Желательный образ самого себя

личность без недостатков

26. С позиций функционализма ___________ – это репертуар ролей с соответствующими идентификациями.

человек

субъект

индивид

Личность

27. В классовой модели У. Уорнера работники умственного труда включены в высший и _______ классы.

рабочий

низший

Средний

андеркласс

28. Статусная несовместимость может стать источником возникновения …

Маргинальности

аномии

этноцентризма

конформности

30. Международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое являются примерами _____________ мобильности.

внутрипоколенной

Географической

восходящей

нисходящей

1. Объединение, не являющееся частью какой-либо более крупной системы, называется …

обществом

первичной группой

коллективом

Социальной системой

2. Согласно количеству уровней управления и степени социального расслоения, общества подразделяются на …

Западные и восточные

письменные и дописьменные

простые и сложные

традиционные и индустриальные

3. В современном российском обществе количество неполных семей …

стабилизируется

изменяется хаотически

Увеличивается

сокращается

4. Удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует, – это основная ________ любого социального института.

культура

Функция

группа

общность

5. Социальная __________ – модель поведения, ориентированная на конкретный социальный статус.

интеграция

мобильность

Роль

стратификация

6. Представители школы – это агенты _______ социализации личности.

первичной

упреждающей

Вторичной

обратной

7. Общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими правами, – это идеал __________ общества.

социалистического

Гражданского

развивающегося

буржуазного

8. Индивидуальность определяется уникальным социальным опытом и …

Биологической наследственностью

этнической принадлежностью

институтами контроля

системой образования

9. Спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада представляют собой примеры __________ социальной группы.

Малой

организованной

стихийной

большой

10. Разветвленная система вознаграждений за выполнение социальных норм и наказание за отклонение от них называется социальным(-ой,-ыми) …

психологией

поведением

Санкциями

нормами

11. Область личных отношений и взаимодействия, существующих в малых группах: среди друзей, в группах сверстников называется _________ сферой.

образовательной

развлекательной

Первичной

вторичной

17. Укреплению социального движения способствует формирование …

пассивных установок

противоречивых целей

Групповой морали

чувства неуверенности

19. Сложность формы и ориентация на потребности узких социальных групп характеризуют _____ культуру.

Элитарную

доминирующую

молодежную

народную

20. Согласно Э. Тоффлеру основным ограничением прогресса в постиндустриальном обществе является …

экологические проблемы

недостаток массового образования

социальные конфликты

биологическая природа человека

22. С позиций глобализма к внешним пределам роста цивилизации относят …

плохое управление

безответственность государственных деятелей

политические ограничения

Продовольственную проблему

23. Р. Дарендорф считал, что основой современного общества является конфликт, порожденный …

Неравенством социальных ролей

личной неприязнью

самим обществом

неправильным ролевым поведением

24. Качественно-количественное изучение документов в социологии с выделением смысловых единиц анализа и единиц счета называется …

лингвистическим анализом

традиционным анализом

символическим анализом

Контент-анализом

25. Количество единиц выборочной совокупности называют _______________ выборки.

охватом

структурой

масштабом

Объемом

26. О. Конт характеризует порядок и _________ как основные общественные закономерности.

Прогресс

революцию

традицию

реформу

28. Положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы, в соответствии с его личными качествами, называется __________ статусом.

достигаемым

социальным

главным

личным

29. В дореволюционной России _________ являлось(-ись) привилегированным сословием.

мещанство

холопы

крестьянство

Духовенство

Тема 1: Социальный институт. Социальная организация

Спонтанно сложившаяся система связей в результате межличного взаимодействия называется _______ организацией.

Неформальной

частной

формальной

идеальной
Решение:

Неформальная организация представляет собой спонтанно сложившуюся систему связей, являющуюся результатом межличностного взаимодействия. На основе общих интересов и взаимоотношений индивиды формируют неформальные структуры, с помощью которых люди обходят или нарушают правила, обмениваются общими знаниями, совершают тайные поступки, решают проблемы. Некоторые неформальные группы могут быть организованы из сотрудников, которых объединило недовольство руководителем.
Социальный институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов, называется …

Формальным

политическим

религиозным

неформальным
Решение:
Формальными

социальными институтами являются государство, армия, суд, семья, школа. Свои управленческие и контрольные функции эти институты осуществляют на основе строго установленных формальных негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в упрочении современного общества.
Назаренко, С. В. Социология: учеб. пособие для вузов С. В. Назаренко. – СПб. : Питер, 2009. – 496 с.

В тоталитарных институтах индивиды подвергаются процедурам ________ , направленным на избавление от прежних ролей и навязывание новых ролей.

Ресоциализации

институционализации

социализации

воспитания
Решение:
Социолог Э. Гоффман изучал жизнь людей в тоталитарных институтах – социальных институтах, цель которых в условиях изоляции людей от остального общества в течение продолжительного периода времени подчинить их строго регламентированным нормам поведения. В таких окружениях индивиды подвергаются процедурам ресоциализации, в ходе которых их систематизированно стремятся избавить от прежних ролей и убеждений и навязать новые роли. Индивидов разлучают с семьями и друзьями, олицетворяющими для них связь с их прежними социальными ролями. Их приучают к организационным правилам и внутренней дисциплине, отбирая личные вещи и одежду, связанные с привычным образом жизни.
Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД. : Феникс, 2009. – 576 с.

Переходные периоды в развитии общества, связанные с дезорганизацией традиционных институтов, Э. Дюркгейм назвал …

аномией

дисфункцией

маргинальностью

индивидуальностью
Решение:
Система социальных институтов подвергается наибольшей деформации во времена быстрых социальных перемен или революций. Перед многими традиционными институтами встает дилемма: или полностью прекращать свою деятельность, или адаптироваться к решению новых задач. Переорганизация или формирование новых социальных институтов на основе новых социальных норм, ценностей и отношений требуют длительных временных периодов, так как нельзя быстро сформировать новые стандарты поведения, быстро изменить сознание и психологию людей. Это приводит к тому, что людям приходится сталкиваться с серьезными трудностями при поддержании общественного порядка в традиционных областях жизнедеятельности, возникающими из-за неурегулированности вновь появивщихся социальных отношений.
Назаренко, С. В. Социология: учеб. пособие для вузов С. В. Назаренко. – СПб. : Питер, 2009. – 496 с.

Упорядоченная система социальных групп и отношений между ними называется социальной -ым …

организацией

толпой

стратификацией

развитием
Решение:
Социальная организация – это система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие

социальные организации.
Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД. : Феникс, 2009. – 576 с.

Передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям происходит с помощью ________ функции.

транслирующей

интегративной

регулятивной

коммуникативной
Решение:
Передача социального опыта, как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, происходит с помощью транслирующей функции. Для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.
Назаренко, С. В. Социология: учеб. пособие для вузов С. В. Назаренко. – СПб. : Питер, 2009. – 496 с.

Исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества, называются социальными …

институтами

структурами

нормами

ролями
Решение:
Социальный институт надо понимать как приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей. Благодаря таким институтам происходит социализация людей, рождаются новые поколения, добываются средства к существованию, наводится порядок в обществе.
Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479 с.

К латентным функциям института образования относят функцию …

социальной мобильности

социализации личности

трансляции культурных ценностей

формирования профессиональной структуры
Решение:
Р. Мертон разделил функции социальных институтов на явные и латентные. Функция социальной мобильности может быть отнесена к латентным функциям, поскольку она не столь очевидна участникам образовательного процесса. Обеспечение конкретного социального статуса выпускников не является непосредственной задачей образовательных учреждений.
Багдасарьян, Н. Г. Социология : учеб. Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М. : Юрайт, 2010. – 588 с.

Формирование социально-профессиональной структуры общества является частью ___________ функции института образования.

экономической

социализирующей

трансляционной

коммуникативной
Решение:
Образование как социальный институт выполняет ряд функций: социализацию, воспитание, трансляцию культурных ценностей. Формирование социально-профессиональной структуры общества, подготовка работников, владеющих необходимыми знаниями и навыками, является содержанием экономической функции института образования.
Багдасарьян, Н. Г. Социология : учеб.. – М. : Юрайт, 2010. -

Э. Дюркгейм рассматривал ________ как инструмент социального принуждения.

институт

человека

волю

потребности
Решение:
Настаивая на принуждающем характере институтов, Э. Дюркгейм рассматривал их как комплекс правил или как нормативные

системы, которые явно и эффективно санкционированы обществом.
Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД. : Феникс, 2009. – 576 с.
Система социальных ролей, организующая поведение и отношения индивидов, называется …

социальным институтом

социальной группой

коллективным поведением

этнической общностью
Решение:
Социальный институт – это одна из базисных категорий социологии, выражающая самую сущность упорядоченной социальной жизни. Социальный институт – это система социальных ролей, организующая поведение и отношения индивидов.
Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД. : Феникс, 2009. – 576 с.

Если социальный институт, помимо пользы, приносит обществу вред, то это явление называется …

дисфункцией

явной функцией

латентной функцией

девиацией
Решение:
Если социальный институт, помимо пользы, приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.
Кравченко, А. И. Социология: учеб. А. И. Кравченко. – М. : ТК Велби: Проспект, 2006. – 536 с.

Тема 2: Малые группы и коллективы

Структуру связей и отношений в малой группе изучают методом …

социометрии

контент-анализа

квазиэксперимента

эксперимента
Решение: Структуру связей и отношений в малой группе изучают методом социометрии. Это широко используемый метод измерения социальной привлекательности внутри групп, изобретенный Я. Морено. Метод предполагает применение опросов, в которых респонденты выстраиваются в порядке привлекательности и непривлекательности товарищей по группе как соучастников, коллег в целом либо в определенном виде деятельности.
Масионис, Дж. Социология Дж. Масионис. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 752 с.

Впервые в научный оборот термин диада ввел …

Г. Зиммель

О. Конт

М. Вебер

Т. Парсонс
Решение: Немецкий социолог Г. Зиммель изучал социальную динамику в малых группах. Чтобы обозначить социальную группу из двух членов, он воспользовался термином диада.
Масионис, Дж. Социология Дж. Масионис. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 752 с

Руководство группой, фокусирующееся на коллективном благополучии, называется _________ лидерством.

экспрессивным

авторитарным

инструментальным

демократическим
Решение:
Экспрессивных лидеров интересует не столько достижение целей, сколько укрепление групповой морали и сведение к минимуму напряжения и конфликтов между членами группы. Экспрессивные лидеры устанавливают более личные связи с подчиненными.
Масионис, Дж. Социология Дж. Масионис. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 752 с.

Руководство группой, которое сосредоточивается на выполнении задач, называется _________ лидерством.

инструментальным

экспрессивным

демократическим

авторитарным
Решение:
Инструментальное лидерство представляет собой руководство группой, которое сосредоточивается на выполнении задач. Инструментальное лидерство заключается в использовании таких факторов, как собственные интеллект, остроумие, умение сочувствовать, юмор, семейные связи, прежние достижения или проигрыши, смелость, внешний вид, сексуальная привлекательность для установления связей с теми лицами, чьи участие и помощь требуются для достижения цели.
Масионис, Дж. Социология Дж. Масионис. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 752 с.

Важным элементом групповой динамики является …

лидерство

символика

идентификация

установки
Решение:
В отсутствие общего руководства люди начинают испытывать трудности с координированием своей деятельности. Следовательно, в групповом окружении некоторые члены имеют, как правило, большее влияние, чем прочие. Таких индивидов называют лидерами. Маленькие группы способны обходиться без лидера, однако в группах большой численности отсутствие руководства приводит к хаосу.
Масионис, Дж. Социология Дж. Масионис. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 752 с.

В малой группе может быть ________ аутсайдеров.

несколько

пять

много

семь
Решение:
Аутсайдер – лицо с наименьшим авторитетом. Он не участвует в принятии решений в группе либо привлекается к участию наименьшее число раз. Если лидер в малой группе, как правило, один, то аутсайдеров может быть несколько.
Масионис, Дж. Социология Дж. Масионис. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 752 с.

Таблица, показывающая лидеров и аутсайдеров, а также группы взаимной положительной оценки, называется …

социограммой

анкетой

ин-группой

контент-анализом
Решение:
Структуру связей и отношений в малой группе изучают методом социометрии. По результатам межличностных выборов выстраивается диаграмма, называемая социограммой и показывающая социометрических звезд и отверженных, а также группы взаимной положительной оценки и социально изолированные.
Масионис, Дж. Социология Дж. Масионис. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 752 с.

Размер социальной группы напрямую зависит от вида ___________ группы.

деятельности

идеологии

психологии

сплоченности
Решение:
Размеры группы зависят от характера деятельности группы. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из нескольких человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14 – 15 человек.
Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов А. И. Кравченко – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479 с.
Эффект социальной фасилитации проявляется чаще в _____ группах.

малых

больших

формальных

вторичных
Решение: Эффект социальной фасилитации – повышения производительности

деятельности – проявляется чаще в малых группах, для которых характерно единое мнение и значимость результатов деятельности для каждого участника.
Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД. : Феникс, 2009. – 576 с.

Спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада представляют собой примеры __________ социальной группы.

малой

большой

организованной

стихийной
Решение: Малой группой называют число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют друг с другом.
Спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада – все это примеры малой социальной группы.
Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479 с.

Дж. Хоманс выделил в структуре малой группы три элемента: задания, взаимодействие и …

установки

конфликты

санкции

функции
Решение: Дж. Хоманс на примере рабочей бригады изучил принципы взаимодействия в малой группе. Малая группа состоит из трех элементов: задания, взаимодействие, установки. Получив задание, члены вновь созданной бригады приступают к его выполнению. Выходят ежедневно на работу, постоянно сотрудничая друг с другом. Постепенно формируется процесс взаимодействия. В результате между ними возникают определенные чувства симпатии и антипатии. Повторяясь изо дня в день, они постепенно укрепляются, и создаются установки.
Масионис, Дж. Социология Дж. Масионис. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 752 с.

Закон межличностных отношений – эквивалентность обмена и взаимность – характерен в большей степени для …

диады

триады

монады

квадриги
Решение: Диада состоит из двух человек, у них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные, в первую очередь, на чувствах. Эмоциональная привязанность влюбленных заставляет бережно относиться друг к другу, то есть строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он делал тебе.
Таким образом, исходный закон межличностных отношений в диаде – эквивалентность обмена и взаимность.
Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479 с.
Форма малой социальной группы, которая не отличается повышенным накалом страстей или богатством эмоционального фона имеет сложное разделение труда, где происходит обмен социальными ролями, называется …

триада

монада

диада

квинтет
Решение:
Триада более стабильна. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. В триаде все попеременно меняются социальными ролями и в результате никто не доминирует.
Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов А. И. Кравченко – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479 с.

Чем больше по размерам группа, тем чаще …

отношения теряют личный характер

усиливается эквивалентность обмена и взаимность

происходит активное взаимодействие

ее члены удовлетворяют личные запросы
Решение:
Чем больше по размерам группа, тем чаще отношения в ней теряют личный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из 5 человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из 7 человек.
Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД. : Феникс, 2009. – 576 с.

Механизм социального контроля, система ролей и статусов образуют _________ малой группы.

внутреннюю структуру

внешнюю границу

институт управления

систему мобильности
Решение:
Малыми группами являются только те группы, в которых индивиды имеют личные контакты каждый с каждым. Внутренняя структура группы включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.
Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД. : Феникс, 2009. – 576 с.

Тема 3: Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социология О. Конта, Г. Спенсера История развития социологической мысли в России

Согласно О. Конту на позитивной стадии эволюции формируется ______ общество.

промышленное

военное

феодальное

справедливое
Решение:
Социологическая концепция О. Конта базируется на сформулированном им законе трех стадий интеллектуальной и социальной эволюции. На первой стадии теологической формируется социальный порядок, названный автором, военным обществом. На второй метафизической стадии не образуется никакого прочного социального порядка. Это эпоха революций и междоусобиц. На третьей позитивной стадии возникает мирное промышленное общество.
Социология: учеб. для вузов Ю. В. Асочаков, А. О. Бороноев, В. В. Васильков. – М. : Проспект, 2009. – 352 с.

П. Лавров считал, что ________ метод в социологии позволяет раскрыть цели деятельности индивидов.

субъективный

объективный

психологический

реалистический
Решение:
П. Лавров считал, что субъективный метод в социологии позволяет раскрыть цели деятельности индивидов. В книге Исторические письма П. Лавров подверг критике позитивистский проект науки об обществе на основе тезиса о том, что научный объективный метод познания, пригодный для изучения природных явлений, не может служить методом познания социальных явлений. Социологический метод, основанный на сопереживании, позволяет раскрыть цели индивидов и сопоставить их с идеалом общественного устройства.
Социология: учеб. для вузов Ю. В. Асочаков, А. О. Бороноев, В. В. Васильков. – М. : Проспект,

Законы поведения правителя сформулировал ______ в работе Государь.

Н. Макиавелли

Ф. Аквинский

А.

Аврелий

Платон
Решение:
Законы поведения правителя сформулировал Н. Макиавелли в работе Государь. В ней итальянский мыслитель описывает принципы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Тогда, считает автор, для поддержания стабильности оправданы любая жестокость и манипулирование.
Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД. : Феникс, 2009. – 576 с.

Первую университетскую кафедру социологии в России открыл …

М. М. Ковалевский

П. Л. Лавров

Н. Я. Данилевский

П. А. Сорокин
Решение: Важнейший вклад в институционализацию российской социологии внес М. М. Ковалевский. В 1907 году он открыл первую в России кафедру социологии в Психоневрологическом институте и организовал первое периодическое издание по социологии – сборник Новые идеи в социологии.
Социология : учеб. для вузов Ю. В. Асочаков, А. О. Бороноев, В. В. Василькова; под ред. Н. Г. Скворцова. – 2-е изд; перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. – 352 с.

По мнению Н. К. Михайловского, разделение труда и специализация ведут к …

обеднению личности

развитию личности

общественному прогрессу

объединению социальных групп
Решение: Для Н. К. Михайловского критерий блага реальной личности был центральной идеей всей системы социологических воззрений. По Михайловскому, всякое подавление личности наносит вред обществу. Он считал, что разделение труда и специализация развивают одни способности человека за счет других. Это ведет к обеднению личности, оскудению человеческой жизни. Специализированный человек перестает существовать как целостная личность, живет во фрагментарном мире.
Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД. : Феникс, 2009. – 576 с.

О. Конт характеризует порядок и _________ как основные общественные закономерности.

прогресс

традицию

революцию

реформу
Решение: Согласно Конту, в позитивной политике порядок и прогресс – это две неразрывные стороны одного и того же принципа. Прогресс без порядка – это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. Конт воспринимает порядок и прогресс как два вида общественных закономерностей, которые фиксируют две части социологии – социальную статику и социальную динамику.
Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД. : Феникс, 2009. – 576 с.

Социальные учения философов Античности содержат описание _________ общества.

идеального

индустриального

неразвитого

модернизирующегося
Решение: Социально-философские предпосылки социологии сложились в учениях античных философов Платона, Аристотеля и других. Их главная особенность заключается в изображении идеального, то есть наилучшим образом устроенного общества, а не исследование того, как в действительности взаимодействуют люди, как

организована их совместная жизнь.
Социология: учеб. для вузов Ю. В. Асочаков, А. О. Бороноев, В. В. Васильков. – М. : Проспект, 2009. – 352 с.

Социальная эволюция трактуется Г. Спенсером как переход от ________ общества к промышленному.

военного

монархического

первобытного

рабовладельческого
Решение: Социальная эволюция трактуется Г. Спенсером как переход от военного общества к промышленному. Для первого типа порядка – военного характерна принудительная интеграция силой оружия или угрозой нападения извне. Для второго – добровольная интеграция, в силу взаимозависимости индивидов, выполняющих различные функции и поэтому заинтересованных в сотрудничестве друг с другом.
Социология: учеб. для вузов Ю. В. Асочаков, А. О. Бороноев, В. В. Васильков. – 2009. – 352 с.

Согласно Платону, общественную стабильность обеспечивает-ют …

социальное разделение

социальное равенство

политические свободы

религиозный плюрализм
Решение: Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге Государство. Согласно Платону, общественная стабильность и порядок обеспечиваются разделением труда, при котором каждый гражданин занимается своим делом, и социальным разделением на классы сословия. Стабильным следует считать общество, поделенное на 3 класса: мудрецов-правителей; воинов, охраняющих граждан от смуты и беспорядка; ремесленников и крестьян.
Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД. : Феникс, 2009. – 576 с.

Согласно О. Конту, социология должна изучать …

универсальные законы общественного развития

уникальные исторические события

поведение отдельных индивидов

развитие каждого этноса
Решение: Согласно О. Конту, социология должна изучать универсальные законы общественного развития. Важнейшими особенностями социологии, по его мнению, должны быть отказ от хронологического описания событий, анализ социальной реальности на основе широкого использования общенаучных эмпирических методов исследования с целью выявления объективных, универсальных законов, проявляющихся в развитии человечества.
Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД. : Феникс, 2009. – 576 с.

Социология, по мнению П. Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты _____________ между людьми и стремится открыть законы их совместных действий.

солидарности

взаимодействия

взаимовлияния

интеракции
Решение: Под солидарностью П. Лавров понимал сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным и что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей. Солидарность – это общность привычек, интересов, убеждений. Все это обусловливает сходство поведения и деятельности людей.
Социология: учеб. для вузов под ред. проф. В. Н. Лавриненко. –

Социолог _________ разработал методологический подход к изучению общества, включавший в себя такие компоненты как натурализм и социологизм.

Э. Дюркгейм

Т. Парсонс

Г. Зиммель

П. Сорокин
Решение:
Э. Дюркгейм дал новую методологию современной социологии. Его методологической позиции присущи две особенности: 1 натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2 социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами.
Кравченко, А. И. Социология: учеб. А. И. Кравченко. – М. : ТК Велби: Проспект, 2006. – 536 с.

Согласно П. А. Сорокину, социология изучает _____ свойства социальных явлений.

наиболее общие

уникальные

наиболее распространенные

исключительные
Решение:
Согласно П. А. Сорокину, социология изучает наиболее общие свойства социальных явлений. В работе Система социологии П. Сорокин представил социологию в качестве обобщающей науки. Она призвана изучать наиболее общие родовые свойства социальных явлений.
Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД. : Феникс, 2009. – 576 с.

Согласно типологии социального действия М. Вебера, бессознательные психологические импульсы, чувства, спонтанные эмоциональные порывы представляют собой ___________ действия.

аффективные

целерациональные

традиционные

ценностно-рациональные
Решение:
М. Вебер выделял следующие типы социального действия: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный. Целерациональное действие – это когда человек ясно представляет себе цель действия и способы ее достижения. Ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения. Аффективное действие происходит через аффекты, то есть бессознательные психологические импульсы и чувства. Традиционное действие осуществляется через привычку.
Социология : учеб. для вузов под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити-ДАНА, 2007. – 448 с. Серия Золотой фонд российских учебников.

Тема 4: Концепции и факторы социальных изменений

С. Хантингтон считает, что социальные изменения в ХХI веке будут следствием …

cтолкновения цивилизаций

технического прогресса

холодной войны

международного сотрудничества
Решение: Цивилизационная модель С. Хантингтона отражает назревший конфликт между западным миром и незападными цивилизациями. Страны Восточной Азии наращивают богатство, создавая основу для увеличения военного могущества и политического влияния. Соперничество супердержав уступает место столкновению цивилизаций.

Согласно концепции С. Хантингтона важным фактором социальных изменений является конфликт между …

народами, принадлежащими к разным культурам

богатыми и бедными странами

сверхдержавами

социальными классами
Решение: В современном мире региональная политика осуществляется на уровне этнических отношений, а глобальная – на уровне отношений между цивилизациями. В основе этой политики лежит не идеология и не экономические интересы, а фактор этнического родства.
Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД.: Феникс, 2009. – 576 с.

Концепция циклических цивилизаций, основанная на представлении о ценностях, господствующих в обществе в тот или иной исторический период, была разработана …

П. Сорокиным

Г. Спенсером

Э. Дюркгеймом

О. Контом
Решение:

Разработанная П. Сорокиным концепция циклических изменений, основана на представлении о ценностях, господствующих в обществе, в тот или иной исторический период. В соответствии с этим Сорокин выводит три высших типа цивилизаций суперкультур: идеациональная, сенситивная, идеалистическая. Идеацианальная характеризуется доминированием духовных ценностей, сенситивная – материалистических, идеалистическая – переходный период от одного из этих типов к другому.
Социология : учеб. для вузов А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2006. – 432 с.

В концепции ____ этап цивилизации характеризуется упадком культурной единицы.

О. Шпенглера

П. Сорокина

Н. Данилевского

В. Парето
Решение:

Немецкий философ О. Шпенглер разработал циклическую концепцию исторического процесса. Согласно ее постулатам, история не имеет никаких универсальных законов, наоборот, каждая культурная единица обладает собственными закономерностями и проходит определенные фазы развития: стадию культуры – роста и расцвета, и стадию цивилизации – упадка и разложения.
Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества П. Штомпка; пер. с польск. С. М. Червонной. – М. : Логос, 2005. – 664 с.

Согласно Т. Парсонсу эволюция обеспечивает повышение ____ общества.

автономности

зависимости

управляемости

подчинения
Решение:
Согласно Т. Парсонсу эволюция обеспечивает повышение автономности общества по отношению к своему окружению, благодаря возрастанию дифференциации систем и функций, улучшению адаптивных возможностей. Это не означает, однако, что эволюция носит неизбежный характер.
Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД.: Феникс, 2009. – 576 с.

Конфликтологическую теорию социальных изменений разрабатывал …

К. Маркс

Ф. Теннис

Г. Зиммель

М. Вебер
Решение: Конфликтологическую теорию социальных изменений разрабатывал К. Маркс. Классовый конфликт является особенно мощным источником изменений. Он проистекает из

борьбы между членами общества, владеющими средствами производства материальных благ и теми, кто лишен этих средств. По Марксу любые изменения представляют собой продукт непрерывного конфликта противоположностей.
Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов Ю. Г. Волков. – Ростов нД.: Феникс, 2009. – 576 с.

Согласно Г. Ленски, изобретение _____ привело к формированию аграрного общества.

плуга

металлических орудий

водяного колеса

парового двигателя
Решение: Согласно Г. Ленски, вторая социальная революция, связанная с изобретением плуга, привела к возникновению нового типа общества – аграрного. Одной из самых значительных перемен был рост социального неравенства. Концентрация ресурсов и власти привели к появлению государства.
Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов Ю. Г . Волков. – Ростов нД. : Феникс, 2009. – 576 с.

Появление ______ изменило социальную структуру земледельческого общества и привело к появлению неравенства.

прибавочного продукта

государства

классов

социальной иерархии
Решение: Скотоводство и выращивание растений преобразили человеческое общество. Создав возможность более надежного обеспечения продовольствием, они привели к появлению прибавочного продукта. Излишки продовольствия позволили группам прийти к разделению т<

Наши рекомендации