Правовые предписания носят государственно-властный характер, то есть в них проявляется воля государства, которая и возводит свободу в закон. Однако правовые нормы реализуются не автоматически, сами собой, а лишь проходя через волю и сознания конкретного индивида. Следовательно, здесь воля государства связывается с волей индивида. То есть волевая сущность проявляется на всех этапах (стадиях) правового регулирования.

Общественные явления, обладающие способностью удовлетворять те или иные реальные потребности людей и их объединений и соответственно являющиеся для них и необходимыми и полезными, характеризуются таким свойством, как социальная ценность. Социально ценное - любое общественное явление, способное играть положительную роль в существовании, развитии людей и их взаимоотношений между собой. Наряду с другими и право как общественное явление обладает этим свойством. Именно поэтому можно говорить о нем, как о действительной социальной ценности. Следовательно, ценность права - это его способность быть реальным инструментом удовлетворения социально обусловленных, справедливых и перспективных интересов отдельных лиц и их объединений.

Таким образом, право является не просто одним из регуляторов общественных отношений. Это самый эффективный, наиболее значимый регулятор. Он безусловно занимает центральное место в системе социальных регуляторов. Это положение определяют и его признаки, и функции, и принципы деятельности. Действительно, как мы выяснили, право обладает такими свойствами (нормативность, системность, общеобязательность, формальная определенность, государственная принудительность, особый порядок реализации), которые обеспечивают полноту и определенность регулирования, реальность правовых предписаний, их практическую реализуемость. Одновременно праву свойственны специфические демократические и гуманистические принципы (гуманизм, справедливость, законность и т.д.). Именно благодаря им в общественную жизнь вносятся идеи добра, справедливости, гуманизма и человечности. Наконец, право воздействует на общественные отношения в самых различных направлениях, осуществляет самые разнообразные функции (статическую, динамическую, охранительную, воспитательную), что позволяет обеспечить динамику и устойчивость общественных отношений, их стабильность и защиту.

Учитывая эти особенности права, можно сказать, что оно не просто эффективный регулятор, а социальное явление, имеющее известную ценность. Причем в науке отмечается две стороны ценностной оценки права. Отдельные авторы утверждают, что право имеет инструментальную ценность. Действительно, право является важнейшим инструментом в руках государства. Без права государство не только не могло бы осуществлять свои функции, но и не могло бы существовать как самостоятельное явление.

Однако большинство авторов не ограничиваются такой характеристикой, а видят в нем самостоятельную социальную ценность. Ценность права чрезвычайно широка.

Оно весьма ценно для личности, отдельного человека. Благодаря праву обеспечивается социальная свобода личности, обеспечиваются и охраняются от нарушений ее права, такие, как право на жизнь, на собственность, политические и личные права и свободы.

С другой стороны, право весьма ценно не только для отдельной личности, но и для общества в целом. Благодаря праву обеспечивается его стабильность, эффективное и целенаправленное развитие. Из общественной жизни благодаря праву исключается произвол, своеволие и бесконтрольность отдельных индивидов и их групп, обеспечивается соответствие социальной системы иным социальным ценностям и идеалам. И, наконец, как указывалось, право ценно и для государства, ибо без права не было бы государства как явления, способного осуществлять присущие ему функции.

Следовательно, право представляет собой высочайшую самостоятельную социальную ценность наряду с такими ценностными, общественно значимыми явлениями как свобода, власть, государство. Поэтому дальнейшее развитие общества невозможно без постоянного совершенствования права, улучшения его функционирования, совершенствования его принципов, форм и методов регулирования.

Вместе с тем, значимость права не беспредельна. При характеристике его ценности и эффективности следует видеть и учитывать их пределы. Как указывалось в литературе, «право – фактор общественного развития, пределы действия которого детерминированы социально обусловленной мерой использования его социально полезных свойств» . Прежде всего, следует учесть, что посредством права в эксплуататорском обществе осуществлялись различные формы эксплуатации (в частности, рабовладельческом праве рабы не признавались его субъектами). В тоталитарных режимах господствующая элита использовала право в том числе и для снижения демократизма, ущемления прав и свобод индивидов. Именно с помощью права формировались такие недемократические режимы, как фашистский, расистский и др. Ненадлежащая использование в целом полезных свойств права может привести к негативным результатам. В частности, формальная определенность права может породить его «формализм», исключающий учет не только индивидуальных особенностей, но и излишнюю «зарегулированность», снижающую свободу деятельности, участников отношений. Излишний формализм процесса способен привести к его затягиванию. Государственно - принудительный характер права при соответствующих политических условиях может привести к усилению репрессивных мер, к ущемлению прав и свобод человека. Поэтому, подчеркивая социальную ценность, положительные свойства права, следует учитывать и пределы, и границы возможностей

Функции и принципы права

Принципы права.

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора, меры свободы и справедливости в общественных отношениях.

Принципы прав – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они аккумулируют в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства, всех органов государственной власти. Руководствуясь ими, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей.

Принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства. Отсюда их определяющее значение для регулирования общественных отношений, для юридической практики. Строгое и точное осуществление требований права означает одновременно и последовательное воплощение в жизнь заложенных в нем принципов. Поэтому при решении конкретных юридических дел необходимо в первую очередь руководствоваться принципами права. Это служит основой правильного применения юридических норм, принятия обоснованных и законных решений.

Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах – в конституциях, преамбулах законов, кодексах – или составлять саму материю права, проникая во внутренне содержание правовых норм.

Принципы права объективно обусловлены характером общественных отношений, на которых базируется определенная система права. Это значит, что каждая система общественных отношений регулируется не произвольно, а в соответствии с объективными требованиями, которые отражаются в системе права и составляют ее сущность. Характер принципов той или иной правовой системы нельзя определять в отрыве от социально-экономических условий, структуры и содержания государственной власти, принципов построения и функционирования всей политической системы общества.

Виды принципов права. Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует три основные группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые.

1. Общие принципы - это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

К числу общих принципов относятся:

а) Принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. Все государственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности

б) Принцип социальной справедливости. Этот принцип имеет морально-правовое содержание. Он обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием. Посредством права достигается наиболее оптимальная соразмерность между возможным и должным поведением и оценкой его результатов. Справедливость является также одним из ведущих начал в практике правового регулирования, при решении конкретных юридических дел (например, при назначении пенсии, выделении жилья, определения меры уголовного наказания).

в) Принцип демократизма. В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

г) Принцип гуманизма. Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, право на собственность, право на здоровье, право на личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие.

Гуманизм правовых установлений выражается и в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора; каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства; никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство наказанию.

д) Принцип равноправия (равенство всех перед законом). Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о правах человека, в конституционных законах большинства стран мирового сообщества. Эти нормативно-правовые акты провозглашают равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. Никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

е) Единство юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности, юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. При такой организации общественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствует обязанность совершать общественно полезные действия в интересах других. Говорить о реальности какого-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему юридической обязанности. Так, право гражданина на судебную защиту реализуется через обязанность судов осуществлять такую защиту; право гражданина на социальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности обеспечивается государством в лице его специальных органов, которые обязаны выплачивать им пенсии или пособия. В то же время законом устанавливается, что осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей.

ж) Принцип ответственности за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. Вина является ведущим началом, определяющим основания юридической ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к последнему не могут быть применены меры юридической ответственности.

з) Принцип законности. Этот принцип имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.

Следует отметить, что все общие принципы права тесно взаимосвязаны между собой. Если действует принцип социальной справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми. И наоборот, реализация принципа гуманизма означает в то же время установление справедливых отношений в общественной жизни. Еще Аристотель отмечал, что справедливость тесно связана с понятиями законности и равенства людей, так как справедливость выступает как законное и как равное, а несправедливость – как противозаконное и неравное отношение к людям

2. Межотраслевые принципы. Это такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей права являются, например коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

3. Отраслевые принципы. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, административного или гражданского). Принципами гражданского права являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и другие. Более подробно содержание отраслевых принципов рассматривается при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин.

Функции права.

Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.

Право, прежде всего, выполняет регулятивную и охранительную функции.

1. Регулятивная функция. Состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности и задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор [1].

В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированные те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском нраве).

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни. Регулятивная функция воплощена в Конституции РФ.

2. Охранительная функция. Направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция имеет своей задачей обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в обществе. Заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Ряд ученых полагает, что главная цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществу.[2] Охранительная функция воплощена в УК РФ.

Помимо названных, право выполняет также политическую, воспитательную, идеологическую и другие функции.

3. Политическая функция – право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливая правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

4. Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

5. Теоретическая функция – выражается в ее способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

6. Методологическая функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права.

7. Идеологическая функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное или как правовое отношение.

8. Информационная функция – позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречит интересам общества.

Есть еще одна точка зрения на функции права. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.

Другая функция – урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая функция – перераспределение между людьми товаров и услуг [3]. Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека [4].

Таким образом, право – это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства.

Рассмотрим формы реализации функций права.[5]

Выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную и правовое регулирование.

Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.

Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других.

Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д. Не случайно на повестку дня была поставлена задача, организовать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.

Следующей, не менее значимой, формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия.

Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок - с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан - с другой.

Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование[6]. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.

Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:

- условий эффективности регулирования;

- процесса правового регулирования;

- социальных результатов регулирования.

Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные.

Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и тому подобное.

К субъективным условиям относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.

Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий:

Первая стадия - это регламентация общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка и принятие юридических норм.

Вторая стадия - возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновение правоотношений). Смысл данной стадии - переход от общих предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц.

Третьей - завершающей стадией процесса правового регулирования является реализация норм права (юридический результат регулирования). Она заключается в фактическом использовании лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.

Социальный результат регулирования - это, главным образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений.

Типология права

1.Типология права – это его специфическая классификация, произведенная в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного), главным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. В рамках второго подхода право строится на основе географического, национально-исторического, специально-юридического и иных признаков. В соответствии с назваными критериями выделяют такие типы права как:

1) национально-правовая система

2) правовые семьи

Достоинством цивилизационного подхода является то, что выделяют национально-технические, конкретно географические и юридические признаки. Слабой стороной данной типологии является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов. Относительно формационного подхода выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типологии права.

2.Рабовладельческое право рождается вместе с рабовладельческим государством и представляет собой возведенную в закон волю рабовладельцев. Характерные черты рабовладельческого права – это открыто закрепленное неравенство людей. Это выражается в том, что рабы рассматриваются не как субъекты, а как объекты права. рабовладельческое право предоставляет рабовладельцу полную и ничем не ограниченную свободу действий. Была разработана сложная система наказания рабов за неповиновение господину. В рабовладельческом праве открыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчины и женщины, господство отца над детьми. Центральное место в рабовладельческом праве занимал институт частной собственности. Охрана частной собственности обеспечивалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Основным памятником рабовладельческого права были законы Ману в индии и закон 12 таблиц в Риме. С точки зрения формы рабовладельческое право было примитивным: преобладающим источником права был обычай. На более поздних этапах рабовладельческого права оно было систематизировано (римские юристы различали цивильное право, естественное право и т.д. Цивильное право различали на частное и публичное).

3.Феодальное право значительно отличается от рабовладельческого характерным для него принципом формального неравенства. Всеобщности равных прав и обязанностей не существует. Феодальное право – правовая привилегия. Оно носило местный (партикулярный) характер. Классовая сущность феодального права заключается в защите интересов феодального землевладельца и личности феодала, и в закреплении крепостной зависимости крестьян. Феодальному праву не присущи деление на частное и публичное. Во многом феодальное право носило религиозный характер. Церковь, как крупнейший земельный собственник, не зависело от светской власти, имела свое право, свой суд и тюрьмы. Церковь – идеологическая сила. Ее догмы лежали в основе мировоззрения и авторитет феодального законодательства подкрепляется религиозными постулатами. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.

4.Бурзжуазное право возникло в ходе разложения феодального строя и связано с победой новых капиталистических общественных отношений. В основе формирования капиталистических государства и права лежит частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. Право этого периода характеризуется тем, что на первый план выходит экономическое принуждение и сохранение отношений эксплуатации работников, начинает появляться наемный труд и на первых порах своего развития буржуазное государство и право являются компромиссом между старой властью в лице монарха и новым классом – буржуазией. В период возникновения буржуазного права общество переживает качественный скачок в своем развитии. Все это приводит к появлению новых отраслей права, поскольку нормы права предыдущего периода не способны успевать за темпами экономического роста. Буржуазное государство и право являются сложным политическим организмом, который сглаживает противоречия между различными социальными группами, классами общества. Основная роль права – поиск компромисса между государственным воздействием на личность и свободой личности.

5.Социалистическое право характеризуется тем, что на первых этапах своего становления и развития является орудием меньшинства над большинством. Модель социалистического права реально ставит человека с его потребностями в центр всей общественной жизни, освобождая его от государственной зависимости, допускает разнообразие форм собственности, гарантирует реальную справедливость в распред

Наши рекомендации