Начало украинской социологии

Укр социология заявила о себе в 80-х годах 19 ст. исследованиями Женевского кружка укр ученых, работы кот печатались чаще всего в тамошнем журнале «Община».

Ученые, кот исследуют особенности укр социологич мысли в конце 19 ст., отмечают, что тогдашние исследования большей частью трансформировали идеи О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, проявляли мало критического отношения к достояниям своих предшественников, слабо были заряжены на изготовление собственных социологич теорий, хотя отдельные оригинальные идеи они высказывали.

Определяющая черта социологич мысли в У - тесная взаимосвязь с общественно- полит проблемами, борьбой за независимость, нац-культурное возрождение. Первые укр социологи были общественными деятелями, а уже потом научными работниками.

Доминировало в тогдашней социологической мысли обращение к социально- культурным проблемам. Вместе с тем она проявляла заметную заинтересованность социально-политическими, экономическими аспектами.

Социологическое исследование

Соц исследование - сис-ма логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.

СИ вкл в след этапы:

1. Подготовительный (разработка программы исследования).

2. Основной (проведение исследования).

3. Завершающий (обработка, анализ данных)

Виды исследований:

1. Разведывательное: небольшое, простое исследование, имеющее небольшое кол-во респондентов и сжатый инструментарий.

2. Описательное: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.

3. Аналитическое: сложное и глубокое исследование. Носит описательный характер, охватывает большое кол-во респондентов.

52. Герберт Спенсер:

Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.

Г. Спенсер разделял основной взгляд Конта, по кот социология рассматривает общество как своего рода организм. С был не согласен с идеей Конта о том, что идеи управляют миром, вносят в мир перевороты. Он считал, что «мир управляется и изменяется через чувства, для кот идеи служат только руководителями».

В 60-90-е годы Спенсер, создавая сис-му синтетической философии, пытался объединить все теоретические науки того времени.

Эволюционизм

Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера – эволюционизм. По его определению эволюция является интеграцией (восстановление) материи, то есть соц целое, где это целое - общество - не может и не должно поглощать отдельную личность. Он считал идеалом общество, в кот управление будет доведено до возможно меньших пределов, а свобода достигнет по возможности наибольшей широты».

Он делит общество на два типа: «военное» (военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Гос-во вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. ) и «промышленное» (промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо для всего общества), кот и соответствуют эти 2 типа отношений людей.

Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:

безопасность личности, свободное передвижение, совести, речи, печати и др.

Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других». Поли права нужны для защиты личных права. С был против предоставления политических прав женщинам.

К. Маркс

К доктринам Конта Маркс в целом относился отрицательно.

Он считал что в основе всех соц изменений лежат сугубо экономические интересы основных соц групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу эконом ресурсов и свершаются революции - все изменения в обществе происходит в результате разрешения соц конфликтов, возникающих между господствующим и др классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена соц структура. Маркс утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живет и развивается.

Коммунизм - необходимый этап закономерного развития общества. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе все больше свободы, и перейти на более высокую ступень общественных отношений.

Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало.

Вебер

Макса Вебера не только социолог, но и экономик, праваовед, философ и значительная часть его работ посвящена развитию современного капитализма. Испытав влияние работ Маркса, он весьма критически отнесся к некоторым из его идей. Вебер полагал классовые конфликты имеющими меньшее значение, чем считал Маркс. С очки зрения Вебера, для соц изменений идеи и ценности имеют не меньшее значение, чем эконом условия.

Одной из наиболее постоянных тем в работах Вебера является исследование бюрократии. Он считал, что расцвет бюрократии (власть ченовников) - неизбежная черта нашей эпохи. Бюрократия делает возможной эффективную работу крупномасштабных организаций, но создает проблемы эффективному участию масс в жизни современных обществ.

В вопросах о том, является ли социология наукой, Вебер считал что неверно думать, будто мы можем изучать жизнь людей, используя те же процедуры, что и применяемые в исследованиях физического мира. Люди - существа мыслящие и рассуждающие; мы наделяем смыслом и значением большую часть того, что мы делаем, и всякая дисциплина, имеющая дело с человеческим поведением, должна это учитывать.

О. Конт

Наши рекомендации