Объект и предмет социологии рекламной деятельности. Реклама как социальный институт: основные характеристики.

Объект социологии рекламы – реклама как подсистема общества, выполняющая присущие ей социально необходимые функции. Предмет социологии рекламы - свойства и особенности общественных отношений, обусловленные рекламой, а также свойства и особенности рекламы, обусловленные общественными отношениями. Так, социология рекламы может изучать, как, например, под влиянием рекламы изменяются модели поведения людей, их отношение к своему социальному статусу, их установки, нормы. С другой стороны социология рекламы изучает, как ситуация в обществе, тенденции общественного развития сказывается на знако-символическом ряде рекламы, изменении ее структуры, каналов рекламной коммуникации.

Признаки, определяющие рекламу как социальный институт:

· Реклама с достаточной степенью вероятности гарантирует типизацию потребительского поведения людей, поддерживая равновесие в системе «производство – потребление»

· Именно под влиянием рекламы происходят значимые изменения в действиях людей, что доказывается соответствующими исследованиями.

· Реклама это целая индустрия, мощная отрасль народного хозяйства, выработавшая свой кодекс действий, закрепленный как в морали, так и в праве.

· Рекламу можно рассматривать как социальную коммуникацию. Как процесс передачи информации от источника к получателю и установление между ними связи.

· Рекламу определяют как одну из социальных технологий. Именно реклама в значительной степени формирует в общественном сознании единых стандартов потребления разнообразных благ и услуг, единой культуры потребления и модели усредненного образа жизни социализированного члена общества.

· Реклама является средством социального управления. Рекламные технологии позволяют оказать эффективное воздействие сначала на систему представлений индивидов, групп, общества, а затем и добиться стандартизации их поведения в определенных ситуациях.

Институт рекламы влияет на индивида и общество сразу по нескольким направлениям:

· Социализация. Реклама адаптирует человека к существующему социальному миру, с ее помощью он включается в общество.

· Содействие прогрессу. Внедряет в сознание человека новые знания и представления о новых способах совершенствования своей жизни. Она ускоряет внедрение технических и нетехнических нововведений в различные сферы социальной практики.

· Воздействие на интеграцию общества. Реклама транслирует на различные аудитории тексты, образы, модели поведения, способствующие формированию в обществе единых ценностей, норм, стереотипов.

· Воздействие на дифференциацию общества. Реклама направлено не на все общество, а на отдельные социумы, слои и группы потребителей.

· Влияние на экономическое развитие. Ускоряя сбыт, реклама способствует более быстрой оборачиваемости средств, росту прибыли на всех этапах движения товара от производителя к потребителю. Заставляет производителя улучшать качество товаров, модифицировать их, снижать цены. Реклама обеспечивает массовый сбыт.

· Содействие становлению демократического общества. Реклама появляется там, где есть возможность выбора и обслуживает право на выбор. А именно возможность выбора из нескольких альтернатив – непременный атрибут демократии вообще и гражданского общества, в

часности.

Понятие науки и научного исследования. Критерии научности знания: принцип верификации, принцип фальсификации. Требования к естественно-научному исследованию. Исследовательская программа как логическая организация процесса познания.

Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Непротиворечивость.

Логика различает четыре смысла непротиворечивости, два из которых – следующие:

a) непротиворечивость относительно отрицания: теория непротиворечива в данном смысле, если в ней одновременно не доказываются утверждения А и;

b) семантическая непротиворечивость: теория семантически непротиворечива, если всякая ее теорема является всегда истинной. То есть первое – когда утверждения не противоречат одно другому; второе – не противоречат истине. К б) естественнонаучная теория стремится, но противоречия в смысле а) недопустимы.

Полнота.

«С формально-логической точки зрения система считается полной, если:

1) все истинные утверждения, которые формулируются в ее языке, могут быть доказаны (семантическая полнота);

2) присоединение к ней в качестве аксиомы какого-то недоказуемого в ней утверждения ведет к противоречию (синтаксическая полнота)».

Опытная оправдываемостьозначает «принципиальную эмпирическую опробуемость систем знания». Этот критерий имеет две разновидности: верифицируемость и фальсифицируемость.

Интерсубъективность. Результаты наблюдений или экспериментов должны быть воспроизводимыми, т. е. чтобы любой ученый соответствующей области знания мог получить их, а это означает, что результаты не должны зависеть от субъекта, т. е. должны быть интерсубъективными.

Фальсифицируемость- критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году. Согласно критерию Поппера, — научная теория не может быть принципиально неопровержимой. Тем самым, согласно этой доктрине, решается проблема демаркации — отделения научного знания от ненаучного.

Верификация — проверка, проверяемость, способ подтверждения каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными данными, алгоритмами и программами. Принцип верификации был выдвинут Венским кружком В значении доказуемости, проверяемости объяснений (моделей) объектов/явлений, в зависимости от степени подтверждаемости реальностью (эмпирически, фактами), образует понятия:

· Гипотеза — недоказанное правдоподобное утверждение на основе ряда подтверждающих её наблюдений или суждений, понятий, постулатов (в науке). Гипотезы, основанные на ложных суждениях, неправильных понятиях, постулатах, составляют псевдонауку

· Концепция — модель с подтверждающими её истинность фактами и/или без них

· Теория — объяснение с предоставлением доказательств максимальной степени

Наши рекомендации