Шкала «По»: «положительный — отрицательный образ самого себя»

Эта шкала вспомогательная, она позволяет определить критичность самооценивания (низкую или высокую), адекватность самооценивания. В шкале 6 пунктов.

Очень высокие оценки говорят о недостаточно развитом понимании себя. Сумма более 65 баллов дает основания предполагать низкую критичность в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки, неискренность. Другими причинами могут быть: отрицательное отношение к обследованию, влияние сильной заинтересованности обследуемого в «положительных, хороших» результатах обследования.

Оценки 60-64 балла означают сниженную критичность в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки. Если по шкалам «Ус», «Сп» или «Уд» получены высокие оценки — более 60, то, скорее всего, данные в целом недостаточно надежны.

Показатели в диапазоне 40-59 характеризуют степень принятия личностью себя. Чем выше стандартный балл, тем ниже критичность самооценивания и больше принятие себя со всеми своими недостатка­ми. При оценках менее 50 баллов есть основания говорить о достаточ­ной искренности в ответах, выраженном стремлении к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании.

Низкие оценки — менее 40 баллов — говорят не только о высокой критичности в оценке себя и большом стремлении быть искренним, но и о негативном отношении к себе.

Шкала имеет значимые и достаточно высокие положительные кор­реляции со шкалами «лжи» ряда известных вопросников (MMPI, Шка­ла Дж. Тейлор, Вопросник 16PF Кеттелла — форма С). Шкалы лжи выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели обычно указывают на умышленное стрем­ление приукрасить себя, отрицая существование слабостей, присущих каждому человеку (Л. Н. Собчик, 1990).

Использование в наших опросниках внутри каждого пункта семи­балльной шкалы позволяет интерпретировать оценки по шкале «По» не только в понятиях «искренности — неискренности». Критичность самооценивания тесно связана с принятием личностью себя. Чем бо­лее положителен образ самого себя, тем меньше человек видит в себе недостатков. Принятие себя оказывает существенное влияние на на­строение — чем полнее принятие себя и чем больше в эмоциональном отношении к себе положительных чувств, тем выше настроение. Это подтверждают и выявленные нами корреляционные связи при анализе эмпирических данных. Эти связи двунаправленные: чем выше настро­ение, тем более выражено принятие себя, тем меньше расхождение между реальным и идеальным «Я» личности. Предположить это позво­ляет сравнение показателей по данной шкале в подвыборках здоровых, лиц, испытывающих потребность в развитии психических качеств, участников психокоррекционных групп и больных.

Показатели по шкале «По» имеют значимую положительную корре­ляцию с показателями по основным шкалам. Позитивное принятие себя улучшает психическое состояние, и наоборот — более благоприятное состояние располагает к тому, чтобы видеть свои недостатки незначи­тельными, позволяет оценивать свое поведение как более близкое к нормативному. Это соотношение контрольной и основных шкал сход­но с теми связями, которые есть в методике MMPI между основными и вспомогательными шкалами. В нем также каждая из трех вспомога­тельных шкал имеет несколько значимых корреляционных связей с основными шкалами. Так, например, шкала коррекции имеет значимые связи с семью основными шкалами. Корреляции с седьмой и вось­мой шкалами равны 0,59. Напомним, что шкала коррекции MMPI пред­назначалась для выявления величины «диссимуляции». Авторы руко­водства к MMPI указывают, что шкала более эффективна в тех случаях, когда обследование для субъекта добровольно, желательно и оплачива­ется им самим. Исследователь, врач должен сам прийти к заключению о том, насколько целесообразно применение шкалы коррекции для сто­ящих перед ним диагностических задач, для данного контингента об­следуемых. Лучше всего провести дополнительную валидизацию, об­следовать по другим методикам, провести интервью, сравнить поляр­ные группы с низкими и высокими баллами по шкале К и т. д.

Без сомнения, феномен социальной желательности проявляется ча­сто, причем нередко неосознанно. Подчеркнем еще раз, что нет осно­ваний оценивать этот аспект однозначно отрицательно и тем более пе­реводить обсуждение в иную плоскость, например этическую. Термин «шкала лжи» скорее должен быть отнесен к профессиональному жаргону. «Я-идеальное» существует в любой личности и непременно себя проявляет в отношениях, оценках и самооценках, поступках и действи­ях, мотивах. Без этой психической структуры трудно представить дви­жущие силы развития личности в достаточной полноте.

Вернемся к теме опросников и их нередкой прозрачности. Во-пер­вых, прозрачность разных опросников весьма различна. Во-вторых, в той или иной степени она свойственна не только им, но и другим методам, в том числе и многим проективным. В-третьих, неверно счи­тать, что социальная желательность возникает и влияет на поведение только в ситуации обследования. Трудно представить себе этот фено­мен как обусловленный некоторым личностным качеством с узкой на­правленностью детерминации. Скорее всего, данное качество обуслов­ливает различные виды поведения индивида в различных ситуациях. Определение выраженности этого качества составляет важную часть предмета диагностики. Стремление же испытуемого скорректировать ответы, подгоняя их под желаемый эталон, например в ситуациях кон­курсного отбора, действительно не редкость. Но, во-первых, любому диагносту, имеющему практический опыт, известно, что это чаще де­лается неумело, без чувства меры, и обнаружить такие попытки нетруд­но, анализируя результаты самого опросника, либо применяя дополнительные методы. Во-вторых, проявления такого рода мотивационных искажений имеют несомненную диагностическую ценность.

Таблица 1. Различия в привлекательности образа себя у лиц в разных ситуациях диагностического обследования (оценки по шкале «По» методики ДС)

Вид ситуации диагностического обследования Среднее   -95%   +95%  
Инициатива испытуемого (n = 16) 41,8 36,7 46,9
Предложение психолога (n = 1560) 48,5 48,0 49,0
По распоряжению руководства (n = 366) 52,6 51,6 53,6
В ходе конкурсного отбора (n = 197) 52,1 50,8 53,4

Снижению эффекта социальной желательности способствует пра­вильное предъявление методики и предварительная беседа психолога с испытуемым, направленная на снижение недоверия и скрытности (ознакомление с правилами профессиональной этики психолога, объяс­нение целей обследования и планов использования результатов и т. д.).

Преимущество опросников, снабженных вспомогательными шкала­ми, состоит в том, что многие из них позволяют получать количествен­ные оценки, по которым можно сопоставлять уровень выраженности интересуемого психического качества у отдельного индивида с его рас­пространенностью и выраженностью в популяции.

Л. В. Куликовым разработаны два варианта опросника: полный вариант с восемью шкалами и краткий вариант с шестью шкалами. В полном варианте все перечисленные выше шкалы, в кратком отсут­ствуют шкалы «Бо» и «Ра»: «бодрость — уныние» и «раскованность — напряженность». Краткий вариант предназначен для ситуаций с жест­ко ограниченным временем для обследования. Этот вариант удобнее для ручной обработки, поскольку в нем отсутствуют пункты с инверти­рованной шкалой. То есть для всех шкал суммарные баллы подсчиты­ваются непосредственным арифметическим суммированием.

Во всех случаях, где нет жестких ограничений во времени обследо­вания, целесообразно использовать полный вариант. Для ответов на 15 пунктов (дополнительных) обследуемый тратит немного времени, но диагност получает возможность прийти к более точным выводам.

Опросник ДС (полный вариант)

Инструкция. «В опроснике приведены признаки, описываю­щие состояние, поведение, отношение человека к различным явлени­ям. Оцените, насколько эти признаки свойственны Вам, имея в виду не только сегодняшний день, а более длительный отрезок времени.

Не стремитесь "улучшить" или "ухудшить" ответы, это приведет к недостоверным результатам, так как методика улавливает искажения и неискренность ответов. Вы можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены.

Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением вы­разите с помощью семибалльной шкалы:

1 — полностью не согласен;

2 — согласен в малой степени;

3 — согласен почти наполовину;

4 — согласен наполовину;

5 — согласен более чем наполовину;

6 — согласен почти полностью;

7 — согласен полностью.

Вашим ответом будет выбор одного из баллов шкалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7. Запишите выбранный балл в листе для ответов рядом с порядко­вым номером этого пункта.

Не пропускайте ни одного пункта опросника. Просим в тексте опросника ничего не писать и не подчеркивать. Пожалуйста, не пере­правляйте одну цифру на другую на том же месте. Для исправления перечеркните ненужную цифру и напишите справа новую.

Заполните все графы в верхней части листа для ответов, напишите время начала работы и приступайте к опроснику. Вместо фамилии, имени и отчества можете написать любой псевдоним».

Наши рекомендации