Социальная структура российского общества: теоретические подходы и эмпирические исследования.
Концепции стратификация российского общества
Официальная модель социальной структуры советского общества (“2 + 1”).
Исследование новых тенденций социальной стратификации
Книга Восленского М. С. "Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза" (М.,1991), в которой доказывается, что в СССР сложился новый правящий класс. Теоретическое значение книги в том, что было показано, что процессы классовой дифференциации относятся не только к далекому прошлому, как то утверждалось в советской идеологии, но и идут в советском обществе.
В настоящее время активно ведется исследование новых социальных слоев, прежде всего предпринимателей и бедных.
Многомерная модель стратификации советского и российского общества В. И. Ильина
Основная идея Ильина состоит в том, что понятие класса недостаточно для анализа стратификации российского общества. Однако для выделения социальных слоев российского общества большое значение имеют другие критерии социального неравенства, нежели классические.
Идейные источники теоретической модели Ильина:
· конструктивистский структурализм П. Бурдье и его понятие социального пространства
· идеи П. Сорокина о многомерности положения человека в обществе
· теория классов К. Маркса
· теория социальной стратификации М. Вебера
· анализ средних слоев американским социологом-неомарксистом Э. Райтом.
Основные теоретические положения:
· советское и постсоветское общество адекватно описывается моделью социальных слоев, а не классов;
· элементами социальной структуры выступают не люди, а позиции в социальном пространстве;
· социальные позиции не объективны, а представляют собой результат социального конструирования;
Если обобщить основные идеи работы, то можно утверждать, что социальная структура российского общества представляет собой процесс социального конструирования и воспроизводства людьми социальных слоев в нескольких аспектах одновременно.
Макс Вебер Типы господства
Макс Вебер (1864 - 1920) — немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Один из крупнейших социологов конца 19 — начала 20 века. Преподавал во Фрайбургском, Гейдельбергском и Мюнхенском университете. Жизнь и творческая деятельность Макса Вебера подробно и ярко представлена в биографии, написанной его женой Марианной Вебер (1975) Основные произведения: «Хозяйство и общество» (1921), «Gesammelte Aufsaetze zur Religionssoziologie. Bd. 1-3» (1916-1919), «Аграрная история Древнего мира» (1923) «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).
Публикуемый ниже текст представляет собой фрагмент книги «Хозяйство и общество», часть 1 «Экономика, общественное устройство и власть», глава III. «Типы господства и их отношение к экономике».
Сокращенный и адаптированный перевод с нем. E. Ляпуновой под ред. Н. Головина (§. 1-3), выполненный по изданию: Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft: Grundriss der verstehende Soziologie.- 5., rev. Aufl.- Tubingen: Mohr, 1980. - Kap. III. Die Typen der Herrschaft.- S.122-176, и перевод Р. П. Шпаковой (§ 4), опубликованный в журнале «Социологические исследования». 1988, № 5.
Название фрагмента дано при адаптации текста для настоящего издания.
К оглавлению | Изучение теоретической социологии: методическое пособие |
Значение легитимности
"Господством" называется возможность встречать повиновение определенных групп людей cпецифическим (или всем) приказам... Господство ("авторитет") в этом смысле может основываться в конкретном случае на самых разных мотивах повиновения, начиная с неопределенного приучения до чисто целерациональных соображений. Каждое фактическое отношение господства характеризуется определенным минимумом желания подчиняться, а именно: внешними или внутренними интересами повиновения.
Каждое господство над большим количеством людей нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. Штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностнорационально)... К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства.
...Каждое господство старается возбудить веру в свою "легитимность" и позаботиться о ней. В зависимости от вида легитимности различается и тип повиновения, тип обеспечивающего его штаба управления, характер осуществления господства, его эффективность. Следовательно, виды господства целесообразно различать по типичной для них претензии на легитимность.
Существует три чистых типа легитимного господства. Их легитимность может быть:
1) рационального характера, т.е. основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности (легальное господство); или
2) традиционного характера, т.е. основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях; или, наконец,
3) харизматического характера, т.е. основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство).
В случае легального господства люди подчиняются законно установленному объективному безличному порядку (и установленным этим порядком начальникам) в силу формальной законности его распоряжений и в их рамках. В случае традиционного господства личность подчиняется господину, правящему на основании традиции и связанному традицией в силу ее почитания по привычке. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т.е. в его харизму.