Методы сбора первичной социологической информации

Существует множество методов: опрос, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент, социометрия и др.

Опрос – самый распространенный метод сбора первичной социологической информации посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации. С помощью опроса собирается 90% социологической информации.

Различают две разновидности опроса – анкетирование и интервьюирование.

По числу опрашиваемых анкетирование может быть групповым и индивидуальным.

Групповое анкетирование –метод одновременного письменного опроса группы опрашиваемых, собранных в определенное время и в определенном месте, и осуществляемый в соответствии с требованиями выборочной совокупности. Руководство осуществляется социологом (10-20 человек, если 25-30 – желательно иметь ассистента), который отвечает за возврат анкет и может консультировать по технике заполнения анкеты.

Индивидуальное анкетированиепроводится с помощью раздаточных анкет на определенный срок без присутствия анкетера (проверка качества заполнения осуществляется по ходу возврата анкет).

Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выяснение количественных и качественных характеристик объекта. Композиционно – это сценарий беседы с респондентом.

Структура социологической анкеты обычно состоит из следующих блоков (групп вопросов):

– вступление (тема, цель опроса, название организации, проводящей СИ и объяснение техники заполнения анкеты)

– завязка – психологическая установка на сотрудничество, т.е. блок вопросов, преследующих цель заинтересовать собеседника

– основная содержательная часть (блок главных вопросов, отвечающих цели исследования)

– «паспортичка» – социально-демографический блок вопросов.

Анкетные вопросы различают:

1. по содержанию:

– о фактах – получение информации о роде деятельности респондента (например, Где Вы учитесь, работаете? с предложенными вариантами ответов);

– о мнениях – выяснение мнений о различных явлениях и процессах (например, Как Вы думаете, … ?, Что, по Вашему мнению, …? );

– о знаниях – выяснение знаний (что и в какой мере знает респондент) об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п. (например, Из каких источников Вы узнали о нашем вузе? Читали ли Вы Конституцию РТ? и др.):

– об оценках – выяснение оценок по тем или иным явлениям, событиям и процессам (например, Как Вы оцениваете деятельность местных органов власти?);

– об отношении к каким-либо процессам и явлениям (например, Как Вы относитесь к частной собственности на землю? К приватизации промышленных предприятий? К привлечению в экономику иностранного капитала? и т.п.)

– о мотивах – выяснение субъективных представлений о мотивах их поступков или оценок (например, Если Вы собираетесь бросить учебу, то чем это вызвано?).

2. по логической направленности:

– основные вопросы (ответы на которые – это основной материал для выводов);

– контрольные вопросы (для проверки правильности и искренности ответов, например, основной вопрос «Удовлетворены ли Вы своей работой? дополняется двумя контрольными вопросами: «Хотели бы Вы перейти на другую работу? и «Если бы Вы оказались временно безработным и Вам предложили бы несколько вариантов, в том числе и прежнюю работу, вернулись бы Вы на прежнее место работы?);

– вопросы-фильтры (для выделения носителей необходимой информации (например, «Вы работаете?» Если «да», то ответьте, пожалуйста, на вопросы №7 и 8 анкеты, если «нет» – переходите к вопросу №9).

3. по характеру ответов или технике заполнения анкеты:

– закрытые вопросы (вопросы с подсказами), ответы на которые респондент выбирает из предложенных в анкете:

а) вопрос-меню – веер вариантов ответов, где респондент может выбрать, например, три варианта (например, «Перечислите все источники Ваших доходов» с ответами: заработная плата, подработки, стипендия, пособия, кредит, помощь родственников и друзей);

б) дихотомические (альтернативные) вопросы – ответы по принципу «да/нет», т.е. носят взаимоисключающий характер (например, «Случалось ли Вам за последний год попадать в ситуацию, когда ущемлялись Ваши права?»)

2) открытые вопросы (вопросы без подсказок), где на специально отведенных пустых строках респондент должен самостоятельно сформулировать ответ (например, «Какие профессии, на Ваш взгляд, наиболее престижны в современных условиях?»);

3) полузакрытые вопросы – сочетание закрытых и открытых вопросов, т.е. в перечне возможных ответов есть и такая позиция: «другое», «что еще» и т.п.;

4) прямые вопросы («в лоб») – такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п. (например, «Боитесь ли Вы оказаться безработным?»);

5) косвенные вопросы – это такие вопросы, которые задаются в случае, когда респондента не вполне удобно спрашивать прямо или имеется предположение, что на них не будет получено искренних ответов. Такие вопросы выражаются в следующей форме: «Принято считать, что … А каково Ваше мнение на этот счет?»;

От качества составленного вопросника зависит качество полученной информации. Но какую бы разновидность вопросов ни использовал социолог, он всегда должен обеспечить опрашиваемому возможность отказаться от ответа или обойти его, если тот испытывает при этом определенные затруднения (например, «не знаю», «затрудняюсь ответить» и др.).

Важнейшее значение имеет конструкция анкеты, т.е. расположение в ней вопросов. Обычно в начало анкеты целесообразно помещать простые вопросы, а сложные – в середину или в заключительную часть («метод воронки»). В той же последовательности размещаются общие и частные вопросы (движение от общих к конкретным).

Особое внимание в анкете должно быть уделено первым вопросам. Все вопросы должны быть сформулированы так, чтобы исключить навязывание респонденту мнения социолога, а также не допускать различного толкования вопросов. Следует использовать разный шрифт для вопросов и ответов, также предусматривать место для записи ответов на открытые вопросы и иметь стрелки-указатели переходов в случае использования вопросов-фильтров.

Независимо от того, насколько тщательно разработана анкета, желательно осуществить ее эмпирическую проверку в пробном (пилотажном – до 50 человек) исследовании. Цель такого исследования – проверить, соответствует ли разработанный инструментарий целям и задачам программы, эффективно ли срабатывают выделенные вопросы, однозначно ли они воспринимаются респондентами, способны ли ответы на них дать адекватную, достоверную информацию об изучаемом объекте. Наиболее эффективная форма пилотажа – групповое обсуждение текста анкеты с 3-4 респондентами (критический разбор всех вопросов для выявления разногласий в интерпретации формулировок вопроса и внесения при необходимости поправок).

В зависимости от характера и способа объединения опрашиваемых в группы существует несколько вариантов опросов:

– раздаточный тип (для индивидуального заполнения);

– почтовый опрос (высылается респонденту по предварительному согласию по почте);

- телефонный опрос (основное достоинство – оперативность и дешевизна);

– Интернет-опрос и др.

По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц выделяют:

– массовый опрос – это способ изучения различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме (анонимный; количественный анализ);

– экспертный опрос – вид исследования, при котором опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме (не анонимный, важен подбор экспертов по уровню компетентности; качественный анализ).

Интервьюирование – способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью.

Процедура интервью включает в себя:

– выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить интервью);

– определение места и времени интервью (выбор определяется спецификой предмета исследования);

– фиксация ответов опрашиваемых;

– окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.

По стратегии и технике проведения интервью подразделяется:

– свободное (нестандартизированное) интервью – длительная (2-3 часа), индивидуальная беседа с ответственным работником, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов. Эффективность полученных материалов очень высока, но сложной и трудной является последующая обработка и кодирование полученных данных;

– стандартизированное (формализованное) интервью – групповой опрос в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов (по содержанию мало чем отличается от анкетного опроса, т.е. сводит к минимуму возможные отклонения от предварительно разработанного стандартного плана беседы).

– полустандартизированное интервью – сочетание первых двух типов при интервьюировании специалистов-экспертов по изучаемой проблеме.

По процедуре проведения интервью подразделяются:

– индивидуальное – беседа «с глазу на глаз»;

– групповое – общение с группой, но выслушивание ответов на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально;

– панельное – повторное интервьюирование одних и тех же лиц по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени (цель: проверка изменений);

– глубинное – интервью, ориентированное на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания, как о социальных событиях и действиях людей, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивов поступков и оценок;

– фокусированное – сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый при изучении степени влияния СМИ на опрашиваемых.

По типу опрашиваемых интервью бывают: с ответственным или очень известным лицом; с экспертом; с рядовым человеком.

Основные способы фиксирования ответов: запись во время беседы (в т.ч. стенография); запись по памяти (применяется при свободных интервью); механическая звукозапись (микрофон, диктофон и др.)

После сбора первичной социологической информации выполняется следующие этапы КСИ – компьютерная (или ручная) обработка полученных данных и логический анализ, обобщение и теоретическое осмысление результатов исследования, формулирование основных выводов и практических рекомендаций.

Последний шаг конкретного социологического исследования – подготовка отчета о проведенном исследовании: если это мониторинговое или лонгитюдное исследования, то материалы вносятся в архив данных; если это социальный заказ, то происходит освещение основных итогов до массовой аудитории (печать, ТВ, радио и др.).

Вопросы для самоконтроля по разделу «Социология»:

1. Объект и предмет социологии. Социология в системе социальных и гуманитарных наук.

2. Структура и функции социологи.

3. Возникновение теоретической социологии.

4. Сущность метода О.Конта.

5. Классики российской социологии: П.Сорокин, Н.Кареев и др..

6. Роль и структура программы социологического исследования.

7. Разновидности социологического опроса: анкетирование и интервью

8. Специфика социологического наблюдения.

9. Социальный эксперимент – особенности и сфера применения.

10. Признаки общества.

11. Общество как система (К.Маркс, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон).

12. Типология и эволюция обществ.

13. Понятие «социальная структура», «социальная стратификация».

14. Системы социальной стратификации.

15. Социальная стратификация современного западного общества.

16. Динамика социальной структуры современного российского общества.

17. Социальная мобильность и ее виды.

18. Основные понятия: «человек», «индивид», «личность».

19. Основные концепции личности.

20. Социализация личности.

21. Понятия «семья» и «брак».

22. Формы семейно-брачных отношений в истории общества.

23. Основные функции семьи.

24. Тенденции развития современной семьи.

25. Место и роль молодежи в современном мире.

26. Критерии общественного прогресса.

27. Модернизация России в контексте современных социальных изменений.

28. Социальные функции образования и науки.

29. Социальные функции религии.

30. Культура как фактор изменений в обществе.

Наши рекомендации