Универсально-исторические законы управления.
Первым мысль о существовании универсально-исторических законов управления высказал в своем главном труде «Хозяйство и общество» (1956) М.Вебер. Разделив все существовавшие на свете типы экономик на бюджетные (нерыночные) и небюджетные (рыночные), он писал о том, что каждому из них соответствует свой тип управления.
Противоположностью рыночной экономики у Вебера выступает бюджетная экономика и бюджетное управление. Понятие «бюджетное администрирование» достаточно часто встречается в концепции экономического действия Вебера. Так, например, термин «административная организация» используется им для обозначения системы регулирования экономических действий, где цели унифицированно задаются некой властью, осуществляющей дисперсный контроль над конечными результатами.
Наряду с терминами «бюджетная экономика» и «бюджетный менеджмент» у Вебера встречается словосочетание «бюджетно-управляемая экономика», или «экономика, управляемая посредством бюджета» (89). В данном случае английский термин «экономика» лучше переводить как «хозяйство», поскольку примеры «бюджетно управляемой экономики» касаются, по словам Вебера, не только бюджета государства, но и бюджета отдельной рабочей семьи.
Экономический термин «бюджет» означает утвержденное в законодательном порядке распределение государственных доходов на определенный срок, либо предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов какой-либо организации или индивида.
«Бюджетное управление» существует в экономике, которая покоится на бюджете и производит товары ради их внутреннего потребления, а не продажи вовне. Искусство такого управления состоит в том, чтобы ограничивать потребности населения заранее известным перечнем, который велик настолько, насколько его способно удовлетворить существующее производство. Иными словами, потребности людей и их удовлетворение подгоняются под существующие промышленные мощности. Одним из инструментов «бюджетной экономики» выступает «доход». Судя по тому, как определяет его Вебер, речь идет о национальном доходе, совокупном товаре, выраженном в денежной форме.
Билет 18
Андеркласс и нищенство.
Бедные, имеющие наименьшие для данного общества доходы, если эти доходы поступают не от работы в общественном производстве, а от прошения милостыни, должны зачисляться в разряд нищих. В свою очередь, нищие составляют один из отрядов так называемого андеркласса. В социологическом смысле нищие - это люди, которые имеют возможность удовлетворять только физические потребности, обеспечивающие лишь биологическое выживание. В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян (бедняцкое хозяйство - это крестьянское хозяйство). Нищетой называлась крайняя бедность, и нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Экономическая комиссия ООН относит к беднейшим слоям тех, у кого среднедушевой доход составляет 2/3 среднего национального дохода. Принята и еще одна методика: бедными считают тех, чей доход составляет менее 50% средненационального дохода.
Определение нищенства. В социологическом смысле нищие -это люди, которые имеют возможность удовлетворять свои материальные потребности в степени, обеспечивающей только физиологическое выживание. В дореволюционной России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Под нищетой понималась крайняя, или глубокая, бедность. Нищим называли человека, живущего подаянием, собирающего милостыню. Нищие занимают последние ступеньки социальной лестницы, ниже которых в социальном пространстве не существует. После революции термин <нищенство> заменяется термином <попрошайничество>. Попрошайничество заключается в систематическом выпрашивании у посторонних лиц денег, продуктов питания, одежды и других материальных ценностей>.
Отношение к нищим. В разных обществах к нищим относились по-разному. В одних обществах их зачисляли в разряд бездельников, с которыми следовало бороться, а в других - окружали ореолом святости. Отношение к нищим могло меняться в одной и той же стране на протяжении разных эпох. Термин <андеркласс> вошел в употребление в начале 60-х годов ХХ в. Его использовал американский социолог Оскар Левис для обозначения носителей <культуры бедности>, т. е. тех, кто из поколения в поколение остается хроническим безработным. Одним из первых в истории социальной мысли Нового времени проблему андеркласса поставил К. Маркс. Термину <андеркласс> по содержанию соответствует марксово понятие <резервная армия труда>. Сегодня понятие <андеркласс> включает те группы, которые во времена Маркса именовались <пауперами>, <люмпен-пролетариатом>, <неприличными бедными>. Английский социолог П. Саундерс считает наиболее распространенным включение в андеркласс всех, кто не занят в общественном производстве (в формальной экономике). Сам он предлагает понимать под андерклассом перманентно маргинализующиеся части населения. У большинства представителей андеркласса отсутствует так называемый основной в современном обществе канал вертикальной мобильности, а именно - профессияи образование. Современные социологи выделяют четыре ключевые черты андеркласса: постоянная депривация;социальная маргинальность; полная зависимость от государственной поддержки; субкультура фатализма.
Андекласс - это синоним бедности, но к нему относят не всех бедных, а лишь их часть, именуемую <неприличной>. Это люди с самым низким в обществе уровнем материального благосостояния; они неспособны обеспечить себя достаточными средствами к существованию и целиком зависят от различных государственных пособий.Как правило, субкультура андеркласса территориально локализована (гетто, районы, очаги или кварталы бедности), она является наследуемой.
К андерклассу относятся окончательно спившиеся люди, алкоголики, наркоманы и бомжи. Главное отличие от бедняков – они потеряли человеческий облик. Численность андеркласса - 5% от всего населения.
Ключевые черты андеркласса |