Неструктурированное наблюдение

Исследование не определяет заранее, какие именно процессы изучаемое ситуации он будет наблюдать. Задача наблюдателя – это наблюдать за объектом в целом или его составляющими. С помощью этого вида выделяют:

· Границы объекта

· Его основные элементы

· Значимость определенных элементов для исследования

· Информацию о взаимодействии элементов

Данный вид используется на начальном этапе разведывательного и аналитического исследования.

Перечень элементов, подлежащих фиксации:

· Наблюдаемые (сколько человек участвует в наблюдаемой ситуации, каковы взаимоотношения и роли людей в данной ситуации, знакомы ли эти люди, вид связи (формальный, неформальный), структура имеющихся группировок)

· Обстановка (где именно имеет место ситуация, какого рода социальное поведение поощряется, какое поведение является ожидаемым)

· Цель (имеются ли какие-либо формальные цели, ради которых собрались участники, есть ли разделение на формальные\неформальные цели, насколько совместимы цели различных участников ситуации)

· Социальное поведение (что и как делают участники социальной ситуации, каковы стимулы поведения, на кого их поведение направлено)

· Частота продолжительность (возникновение ситуации, её продолжительность, уникальность/повторяемость, причины возникновения ситуации)

Структурированное наблюдение

- наблюдение, при котором исследователь заранее определяет, какие элементы исследовательского процесса имеют наибольшее значение для исследователя и он сосредотачивает на них внимание.

Панельное наблюдение

Продолжительное исследование, включенное

Планирование наблюдения

Оно необходимо для получения качественной, адекватной информации об исследуемом феномене. При планировании необходимо: четко установить сроки проведения и сроки получения информации. Необходимо максимально учесть все препятствие: психологические, административные. Надо учитывать финансовые возможности, наличие квалифицированных работников.

Этапы проведения:

· Установления объекта и предмета, обеспечение доступа к среде и получение разрешения на контакты со средой, подготовка технической оснащенности, а также карточки, протоколы и так далее, в которых мы будем контролировать ход событий

· Этап накопления информации, сбора данных, запись результатов наблюдения (кратковременные записи по горячим следам, стопам и торсу) использование специальных карточек (таблицы, в которых указаны в горизонтальных строках – за чем наблюдаете, по вертикали – наличие признаков и характеристик), использование карточек, дневников, кино-,фото-,звукозаписи.

· Контроль результатов и хода наблюдения. Проведение беседы с участниками наблюдения после его завершения. Обращение к документам. Проверка другими наблюдателями одновременно. Повторное наблюдение.

· Отчет по наблюдению (содержит рассказ о времени, месте, роли наблюдателя, наблюдаемых, зарегистрированные факты наблюдения)

Программа наблюдения:

1. Предварительное изучение объекта (расщепление объекта на элементы)

Условия наблюдения:

1. мы должны выбрать определяющий вид наблюдения

2. определить окружение наблюдаемых

3. определить характер ситуации, в которой мы проводим наблюдения

Трудности

1.трудности, связанные с ролью наблюдателя (субъективизм, смешивание фактов и мнений, ограничение времени наблюдения продолжительностью ситуации, предыдущий опыт)

Правила:

· психологические (избегать субъективизма)

· этические

Требования к процедуре фиксации данных

· во время событий, на месте событий

· четко обозначить свою исследовательскую позицию

· локальность наблюдаемых явлений

в качестве предметов: явление, ситуация

в качестве объектов: коллективы и их состояния

Единицы наблюдения – доступные наблюдателю, простые либо сложные, объекты наблюдения. Категории наблюдения – то, что мы регистрируем в ходе наблюдения на объекте: описательные (фиксируют каждое фактическое проявление признака), оценочные (когда мы оцениваем наблюдаемое свойства). Признаки наблюдения отражают особенно значимые стороны объекты, и каждый признак характеризует особенности проблемной ситуации.

Коэффициент согласия наблюдателей – характеризует совпадение данных наблюдения, полученных одновременно разными наблюдателя. Надежность наблюдателей. Устойчивость наблюдения показывает совпадение данных, полученных одним наблюдателем в разное время.

Документы:

· дневник наблюдения (описательное исследование)

Особенности Преимущества Недостатки
· связь исследователя с объектом · единовременность наблюдения с изучаемой ситуацией · наблюдатель может влиять на объект и объект может влиять на наблюдателя · Непосредственность восприятия · Возможность объективно изучать · Возможность изучать эмоциональное · Понимание смыслов · Локальность · Субъективность · Ошибки при регистрации · Эмоциональное состояние, недостаточная квалификация наблюдателя · Потеря наблюдателем беспристрасности · Пассивность метода (зависимость результатов от состояния объекта

Использование видов наблюдения по типу наблюдения

  Разведывательное Описательное Экспериментальное
Контролируемое - + +
Неконтролируемое + - -
Включенное - + -
Невключенное + + +
Структурированное - + +
Неструктурированное + + _
Лабораторное - + +
Полевое + - -

Эксперимент

Эксперимент является самым сильным методом для проверки объяснительной гипотезы, и в итоге эксперимента мы можем получить информацию, полезную в совершенно разных сферах.

Э – метод получения информации об изменении показателей деятельности социальных объектов в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов (переменных). Методологическое обоснование использования эксперимента в социологии – это принцип социального детерминизма. Основным назначением метода эксперимента служит выявление информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями и свойствами. В отличие от наблюдения в эксперименте мы получаем не только описательную, но и объяснительную информацию.

Эксперимент можно сочетать с другими методами.

Информация эксперимента будет зависеть от интереса экспериментатора, а также самих участников эксперимента. Сама ситуация находится под контролем экспериментатора.

Преимущества:

· Мы можем установить причинную связь явлений и предоставить объяснение

· Полученная информация ориентирована на задачи исследования и носит прикладной характер

· Можно повторять неограниченное количество раз

· Участники эксперимента можно привлекать к организации процедур эксперимента, а также к выявлению изменений

Недостатки:

· Экспериментальный фактор можно нарушать естественные связи

· Субъективизм в восприятии процессов (неверные методологические установки могут привести к искажению сущности проекта)

· Искусственный характер ситуаций, что снижает уровень выводов

· Противодействие участников

· Трудности локализации эксперимента на конкретных объектах

Требования:

· Четкость в постановлении гипотез

· Проблема должна быть хорошо изучена

· Строгий контроль над проведением эксперимента и его чистоты

· Воспроизводимость и возможность повторного проведения эксперимента

· Ограничение степени риска (из экспериментального поля должны быть исключены большие объекты, объекты процессуального характера, объекты глобального вида)

· Возможность вернутся в доэкспериментальное состояние без особых потерь

· Мы не должны допускать крайней изоляции объекта, с одной стороны, и многовариантности, с другой стороны

Программа эксперимента:

· Грамотная формулировка, проверка гипотез

· Переменные должны детерминировать поведение объекта

· Специфика программы эксперимента состоит в том, что содержит процедуры, которые должны быть осуществлены как в системе предприятия, так и в исследовательской деятельности

· Предмет – все отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системы факторов, которые детерминируют его социальную деятельность и поведение

· Объект – социальная группа, коллектив, личность. Есть 2 вида единиц эксперимента – контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная группа – это та, на которую оказывает воздействие экспериментальный фактор. Данная группа должна быть:

o Репрезентативной в классе исследуемых объектов

o Относительной стабильной

o Должна позволять производит постоянное наблюдение

o Согласие участников

· Контролируемая группа – идентичная по заданным параметрам экспериментальной группе, но испытывающая воздействие экспериментальных факторов

Методы отбора групп:

Полярный отбор

Случайный отбор

Частота распределения

Экспериментальная ситуация – это совокупность условий, в которых происходит эксперимент. Переменные – это контролируемые/неконтролируемые факторы, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта. Системой переменных задается и описывается вся экспериментальная ситуация. Экспериментальная ситуация задают категории анализа, представленные показателями.

Виды переменных:

o Независимая переменная – фактор, изменяемый исследователем. Исследователь вводит этот фактор в деятельность экспериментальной группы. Он должен быть самостоятельным.

o Зависимая– фактор, который изменяется под воздействие независимого.

o Контролируемые – те, деятельность которых контролируется по заданным параметрам

o Неконтролируемая – их действие не контролируется в ходе эксперимента

o Регулируемая/Нерегулируемая

o Внешние – исходят от окружающей среды

o Внутренние – содержаться в самом объекта

o Субъективные/Объективные – зависящие/независящие от участников эксперимента

o Нейтральные – переменные никак не оказывают влияние на участников эксперимента

o Изменяющиеся/Неизменяющиеся

o Переменные, которые выражают индивидуальные эксперимента, или которые выражают свойства коллектива

Экспериментальные – все, которые оказывают воздействие на ход эксперимента

Контроль – одна из самых главных и результирующих процедур на всех этапах проведения эксперимента. Его задача – обеспечить чистоту эксперимента.

Инструментарий, который используется в эксперименте, аналогичен инструментарию наблюдения.

Виды эксперимента:

По введению переменной:

o Искусственный (исследователи сами вводят переменную)

o Естественный (переменная появляется самостоятельно)

o Экс-пост-фактум (эксперимент Чепина) – нет действий экспериментатора, нет экспериментальной ситуации – оценка переменной по прошлым исследованиям объекта

По характеру логической структуры доказательства гипотез:

o Параллельный (сравниваются состояния 2 групп: экспериментальной и контрольной, в этом случае доказательство гипотез ведется на анализе 2 групп объектов – экспериментального и контрольного). Для того чтобы провести такой эксперимент надо отобрать контрольную группу.

o Последовательный (одна группа, которая сначала выступает как контрольная, а потом как экспериментальная, поэтому сравниваем 2 состояния одного и того же объекта)

По форме квази-эксперимента:

o Мысленный эксперимент

o Модельный эксперимент (мы работаем с моделями желаемого объекта)

По характеру задач эксперимента:

o Научно-исследовательский

o Научно-практический

По уровню требований

o Полевые

o Лабораторные

Чистый эксперимент – люди не знают о проведении эксперимента

По факторам:

o Однофакторные

o Многофакторные

Эксперимент должен обладать определенными свойствами:

o Устойчивость (при повторном проведении, эксперимент должен давать сходные результаты)

o Репрезентативность (отбор экспериментальной и контрольной групп, отбора переменных, объектов)

Для сохранения валидности (внутренней и внешней) мы должны учитывать определенные факторы:

o Фон

o Естественное развитие

o Эффекты тестирования

o Погрешности и нестабильности измерительного инструмента

o Статистическая регрессия (последствия отбора групп по крайним показателям)

o Сам процесс отбора испытуемых

Внешняя валидность

Особенности тестирования

Отбор испытуемых

По реакции испытуемых

Рекомендации

o Ограничения эксперимента

o Выборка эксперимента

Наши рекомендации