Неструктурированное наблюдение
Исследование не определяет заранее, какие именно процессы изучаемое ситуации он будет наблюдать. Задача наблюдателя – это наблюдать за объектом в целом или его составляющими. С помощью этого вида выделяют:
· Границы объекта
· Его основные элементы
· Значимость определенных элементов для исследования
· Информацию о взаимодействии элементов
Данный вид используется на начальном этапе разведывательного и аналитического исследования.
Перечень элементов, подлежащих фиксации:
· Наблюдаемые (сколько человек участвует в наблюдаемой ситуации, каковы взаимоотношения и роли людей в данной ситуации, знакомы ли эти люди, вид связи (формальный, неформальный), структура имеющихся группировок)
· Обстановка (где именно имеет место ситуация, какого рода социальное поведение поощряется, какое поведение является ожидаемым)
· Цель (имеются ли какие-либо формальные цели, ради которых собрались участники, есть ли разделение на формальные\неформальные цели, насколько совместимы цели различных участников ситуации)
· Социальное поведение (что и как делают участники социальной ситуации, каковы стимулы поведения, на кого их поведение направлено)
· Частота продолжительность (возникновение ситуации, её продолжительность, уникальность/повторяемость, причины возникновения ситуации)
Структурированное наблюдение
- наблюдение, при котором исследователь заранее определяет, какие элементы исследовательского процесса имеют наибольшее значение для исследователя и он сосредотачивает на них внимание.
Панельное наблюдение
Продолжительное исследование, включенное
Планирование наблюдения
Оно необходимо для получения качественной, адекватной информации об исследуемом феномене. При планировании необходимо: четко установить сроки проведения и сроки получения информации. Необходимо максимально учесть все препятствие: психологические, административные. Надо учитывать финансовые возможности, наличие квалифицированных работников.
Этапы проведения:
· Установления объекта и предмета, обеспечение доступа к среде и получение разрешения на контакты со средой, подготовка технической оснащенности, а также карточки, протоколы и так далее, в которых мы будем контролировать ход событий
· Этап накопления информации, сбора данных, запись результатов наблюдения (кратковременные записи по горячим следам, стопам и торсу) использование специальных карточек (таблицы, в которых указаны в горизонтальных строках – за чем наблюдаете, по вертикали – наличие признаков и характеристик), использование карточек, дневников, кино-,фото-,звукозаписи.
· Контроль результатов и хода наблюдения. Проведение беседы с участниками наблюдения после его завершения. Обращение к документам. Проверка другими наблюдателями одновременно. Повторное наблюдение.
· Отчет по наблюдению (содержит рассказ о времени, месте, роли наблюдателя, наблюдаемых, зарегистрированные факты наблюдения)
Программа наблюдения:
1. Предварительное изучение объекта (расщепление объекта на элементы)
Условия наблюдения:
1. мы должны выбрать определяющий вид наблюдения
2. определить окружение наблюдаемых
3. определить характер ситуации, в которой мы проводим наблюдения
Трудности
1.трудности, связанные с ролью наблюдателя (субъективизм, смешивание фактов и мнений, ограничение времени наблюдения продолжительностью ситуации, предыдущий опыт)
Правила:
· психологические (избегать субъективизма)
· этические
Требования к процедуре фиксации данных
· во время событий, на месте событий
· четко обозначить свою исследовательскую позицию
· локальность наблюдаемых явлений
в качестве предметов: явление, ситуация
в качестве объектов: коллективы и их состояния
Единицы наблюдения – доступные наблюдателю, простые либо сложные, объекты наблюдения. Категории наблюдения – то, что мы регистрируем в ходе наблюдения на объекте: описательные (фиксируют каждое фактическое проявление признака), оценочные (когда мы оцениваем наблюдаемое свойства). Признаки наблюдения отражают особенно значимые стороны объекты, и каждый признак характеризует особенности проблемной ситуации.
Коэффициент согласия наблюдателей – характеризует совпадение данных наблюдения, полученных одновременно разными наблюдателя. Надежность наблюдателей. Устойчивость наблюдения показывает совпадение данных, полученных одним наблюдателем в разное время.
Документы:
· дневник наблюдения (описательное исследование)
Особенности | Преимущества | Недостатки |
· связь исследователя с объектом · единовременность наблюдения с изучаемой ситуацией · наблюдатель может влиять на объект и объект может влиять на наблюдателя | · Непосредственность восприятия · Возможность объективно изучать · Возможность изучать эмоциональное · Понимание смыслов | · Локальность · Субъективность · Ошибки при регистрации · Эмоциональное состояние, недостаточная квалификация наблюдателя · Потеря наблюдателем беспристрасности · Пассивность метода (зависимость результатов от состояния объекта |
Использование видов наблюдения по типу наблюдения
Разведывательное | Описательное | Экспериментальное | |
Контролируемое | - | + | + |
Неконтролируемое | + | - | - |
Включенное | - | + | - |
Невключенное | + | + | + |
Структурированное | - | + | + |
Неструктурированное | + | + | _ |
Лабораторное | - | + | + |
Полевое | + | - | - |
Эксперимент
Эксперимент является самым сильным методом для проверки объяснительной гипотезы, и в итоге эксперимента мы можем получить информацию, полезную в совершенно разных сферах.
Э – метод получения информации об изменении показателей деятельности социальных объектов в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов (переменных). Методологическое обоснование использования эксперимента в социологии – это принцип социального детерминизма. Основным назначением метода эксперимента служит выявление информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями и свойствами. В отличие от наблюдения в эксперименте мы получаем не только описательную, но и объяснительную информацию.
Эксперимент можно сочетать с другими методами.
Информация эксперимента будет зависеть от интереса экспериментатора, а также самих участников эксперимента. Сама ситуация находится под контролем экспериментатора.
Преимущества:
· Мы можем установить причинную связь явлений и предоставить объяснение
· Полученная информация ориентирована на задачи исследования и носит прикладной характер
· Можно повторять неограниченное количество раз
· Участники эксперимента можно привлекать к организации процедур эксперимента, а также к выявлению изменений
Недостатки:
· Экспериментальный фактор можно нарушать естественные связи
· Субъективизм в восприятии процессов (неверные методологические установки могут привести к искажению сущности проекта)
· Искусственный характер ситуаций, что снижает уровень выводов
· Противодействие участников
· Трудности локализации эксперимента на конкретных объектах
Требования:
· Четкость в постановлении гипотез
· Проблема должна быть хорошо изучена
· Строгий контроль над проведением эксперимента и его чистоты
· Воспроизводимость и возможность повторного проведения эксперимента
· Ограничение степени риска (из экспериментального поля должны быть исключены большие объекты, объекты процессуального характера, объекты глобального вида)
· Возможность вернутся в доэкспериментальное состояние без особых потерь
· Мы не должны допускать крайней изоляции объекта, с одной стороны, и многовариантности, с другой стороны
Программа эксперимента:
· Грамотная формулировка, проверка гипотез
· Переменные должны детерминировать поведение объекта
· Специфика программы эксперимента состоит в том, что содержит процедуры, которые должны быть осуществлены как в системе предприятия, так и в исследовательской деятельности
· Предмет – все отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системы факторов, которые детерминируют его социальную деятельность и поведение
· Объект – социальная группа, коллектив, личность. Есть 2 вида единиц эксперимента – контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная группа – это та, на которую оказывает воздействие экспериментальный фактор. Данная группа должна быть:
o Репрезентативной в классе исследуемых объектов
o Относительной стабильной
o Должна позволять производит постоянное наблюдение
o Согласие участников
· Контролируемая группа – идентичная по заданным параметрам экспериментальной группе, но испытывающая воздействие экспериментальных факторов
Методы отбора групп:
Полярный отбор
Случайный отбор
Частота распределения
Экспериментальная ситуация – это совокупность условий, в которых происходит эксперимент. Переменные – это контролируемые/неконтролируемые факторы, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта. Системой переменных задается и описывается вся экспериментальная ситуация. Экспериментальная ситуация задают категории анализа, представленные показателями.
Виды переменных:
o Независимая переменная – фактор, изменяемый исследователем. Исследователь вводит этот фактор в деятельность экспериментальной группы. Он должен быть самостоятельным.
o Зависимая– фактор, который изменяется под воздействие независимого.
o Контролируемые – те, деятельность которых контролируется по заданным параметрам
o Неконтролируемая – их действие не контролируется в ходе эксперимента
o Регулируемая/Нерегулируемая
o Внешние – исходят от окружающей среды
o Внутренние – содержаться в самом объекта
o Субъективные/Объективные – зависящие/независящие от участников эксперимента
o Нейтральные – переменные никак не оказывают влияние на участников эксперимента
o Изменяющиеся/Неизменяющиеся
o Переменные, которые выражают индивидуальные эксперимента, или которые выражают свойства коллектива
Экспериментальные – все, которые оказывают воздействие на ход эксперимента
Контроль – одна из самых главных и результирующих процедур на всех этапах проведения эксперимента. Его задача – обеспечить чистоту эксперимента.
Инструментарий, который используется в эксперименте, аналогичен инструментарию наблюдения.
Виды эксперимента:
По введению переменной:
o Искусственный (исследователи сами вводят переменную)
o Естественный (переменная появляется самостоятельно)
o Экс-пост-фактум (эксперимент Чепина) – нет действий экспериментатора, нет экспериментальной ситуации – оценка переменной по прошлым исследованиям объекта
По характеру логической структуры доказательства гипотез:
o Параллельный (сравниваются состояния 2 групп: экспериментальной и контрольной, в этом случае доказательство гипотез ведется на анализе 2 групп объектов – экспериментального и контрольного). Для того чтобы провести такой эксперимент надо отобрать контрольную группу.
o Последовательный (одна группа, которая сначала выступает как контрольная, а потом как экспериментальная, поэтому сравниваем 2 состояния одного и того же объекта)
По форме квази-эксперимента:
o Мысленный эксперимент
o Модельный эксперимент (мы работаем с моделями желаемого объекта)
По характеру задач эксперимента:
o Научно-исследовательский
o Научно-практический
По уровню требований
o Полевые
o Лабораторные
Чистый эксперимент – люди не знают о проведении эксперимента
По факторам:
o Однофакторные
o Многофакторные
Эксперимент должен обладать определенными свойствами:
o Устойчивость (при повторном проведении, эксперимент должен давать сходные результаты)
o Репрезентативность (отбор экспериментальной и контрольной групп, отбора переменных, объектов)
Для сохранения валидности (внутренней и внешней) мы должны учитывать определенные факторы:
o Фон
o Естественное развитие
o Эффекты тестирования
o Погрешности и нестабильности измерительного инструмента
o Статистическая регрессия (последствия отбора групп по крайним показателям)
o Сам процесс отбора испытуемых
Внешняя валидность
Особенности тестирования
Отбор испытуемых
По реакции испытуемых
Рекомендации
o Ограничения эксперимента
o Выборка эксперимента