Идеи к теории российского общества

Социолог К. Касьянова провела культурно-социологическое исследование русского национального характера. Она сравнила эмпирические данные о личностных типах русских и американцев и установила, что русские по своему психическому складу более индивидуалистичны, нежели американцы. Поэтому русское общество, чтобы не распасться, вынужденно создавать более коллективистскую культуру, которая подавляет чрезмерный индивидуализм отдельного человека и тем самым гарантирует интеграцию общества. Из анализа иерархии ценностей, выполненного Касьяновой с точки зрения теории социального действия, следует, что в России в отличии от Запада действия людей содержат гораздо меньше целерационального и больше цепнностнорационального (согласно типологии М. Вебера). Касьянова также выяснила, что в отличии от Запада терпение в ценностной иерархии русских занимает центральное место, в то время как труд в этой иерархии играет весьма скромную роль. Вопреки семидесятилетней социалистической пропаганде трудового образа жизни труд так и не стал первой жизненной потребностью человека.

Теория Касьяновой хорошо объясняет многочисленные особенности экономического и политического поведения русских. С ее помощью можно понять, почему, например, политические учреждения, которые построены целерационально, такие как государство, партии и профсоюзы, в России функционируют иначе, нежели на Западе. Они далеко не всегда исполняют те функции, которые свойственны их западным аналогам и перечислены во всех словарях. Целерациональные основы этих институтов не вполне согласовываются с ценностнорациональными ориентациями русских. Вместо калькуляции целей и средств они предпочитают ориентацию на определенные ценности и реализуют свои отношения на неформальной основе. Эта теория хорошо объясняет аполитичность населения, его слабый интерес к функционированию современных политических и экономических институтов. Теория объясняет также, почему на выборах столь большое значение имеет личностный статус политика, а не его идеологическая позиция. Наконец, здесь получает объяснение определенный консерватизм общества и незначительный интерес населения к идеям реформ и их проведения.

Социолог А. А. Зиновьев основывает свой анализ реального социалистического общества на комбинации системной теории и современной теории поведения. Социалистическую систему он считает воплощением господства простых законов поведения, благодаря которым люди без особых затрат энергии приспосабливаются к своей социальной среде. Эти законы непосредственно связаны с законами социо-биологической эволюции человека и в совокупности образуют социальную систему. Поэтому русское общество является более естественным, чем западное, так как оно основано на более простых законах поведения, соответствующих законам биологической эволюции, и вследствие этого оно является более универсальным. Напротив, западные общества являются скорее «особым случаем» в социальной эволюции. Теория Зиновьева хорошо объясняет сегодняшние трудности реформ и предрекает большую вероятность возврата к коммунистическим общественным структурам.

Следующая интересная теоретическая разработка касается социальный структуры российского общества. Начало ей положила критика официальной формулы «2 + 1» (два дружественных класса рабочих и крестьян и прослойка интеллигенции). Российская социология восприняла понятие социального слоя на основе 4-х классических признаков социального неравенства (доход, власть, престиж профессии и образование), однако исследования показали, что эти признаки описывают социальное неравенство в российском обществе очень неточно и даже порой неверно. Социолог В. Ильин предложил другие критерии, которые гораздо более реалистично описывают социальную структуру российского общества, нежели «классическая четверка» признаков, а именно: принадлежность к определенной отрасли экономики, регион и место жительства, этническая принадлежность и позиция в структуре власти и другие.

Как и в других странах, теория социальных систем развивается в России на основе соединения общей теории систем с определенной социологической традицией. Так, например, Парсонс связывает общую теорию систем с теорией социального действия, Никлас Луман — с теорией коммуникации. Системная теория в сегодняшней российской социологии нацелена на поиски гармоничного состояния общества и пути к нему. Здесь проявляется особенность российской социологической системной теории: в то время представители теоретической социологии на Западе больше не верят в общественную гармонию, системная теория в России связывается с культурнофилософским направлением, которое называется «космизмом» и направлено на поиски социальной гармонии.

Наши рекомендации