Структура социологии рекламной деятельности
Как в общей социологии, так и в социологии рекламной деятельности существует два основных направления: социология рекламной деятельности теоретическая и социология рекламной деятельности прикладная.
Теоретическая социология рекламной деятельности - это наука об общих и специфических закономерностях развития и функционирования рекламы. Она предполагает выявление социологических факторов возникновения рекламы как массового явления, исследует массовое сознание как объект рекламы, вскрывает взаимосвязь рекламы и ценностных ориентаций общества, определяет место и роль рекламы в инновационных процессах.
Прикладная социология рекламной деятельности поднимает другие вопросы: в ее рамках проводятся социологические исследования рекламной аудитории и средств массовой коммуникации, обеспечивается социологическое сопровождение рекламных кампаний. Прикладную социологию рекламной деятельности еще называют «социальной наукой, ориентированной на клиента (рекламодателя). Ее задачи – диагностика ситуации, разработка практических рекомендаций по разрешению проблем, возникающих в ходе рекламной кампании.
Существует даже точка зрения, согласно которой за социологией вообще отрицается возможность теоретических обобщений и всю социологическую науку сводят к конкретным социологическим исследованиям, а если и возникают теоретические вопросы, то их сводят к поиску и совершенствованию методов эмпирических исследований. Однако не стоит поддаваться такому «соблазну» и отводить социологию рекламной деятельности в разряд исключительно прикладных дисциплин, предлагая социологам занять место сборщиков эмпирического материала. Социологию нельзя сводить к статистике. Она создает свой собственный мощный теоретический пласт. В его основе концептуальный взгляд на широкой набор изучаемых ею социальных проблем с последующим формированием ценностей, норм и правил поведения личности.
Следует также подчеркнуть, что деление социологии рекламной деятельности на теоретическую и прикладную достаточно условно, ибо без теоретического обобщения факты теряют смысл, а без фактов любая теория умозрительна.
Социология рекламной деятельности тесно взаимодействует с такими отраслями общественно-гуманитарного и социально-экономического знания как:
история и методология дизайна - изучение методологических основ дизайн-проектирования на базе исторического развития дизайнерских проектов и решений;
история рекламы – осмысление рекламы как особого профессионального ответвления в контексте общекультурных процессов, изучение рекламной продукции и рекламной деятельности в ретроспективе;
креатив в рекламе - формирование базового комплекса знаний и навыков, необходимых для разработки коммуникаций, содержания конкретных рекламных сообщений и его творческого воплощения;
массовые коммуникации и медиапланирование - изучение фундаментальных понятий о коммуникации, ее сущности и функциях, структуры информационного общества, масс-медиа как основных рекламных носителях, эффективности их воздействия на общество, решение проблемы ответственности в сфере массовых коммуникаций, а также ознакомление с перспективами современных средств массовой информации;
психология рекламы – получение теоретических и практических знаний, позволяющих системно анализировать и прогнозировать поведение потребителей (индивидов, групп и организаций) с учетом их внутриличностных и межличностных особенностей, ресурсов; осуществлять сегментацию рынка товаров и услуг с учетом экономических и психологических показателей;
методы прикладных социологических исследований – овладение системой методологических и организационных действий, направленных на изучение социальных объектов и процессов;
правовое регулирование рекламной деятельности - анализ нормативно-правовых актов, теоретических разработок в области рекламной деятельности и их практического применения;
речевое воздействие - представление о тексте рекламного сообщения как о способе воздействия на потребителя, формирование умений и навыков ориентирования в многообразии этих средств;
экономика - составление цельного представления о законах функционирования рыночной экономики.