Методы сбора первичной социологической информации

Подготовила : Матюшонок Н.А.

Проверила : Фролова И.В.

МИНСК 2015

Социологические методы – подходы, приемы, правила, способы и инструменты, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Выделяют следующие методы социологического исследования: Опрос – метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) сбора первичной социальной информации. Необходимо отметить особое положение метода опроса. В практике социологических исследований этот метод является наиболее распространенным и популярным, так как этим методом можно получить такую информацию, которая не всегда отражается в документальных источниках, не всегда доступна прямому наблюдению и позволяет выявить информацию о мотивах внутренних интересах, побуждениях и т. п. Вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Кроме того, практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная. Респондент – участник социологического опроса, который отвечает на вопросы анкеты или интервью и является источником устной или письменной информации. Классификация опросов 1) По характеру взаимосвязей социолога и респондента различают заочные –анкетныеи очные – интервью; 2) По степени формализации – стандартизированные (формализованные)(проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (неформализованные, свободные); 3) По частоте проведения – одноразовые и многоразовые. 4) Опрос-молния (опрос-голосование, зондаж) содержит три-четыре пункта основной информации. 5) Специфическим видом опроса является опрос экспертов - специалистов по исследуемой области. 6) Он-лайновые опросы. К новым социологическим методам можно отнести он-лайновые опросы. Несомненно будущее во многом принадлежит таким опросам – слишком стремительно меняется информационно-коммуникативная среда жизнедеятельности, и социологам приходится осваивать и web-пространство. Но при этом в условиях российской действительности существует ряд объективных обстоятельств, препятствующих применению этого метода: низкий уровень распространенности Интернета в России; плохое качество телефонной связи и ее высокая стоимость; правовая незащищенность информации о респонденте и возможность взлома сети хакерами. Одним из наиболее распространенных, наиболее популярных видов опроса является анкетирование. Анкетный опрос – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет. Структура анкеты Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме: вводная часть, в которой указывается кто проводит опрос, с какой целью, инструкция по заполнению анкеты, способ возврата заполненных анкет. Введение играет исключительно большую роль, дает настрой респонденту, что непосредственно сказывается на достоверности информации; паспортичка, в которой содержатся вопросы для выяснения социально-демографических характеристик респондентов – пол, возраст, образование, профессия, социальное происхождение, семейное положение; контактные вопросы,цель которых – заинтересовать респондента, облегчить ему включение в проблему; основные вопросы– «поставщики» основной информации; заключительные вопросы, которые должны снимать психологическое напряжение у респондента, позволить ему почувствовать, что проведена большая и нужная работа. Время заполнения анкеты должно быть в пределах 45 минут. Классификация вопросов анкеты 1)по формевопросы могут быть закрытые, открытые и полузакрытые (полуоткрытые). В закрытыхвопросах респонденту предлагаются варианты ответов и предоставляется выбор одного или нескольких ответов. Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на вопросы типа «да – нет», альтернативные и вопросы-меню». Альтернативный вопрос – это такой вопрос, в котором, респонденту предлагается выбор только одной из уравновешенных формулировок. Одной из разновидностей альтернативного вопроса является шкальный вопрос. «Вопрос- меню» - это такой вопрос, в котором респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких. Открытыевопросы – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов и он может ответить так, как желает.Полузакрытые вопросы – это такие вопросы, когда в перечне предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще»; 2)по функциямразличаются фильтрующие и контрольные вопросы. Вопросы-фильтры используются тогда, когда социолог сомневается в компетентности своего респондента. Контрольные вопросы позволяют социологу определить искренность, правдивость ответов респондента. У некоторых респондентов обнаруживается своеобразный эффект монотонности (т. н. галлоэффект): ответив на первый вопрос «да», отвечают «да» на второй, третий и так до пятого, шестого вопроса. В таком случае используют т. н. вопросы-глушители, например: «А теперь несколько о другом. Вам случалось когда-нибудь в жизни употреблять алкоголь?». Затем продолжают серию интересующих исследователя вопросов. Вопросы анкеты должны быть однозначно воспринимаемы всеми и сформулированы таким образом, чтобы респонденту не навязывалось мнение социолога. Смысловые и контрольные вопросы нельзя ставить рядом, иначе респондент поймет, что его проверяют, а это повлияет на достоверность информации. Хорошо разработанная анкета – необходимое, но не достаточное условие для успешного проведения исследования. Конечный результат исследования зависит от многих факторов, в том числе и от хорошо обоснованной репрезентативной выборки и от умения анкетера установить психологический контакт с респондентами, создать доброжелательную атмосферу при опросе. Кроме анкетного опроса широкое распространение получил другой вид опроса – интервью. Интервью – один из основных видов опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. Типы интервью 1) Интервью может быть структурированным (формализованным, стандартизированным), то есть включает в себя общий план беседы, последовательность вопросов, варианты предполагаемых ответов) и неформальным (неструктурированным, свободным), то есть без строгой детализации плана беседы и вопросов. 2) По глубине проникновения в суть проблем различают клиническое (глубокое)интервью, цель которого получить сведения о внутренних побуждения, склонностях опрашиваемого, и фокусированное, задача которого состоит в том, чтобы выяснить реакцию на заданное воздействие. 3) По характеру организации применяются групповые интервью ииндивидуальные, которые в свою очередь подразделяются на личные и телефонные. Анкетирование занимает меньше времени, чем интервью. Но при этом в процессе проведения интервью, при личном контакте устанавливается большая степень доверия, искренности. Успех интервью во многом зависит от личности интервьюера. Как отмечает В. П. Гречихин, специфическими особенностями «интервью как метода получений первичной социологической информации являются: 1. интервью помогает получить глубинную информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондентов. 2. Возможность вести наблюдения за психологическими реакциями респондента, что помогает лучше интерпретировать ответ. 3. Личный контакт социолога и респондентом, что обеспечивает максимальную полноту реализации опросника (чего не скажешь об анкетировании) и более серьезное отношение респондента к опросу». К трудностям интервьюирования относятся: 1. поиск психологического контакта с каждым респондентом; 2. трудоемкость подготовки интервьюеров, так как интервьюер может быть пристрастным, одним неодобрительным взглядом выражая свое отношение к содержанию интервью; 3. значительные материальные и временные затраты. Интервью требует много времени, выборки обычно маленькие, что усложняет обобщения и получение объективных данных; 4. решение проблемы анонимности. Интервью применяется, когда письменный опрос оказывается затрудненным или невозможным вследствие разнородности аудитории (различиями в культуре и образовании респондентов, условий проведения опроса и т.д.). Главной, центральной фигурой интервью, ее наиболее активным элементом всегда является интервьюер. Достоверность и надежность информации часто зависит от личности интервьюера. Поэтому при подборе кадров интервьюера необходимо учитывать следующее: 1. Интервьюер должен любить свое дело, быть социально активным человеком, иметь определенный жизненный опыт. 2. Интервьюер должен быть эрудированным, наблюдательным, общительным, уметь завязать разговор, в случае необходимости повернуть его в нужное русло. 3. Интервьюер должен быть дисциплинированным, честным, выполнять все инструкции по проведению интервью. 4. Интервьюер должен хорошо знать тему интервью, а также технику интервьюирования. 5. Интервьюер должен быть морально и физически выносливым. Ведь ему придется беседовать в различной обстановке с самыми разными людьми по нескольку (4-5) часов в день на протяжении нескольких дней. 6. Должен быть аккуратно одет, но при этом ничего во внешности интервьюера не должно отвлекать респондента. Считается, что интервью будет более эффективным, если респондент и интервьюер одного пола, одного или близкого возраста. В литературе отмечается, что при опросе по производственной тематике лучше использовать мужчин-интервьюеров. В то же время утверждается, что женщинам-интервьюерам в целом оказывается больше доверия, чем мужчинам, у всех групп респондентов. Одним из основных условий, влияющих на получение достоверной и надежной информации, является наличие качественного вопросника и соблюдение правил его применения. Под вопросником в социологии понимается документ, в котором соответствующим образом поставлены и сгруппированы вопросы по теме и есть место для записи ответов на них. Вопросник фактически представляет собой материальное воплощение темы исследования. Вопросник интервьюера представляет собой документ, где указывается имя интервьюера, тема интервью, место проведения интервью, отношение респондента к беседе, вопросы и ответы на них, а также некоторые социально-демографические данные о респонденте. Обычно вопросник представляет собой единство вводной, основной и демографической частей. В последние года очень часто к вопросникам прилагаются так называемые протоколы интервьюера (отчеты об интервью). В этих протоколах содержатся основные сведения о процессе интервьюирования: об интервьюере, о респонденте, о ситуации, в которой проводилось интервью, и о вопроснике, причинах срыва интервью, если оно не состоялось. В отчет заносятся данные о том сразу ли респондент согласился на интервью, о чем он спросил интервьюера; охотно ли респондент отвечал на вопросы, какие трудности он испытывал при ответе на вопросы, а также затруднения самого интервьюера. Особую роль в процессе интервьюирования занимает анализ характеристики ситуации интервью. Понятие «ситуация интервью» включает в себя следующие элементы: Анализ документов Документ– материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т. п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве (БЭС, 1998, С. 368). К достоинствам анализа документов следует отнести его экономичность по сравнению со всеми остальными методами и объективность. Но при этом результаты анализа документов нуждаются в проверке с помощью наблюдения и опросов, так как эти результаты не содержат сведений о субъективных факторах. Типы документов 1) по степени персонификации документы делятся на личные (карточки индивидуального учета, библиотечные формуляры, анкеты, бланки, характеристики, письма, дневники, заявления, мемуары) и безличные (архивы, данные прессы, протоколы собраний и т.п.); 2) в зависимости от статуса документы делятся на официальные (правительственные материалы, данные государственной статистки, переписи населения, архивы и текущие документы различных организаций) и неофициальные (личные материалы, а также составленные частными гражданами безличные документы); 3) по источнику информации документы бывают первичные (результаты прямых наблюдений или опросов) и вторичные (результаты обработки, обобщения или описания информации, собранных другими исследователями для других целей, например статистические данные); 4) анализ текста без использования процедур измерения называют качественным (традиционным). Качественный анализ документов применяется при анализе уникальных документов; при описании сложных явлений; когда документальные данные неполны или недостаточны для массовой обработки. В последние десятилетия получил распространение метод квантификации материала – контент-анализ(количественный анализ документов). При этом различают два типа единиц: смысловые (качественные) и единицы анализа (единицы счета, количественные единицы). Смысловые единицы изучаются по частоте их упоминания по отношению к другим категориям, количественные единицы исследуются по площади текста, длительности трансляции и т. д. Контент-анализ применяется, когда качественные характеристики появляются с достаточной частотой и требуется высокая точность при сопоставлении однопорядковых данных; когда массив материала значителен или очень значителен и его невозможно охватить без суммарных оценок. Наблюдение– изучение поведения человека в естественных условиях. Особенность наблюдения – неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток на его восприятие социальной действительности и на интерпретацию наблюдаемых процессов. Наблюдение применятся в основном в исследованиях описательного плана, для проверки достоверности данных, полученных другими методами (опросом, анализом документов), а также для качественного анализа собранных материалов. К преимуществам наблюдения относятся: 1) отсутствие языкового барьера; 2) получение информации в процессе развития той или иной ситуации; 3) социальное поведение рассматривается в его естественной среде; 4) предоставляется возможность для узкомасштабного детального исследования; 5) отражает действительность в соответствии с ценностями и нормами поведения участников исследования 6) позволяет выявить те вопросы, которые уместно или неуместно задавать. Но при этом наблюдение не должно вредить тому, кого мы наблюдаем. Вообще достаточно часто встает вопрос об этичности наблюдения, невозможности охватить все социальные факты непосредственным наблюдением (например, сферы семейных и сексуальных отношений). Сложность наблюдения состоит и в том, что наблюдателю трудно избегать эмоционально-ценностной оценки происходящего, попыток истолкования поведения других людей через призму собственного «Я», своего собственного социального опыта. При этом результаты наблюдения часто смешиваются с выводами. На объективность результатов наблюдения влияет взаимодействие между наблюдателем и объектом наблюдения, а также сам факт проведения исследования на наблюдаемую ситуацию. Исследователь может оказаться слишком «вовлеченным» и поэтому плохим наблюдателем. Поэтому очень высоки требования к личности наблюдателя. Наблюдение может быть опасным для жизни и здоровья наблюдателя. Трудно фиксировать информацию без погрешностей, так как магнитофоны, видеокамеры могут быть навязчивыми. Большое значение имеет память наблюдателя. Также необходимо учитывать, что порой сложно и невозможно провести повторное наблюдение, так как время наблюдения ограничивается временем совершения события. На достоверность и надежность полученной путем наблюдения информации влияет: логичность расчленения объекта наблюдения на составные части, адекватность терминов, используемых при анализе полученных данных, однозначность интерпретации выделенных элементов объекта наблюдения. Виды наблюдения 1) В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта наблюдение может быть включенным (если наблюдатель становится членом изучаемой им группы) иневключенным. Невключенное, как и включенное, наблюдение применяется в монографическом исследовании. Включенное исследование исключает массовость, а результаты наблюдения почти не поддаются количественному выражению, кроме того, наблюдатель может настолько войти в роль участника событий, что это скажется на объективности собранной информации и ее интерпретации. 2)В зависимости от элементов контроля - контролируемое и неконтролируемое.При неконтролируемом наблюдение осуществляется лишь общее описание социальной атмосферы. При этом возникает опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту и искажения результатов. Контролируемое наблюдение проводится большим числом наблюдателей, проводится сравнение результатов их наблюдений, осуществляются серии наблюдений за одним и тем же объектом. 3) По степени формализованности наблюдения - структурированное илинеструктурированное. При неструктурированном наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. При структурированном наблюдении исследователь заранее определяет, какие из элементов исследуемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для целей исследования, и сосредоточивает на них свое основное внимание, составляя специальный план записи наблюдений. 4) По условиям организации наблюдения – полевые (в естественных условиях) илабораторные. 5) Самонаблюдение – особый вид наблюдения, при котором исследователь пользуется не только данными о поведении наблюдаемого, но и его суждениями и оценками тех или иных фактов, собранных в автобиографиях, письмах, дневниках, записях самоанализа. Эксперимент – изучение поведения человека в искусственно созданных условиях. Цель эксперимента – проверка гипотез о причинной связи между явлениями. Эксперимент заменяет наблюдение там, где невозможно повторное наблюдение. При определенных обстоятельствах эксперимент может дать весьма значительные научно-практические результаты. Возможности применения эксперимента в социологии ограничены тем, что исследователь не может с уверенностью сказать, что выявленная в ходе эксперимента зависимость в определенных условиях закономерна и в условиях, находящихся вне эксперимента, и что именно изучаемый в данном эксперименте фактор, а не какой-либо другой является причиной зарегистрированного события. Дж. С. Милль, О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении социальных явлений: - они слишком сложны и изменчивы. Экспериментальных социологических исследований произведено крайне мало. При проведении эксперимента, как и наблюдения, есть ограничения, связанные с этическими соображениями. Эксперимент гораздо чаще применяется в психологии, физике, химии, чем в социологии. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10-15 человек. Все (за редким исключением) социологические эксперименты проводятся не на генеральной совокупности объектов исследования, а на натурной модели – выборке на основе наиболее существенных для данного исследования признаков. Типы экспериментов Эксперимент делится на натурный(реальный) и мыслительный. Натурный эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Он может быть контролируемым и неконтролируемым. При контролируемом эксперименте производится тщательное выравнивание всех условий, которые могут исказить влияние экспериментального фактора. При мыслительном эксперименте экспериментатор не вмешивается в ход эксперимента и оперирует информацией о свершившихся событиях. Особой разновидностью мыслительного эксперимента является эксперимент «экс-пост-факто», при котором предполагается сбор данных для проверки гипотез о причинных связях. Классическим экспериментом этого вида является проведенное в сер. 30-х гг. XXвека исследование американского социолога Э. Христиансена, в ходе которого подтвердилась гипотеза о том, что чем выше уровень образования (количество оконченных классов), тем успешнее человек включается в экономическую деятельность. Реальный эксперимент всегда являетсяпроективным (т. е. направленным в будущее), мысленный эксперимент обычноретроспективный, направлен в прошлое, так как манипуляция совершается с информацией об уже свершившихся фактах. По специфике поставленной задачи выделяют эксперименты однофакторные имногофакторные. В однофакторных экспериментах проверяются гипотезы о наличии причинно-следственной связи одной независимой переменной, в многофакторных - целого комплекса переменных в их взаимодействии. По логической структуре доказательств гипотез различают экспериментыпараллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные). В параллельном эксперименте создаются две группы – экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе вводятся новые экспериментальные факторы, в контрольной - все остается по-старому. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Доказательство гипотезы при этом типе эксперимента опирается на сравнение состояния исследуемого объекта до и после воздействия «фактора». Социометрия – совокупность методов и приемов, направленных на получение и анализ количественных данных о межличностных отношениях людей, структуре и функционировании малых групп, ориентированных на регуляцию человеческих взаимоотношений и решение конкретных практических задач. Этот термин был предложен американским социологом Дж. Морено в 30е гг. XXвека, который считал, что условием гармонизации отношений во всей социальной системе выступает изменение психологических отношений в малой группе. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Целями проведения социометрической процедуры являются: 1) изучение степени сплоченности или разобщенности в группе; 2) выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии или антипатии, «лидеров» и «отвергнутых». Социограмма может показать, в каком соотношении находятся формальный и неформальный лидер, кто является инструментальным лидером («лидер-отец»), который помогает группе достичь поставленной цели, а кто эмоциональным лидером («лидер-мать», выполняющий функции психологической поддержки); 3)обнаружение группировок – сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. Дж. Морено рассматривает социометрию как метод предупреждения социальных революций и замены «революции диктатуры революциями сотрудничества». Социометрия позволяет выяснить планы населения в «отношении всех видов деятельности, в которых оно участвует или собирается участвовать» Casestudy – исследовательская стратегия, направленная на глубокий и полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая). Характеризуется опорой на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала (свободное интервью, полуструктурированное интервью, групповые беседы, включенное наблюдение), с помощью которых можно реконструировать сферу неформальных отношений между людьми, получить информацию о латентных процессах, обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальности каждого объекта, в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения.

Наши рекомендации