Категории и единицы анализа. Единицы счета.

Категории анализа

Выбор категорий определяется предметом исследования, т.к. операционализация понятий происходит под предмет. Мы можем говорить о существовании некоторых универсальных категорий анализа, которые мы можем применять в любом исследовании. Они универсальны, так как они позволяют учесть всю многозначность содержания текста. К таким категориям относятся следующие понятия: модальность, адресант, жанр, тип общения, форма аргументации, позиция.

Под категорией имеют место подкатегории. Категория язык при анализе белорусских СМИ предполагают 2 подкатегории – белорусский, русский. Категория оценка предполагает 4 – положительная, отрицательная, нейтральная, взвешенная.

Категория модальность отражает отношение содержания к объективной реальности. Она отражает позицию автора и его отношение к жизненным реалиям. Данная категория имеет дело с полярными понятиями реальность-нереальность, и соответственно включает следующие позиции – необходимо, возможно, желательно. Модальность может пониматься и в более широком смысле как оценку значимости текста. Например, степень значимости газетных текстов замеряется с помощью таких переменных как размер материала/ расположение материале номера печатного издания или на странице.

В качестве адресанта (автора материала) могут выступать журналист, редакция, агентство новостей, политик, читатель, эксперт (ученые аналитики, специалисты какой-либо области).

Категория жанр – информационный, аналитический, художественно-публиционный. Часто в материалах одновременно присутствует несколько компонентов, поэтому при анализе текстов применяются следующие переменные: информация, информационно-аналитический материал, информация-полемика, аналитика, интервью, фотофакт, законодательные акты, письма читателей, письма с редакционным комментарием, мнение политиков, полемические статьи, цитаты, страницы истории.

Категория тип аргументацииопределяется соотношением фактологических и эмоциональных средств аргументации. Фактологический тип аргументации означает, что материал опирается на объективную информацию, т.е. реальные факты, события. Эмоциональный тип аргументации означает, что стрежнем аргументации является эмоциональное отношение к происходящему и его ощущение, впечатление к материалу. Смешанный тип аргументации объединяет и фактологический и эмоциональный тип.

Позиция – те интересы, которые представляет автор сообщения. Национальная позиция, гражданская позиция, профессиональная позиция, смешанная позиция…

Тип общения определяет характер взаимодействия автора материала и читателя. Данная категория отвечает на вопрос, насколько текст диалогичен, насколько он доступен. Для типа общения характерны позиции, расположенные на шкале крайней точкой будет «авторитарный тип общения» и «демократичный тип общения». Доступность издания обеспечивает широкий тираж, доступная цена и распространение через хорошо устроенную сеть. Под доступностью понимается, если в нем нет узко профессиональных терминов, а наоборот присутствуют разговорные обороты, ссылки на доступные тексты. Авторитарный тип характеризуется назидательностью, закрытостью текста, «тяжелым» словарным оформление, используются редко используемые слова, смысл которых человеку может быть неясен. Чем прозрачнее текст для понимания, тем более он будет демократичен.

Анализ документов в прикладных социологических исследованиях

Типичные ошибки при проведении контент-анализа

1. исследователь использует документальную информацию в качестве первичной социологической информации без предварительного анализа

2. документы выбраны для анализа и имеют сходство с темой исследования только по названию

3. категории анализа оказываются несопоставимыми со смысловым содержанием и языком текста, т.е. получается что в терминологическом языке анализа имеется двусмысленность

4. когда заранее не апробированы и подготовлены методические документы сбора данных. Это приводит к трудностям регистрации.

5. когда система кодировки не соответствует той программе, по которой обрабатываются данные.

Виды анализа документов

По уровню стандартизации процедур выделяются:

- контент-анализ

- частично стандартизированный традиционный анализ

- традиционный нестандартизированный анализ

По типу исследовательской задачи

- конструктивный анализ (используется для воспроизведения картины социального явления, а также для опровержения/подтверждения гипотезы)

- иллюстративный анализ

- функциональный анализ (проводится для установления связей, причин явлений)

- статистический анализ частоты событий, факторов или каких-либо признаков

- типологический анализ (с целью выделения типов, образцов действия, поведения)

В зависимости от целей и научно-исследовательского подхода:

- социологический анализ (анализ социальной значимости информации)

- исторический анализ (связан с выявлением причин, хронологий или достоверности информации)

- литературный анализ (применяется для характеристики стиля литературного языка)

- лингвистический анализ (анализ языковой структуры)

- юридический анализ (выявление того, насколько документ правомерен)

- психологический анализ (выявление мотивов, характера, установки коммуникатора и реципиента)

Виды документов, используемых в ПСИ

Мы можем изучать документы с позиции отношения исследователя к созданию документа. По этому критерию мы можем выделять:

1) документы, специально созданные для целей исследователя

2) документы, созданные исследователями для других целей

3) документы, спровоцированные исследователем, но созданные без его участия

4) естественные документы, созданные независимо от исследователя

Дифференциация по автору,

По функциям:

· Информативная функция

· Регулятивная функция

· Коммуникативная функция

Грушин

Наблюдение

Панельное наблюдение

Продолжительное исследование, включенное

Планирование наблюдения

Оно необходимо для получения качественной, адекватной информации об исследуемом феномене. При планировании необходимо: четко установить сроки проведения и сроки получения информации. Необходимо максимально учесть все препятствие: психологические, административные. Надо учитывать финансовые возможности, наличие квалифицированных работников.

Этапы проведения:

· Установления объекта и предмета, обеспечение доступа к среде и получение разрешения на контакты со средой, подготовка технической оснащенности, а также карточки, протоколы и так далее, в которых мы будем контролировать ход событий

· Этап накопления информации, сбора данных, запись результатов наблюдения (кратковременные записи по горячим следам, стопам и торсу) использование специальных карточек (таблицы, в которых указаны в горизонтальных строках – за чем наблюдаете, по вертикали – наличие признаков и характеристик), использование карточек, дневников, кино-,фото-,звукозаписи.

· Контроль результатов и хода наблюдения. Проведение беседы с участниками наблюдения после его завершения. Обращение к документам. Проверка другими наблюдателями одновременно. Повторное наблюдение.

· Отчет по наблюдению (содержит рассказ о времени, месте, роли наблюдателя, наблюдаемых, зарегистрированные факты наблюдения)

Программа наблюдения:

1. Предварительное изучение объекта (расщепление объекта на элементы)

Условия наблюдения:

1. мы должны выбрать определяющий вид наблюдения

2. определить окружение наблюдаемых

3. определить характер ситуации, в которой мы проводим наблюдения

Трудности

1.трудности, связанные с ролью наблюдателя (субъективизм, смешивание фактов и мнений, ограничение времени наблюдения продолжительностью ситуации, предыдущий опыт)

Правила:

· психологические (избегать субъективизма)

· этические

Требования к процедуре фиксации данных

· во время событий, на месте событий

· четко обозначить свою исследовательскую позицию

· локальность наблюдаемых явлений

в качестве предметов: явление, ситуация

в качестве объектов: коллективы и их состояния

Единицы наблюдения – доступные наблюдателю, простые либо сложные, объекты наблюдения. Категории наблюдения – то, что мы регистрируем в ходе наблюдения на объекте: описательные (фиксируют каждое фактическое проявление признака), оценочные (когда мы оцениваем наблюдаемое свойства). Признаки наблюдения отражают особенно значимые стороны объекты, и каждый признак характеризует особенности проблемной ситуации.

Коэффициент согласия наблюдателей – характеризует совпадение данных наблюдения, полученных одновременно разными наблюдателя. Надежность наблюдателей. Устойчивость наблюдения показывает совпадение данных, полученных одним наблюдателем в разное время.

Документы:

· дневник наблюдения (описательное исследование)

Особенности Преимущества Недостатки
· связь исследователя с объектом · единовременность наблюдения с изучаемой ситуацией · наблюдатель может влиять на объект и объект может влиять на наблюдателя · Непосредственность восприятия · Возможность объективно изучать · Возможность изучать эмоциональное · Понимание смыслов · Локальность · Субъективность · Ошибки при регистрации · Эмоциональное состояние, недостаточная квалификация наблюдателя · Потеря наблюдателем беспристрасности · Пассивность метода (зависимость результатов от состояния объекта

Использование видов наблюдения по типу наблюдения

  Разведывательное Описательное Экспериментальное
Контролируемое - + +
Неконтролируемое + - -
Включенное - + -
Невключенное + + +
Структурированное - + +
Неструктурированное + + _
Лабораторное - + +
Полевое + - -

Эксперимент

Эксперимент является самым сильным методом для проверки объяснительной гипотезы, и в итоге эксперимента мы можем получить информацию, полезную в совершенно разных сферах.

Э – метод получения информации об изменении показателей деятельности социальных объектов в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов (переменных). Методологическое обоснование использования эксперимента в социологии – это принцип социального детерминизма. Основным назначением метода эксперимента служит выявление информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями и свойствами. В отличие от наблюдения в эксперименте мы получаем не только описательную, но и объяснительную информацию.

Эксперимент можно сочетать с другими методами.

Информация эксперимента будет зависеть от интереса экспериментатора, а также самих участников эксперимента. Сама ситуация находится под контролем экспериментатора.

Преимущества:

· Мы можем установить причинную связь явлений и предоставить объяснение

· Полученная информация ориентирована на задачи исследования и носит прикладной характер

· Можно повторять неограниченное количество раз

· Участники эксперимента можно привлекать к организации процедур эксперимента, а также к выявлению изменений

Недостатки:

· Экспериментальный фактор можно нарушать естественные связи

· Субъективизм в восприятии процессов (неверные методологические установки могут привести к искажению сущности проекта)

· Искусственный характер ситуаций, что снижает уровень выводов

· Противодействие участников

· Трудности локализации эксперимента на конкретных объектах

Требования:

· Четкость в постановлении гипотез

· Проблема должна быть хорошо изучена

· Строгий контроль над проведением эксперимента и его чистоты

· Воспроизводимость и возможность повторного проведения эксперимента

· Ограничение степени риска (из экспериментального поля должны быть исключены большие объекты, объекты процессуального характера, объекты глобального вида)

· Возможность вернутся в доэкспериментальное состояние без особых потерь

· Мы не должны допускать крайней изоляции объекта, с одной стороны, и многовариантности, с другой стороны

Программа эксперимента:

· Грамотная формулировка, проверка гипотез

· Переменные должны детерминировать поведение объекта

· Специфика программы эксперимента состоит в том, что содержит процедуры, которые должны быть осуществлены как в системе предприятия, так и в исследовательской деятельности

· Предмет – все отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системы факторов, которые детерминируют его социальную деятельность и поведение

· Объект – социальная группа, коллектив, личность. Есть 2 вида единиц эксперимента – контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная группа – это та, на которую оказывает воздействие экспериментальный фактор. Данная группа должна быть:

o Репрезентативной в классе исследуемых объектов

o Относительной стабильной

o Должна позволять производит постоянное наблюдение

o Согласие участников

· Контролируемая группа – идентичная по заданным параметрам экспериментальной группе, но испытывающая воздействие экспериментальных факторов

Методы отбора групп:

Полярный отбор

Случайный отбор

Частота распределения

Экспериментальная ситуация – это совокупность условий, в которых происходит эксперимент. Переменные – это контролируемые/неконтролируемые факторы, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта. Системой переменных задается и описывается вся экспериментальная ситуация. Экспериментальная ситуация задают категории анализа, представленные показателями.

Виды переменных:

o Независимая переменная – фактор, изменяемый исследователем. Исследователь вводит этот фактор в деятельность экспериментальной группы. Он должен быть самостоятельным.

o Зависимая– фактор, который изменяется под воздействие независимого.

o Контролируемые – те, деятельность которых контролируется по заданным параметрам

o Неконтролируемая – их действие не контролируется в ходе эксперимента

o Регулируемая/Нерегулируемая

o Внешние – исходят от окружающей среды

o Внутренние – содержаться в самом объекта

o Субъективные/Объективные – зависящие/независящие от участников эксперимента

o Нейтральные – переменные никак не оказывают влияние на участников эксперимента

o Изменяющиеся/Неизменяющиеся

o Переменные, которые выражают индивидуальные эксперимента, или которые выражают свойства коллектива

Экспериментальные – все, которые оказывают воздействие на ход эксперимента

Контроль – одна из самых главных и результирующих процедур на всех этапах проведения эксперимента. Его задача – обеспечить чистоту эксперимента.

Инструментарий, который используется в эксперименте, аналогичен инструментарию наблюдения.

Виды эксперимента:

По введению переменной:

o Искусственный (исследователи сами вводят переменную)

o Естественный (переменная появляется самостоятельно)

o Экс-пост-фактум (эксперимент Чепина) – нет действий экспериментатора, нет экспериментальной ситуации – оценка переменной по прошлым исследованиям объекта

По характеру логической структуры доказательства гипотез:

o Параллельный (сравниваются состояния 2 групп: экспериментальной и контрольной, в этом случае доказательство гипотез ведется на анализе 2 групп объектов – экспериментального и контрольного). Для того чтобы провести такой эксперимент надо отобрать контрольную группу.

o Последовательный (одна группа, которая сначала выступает как контрольная, а потом как экспериментальная, поэтому сравниваем 2 состояния одного и того же объекта)

По форме квази-эксперимента:

o Мысленный эксперимент

o Модельный эксперимент (мы работаем с моделями желаемого объекта)

По характеру задач эксперимента:

o Научно-исследовательский

o Научно-практический

По уровню требований

o Полевые

o Лабораторные

Чистый эксперимент – люди не знают о проведении эксперимента

По факторам:

o Однофакторные

o Многофакторные

Эксперимент должен обладать определенными свойствами:

o Устойчивость (при повторном проведении, эксперимент должен давать сходные результаты)

o Репрезентативность (отбор экспериментальной и контрольной групп, отбора переменных, объектов)

Для сохранения валидности (внутренней и внешней) мы должны учитывать определенные факторы:

o Фон

o Естественное развитие

o Эффекты тестирования

o Погрешности и нестабильности измерительного инструмента

o Статистическая регрессия (последствия отбора групп по крайним показателям)

o Сам процесс отбора испытуемых

Внешняя валидность

Особенности тестирования

Отбор испытуемых

По реакции испытуемых

Рекомендации

o Ограничения эксперимента

o Выборка эксперимента

Категории анализа

Выбор категорий определяется предметом исследования, т.к. операционализация понятий происходит под предмет. Мы можем говорить о существовании некоторых универсальных категорий анализа, которые мы можем применять в любом исследовании. Они универсальны, так как они позволяют учесть всю многозначность содержания текста. К таким категориям относятся следующие понятия: модальность, адресант, жанр, тип общения, форма аргументации, позиция.

Под категорией имеют место подкатегории. Категория язык при анализе белорусских СМИ предполагают 2 подкатегории – белорусский, русский. Категория оценка предполагает 4 – положительная, отрицательная, нейтральная, взвешенная.

Категория модальность отражает отношение содержания к объективной реальности. Она отражает позицию автора и его отношение к жизненным реалиям. Данная категория имеет дело с полярными понятиями реальность-нереальность, и соответственно включает следующие позиции – необходимо, возможно, желательно. Модальность может пониматься и в более широком смысле как оценку значимости текста. Например, степень значимости газетных текстов замеряется с помощью таких переменных как размер материала/ расположение материале номера печатного издания или на странице.

В качестве адресанта (автора материала) могут выступать журналист, редакция, агентство новостей, политик, читатель, эксперт (ученые аналитики, специалисты какой-либо области).

Категория жанр – информационный, аналитический, художественно-публиционный. Часто в материалах одновременно присутствует несколько компонентов, поэтому при анализе текстов применяются следующие переменные: информация, информационно-аналитический материал, информация-полемика, аналитика, интервью, фотофакт, законодательные акты, письма читателей, письма с редакционным комментарием, мнение политиков, полемические статьи, цитаты, страницы истории.

Категория тип аргументацииопределяется соотношением фактологических и эмоциональных средств аргументации. Фактологический тип аргументации означает, что материал опирается на объективную информацию, т.е. реальные факты, события. Эмоциональный тип аргументации означает, что стрежнем аргументации является эмоциональное отношение к происходящему и его ощущение, впечатление к материалу. Смешанный тип аргументации объединяет и фактологический и эмоциональный тип.

Позиция – те интересы, которые представляет автор сообщения. Национальная позиция, гражданская позиция, профессиональная позиция, смешанная позиция…

Тип общения определяет характер взаимодействия автора материала и читателя. Данная категория отвечает на вопрос, насколько текст диалогичен, насколько он доступен. Для типа общения характерны позиции, расположенные на шкале крайней точкой будет «авторитарный тип общения» и «демократичный тип общения». Доступность издания обеспечивает широкий тираж, доступная цена и распространение через хорошо устроенную сеть. Под доступностью понимается, если в нем нет узко профессиональных терминов, а наоборот присутствуют разговорные обороты, ссылки на доступные тексты. Авторитарный тип характеризуется назидательностью, закрытостью текста, «тяжелым» словарным оформление, используются редко используемые слова, смысл которых человеку может быть неясен. Чем прозрачнее текст для понимания, тем более он будет демократичен.

Категории и единицы анализа. Единицы счета.

Категория анализа – это наиболее общие ключевые понятия, отражающие понятийную схему исследования в целом. Они обозначают эмпирические признаки текстовой информации и являются результатом операционализации опорных теоретических понятий в концепции исследования. Существуют определенные требования к выработке категорий анализа:

1) мы должны постоянно сравнивать созданную теоретическую схему с документальными данными соответствующим целям и задачам исследования.

2) категории должны быть исчерпываемыми, т.е. они должны охватывать все части содержания соответственно целям и задачам исследования.

3) категории должны отвечать требованию взаимоисключаемости, т.е. одни и те же части не должны принадлежать различным категориям и не должны повторятся.

4) категории должны отвечать требованию надежности, т.е. они должны быть сформулированы так, чтобы у всех исследователей была достаточно высокая степень согласия по поводу того, какие части содержания следует отнести к той или иной категории.

5) категории должны быть уместны, т.е. они должны отвечать целям и задачам исследования.

6) нельзя допускать крайности, т.е. выделять слишком крупные или слишком мелкие категории.

Структурирование категорий предполагает деление общего понятия на более частные понятия (подкатегории) в соответствии с выбранными классификационными признаками. При разработке подкатегорий контент-анализа соблюдались правила деления объема понятий.

Правила:

1) одно и то же деление понятия должно осуществляться по одному и тому же критерию.

2) объем членов деления вместе взятых должен равняться объему делимого понятия.

3) члены деления должны взаимоисключать друг друга

4) деление должны быть непрерывным

Единица анализа – это лингвистическая единица речи или элемент содержания, служащий в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. Смысловые единицы анализа выделяются на основе гипотез исследования и подсказываются методологическими посылками анализа. Единицей анализа может выступать отдельное слово, простое предложение, суждение, текст. Мы также должны посмотреть на смысловые единицы анализы. Смысловыми единицами анализа могут выступать:

понятия, которые выражаются в словах или отдельных терминах;

тема, выраженная в смысловых абзацах и отрывках текста;

имена ученых, деятелей культуры и т.д. – эти характеристики могут свидетельствовать о влиянии отдельных лиц или представляемых ими социальных институтов, сообществ, групп на общественное мнение;

географические названия;

целостные общественные события (официальный документ, факт, произведения, прецедент) – частота и длительность во времени упоминания общественного события или государственного решения – свидетельства его важности для общества;

смысл аппеляции к потенциальному адресату (гражданин как возможный сторонник общественного движения, потенциальный покупатель, возрастной когорте).

Единица контекста = контекстуальная единица. Для слова как единицы анализа контекстуальной единицей будет предложения. Для предложения – абзац, для абзаца – текст. Вместе с единицами анализа мы обязательно определяем единицы счеты (= вся печатная площадь, в которые находятся единицы и категории анализа). Единицы счета – это количественная мера взаимосвязи текстовых и нетекстовых явлений, количественная характеристика единицы анализа, то поле, в котором излагается информация (знаки, колонки, столбцы, минуты, часы). Можно выделить несколько способов измерения единиц анализа в конкретных единицах счета:

1) время-пространство используется при выявлении объема внимания, посвященного определенной единице анализа, насколько внимательно мы рассматриваем тему, вычисляется количество строк, минут, посвященных интересующей единицы анализа.

2) проявление признаков в тексте подразумевается необходимость отмечать наличие определенной характеристики содержания в любом её проявлении в каждой из единиц контекста. В этом случае отмечается только появление признака, а его повторения внутри данной единицы контекста уже не учитывается.

3) частота появления фиксируется каждое появление данной категории анализа в тексте.

Единицы счета могут совпадать и не совпадать с единицами анализа:

А) в случае совпадения речь идет об определения частот упоминания данной смысловой единицы.

Б) когда единицы счета не совпадают с единицей анализы, т.е. речь идет об определение протяженности текста, заполненными единицами анализа.

Кодификатор – кодировальная карточка – смысл категорий анализа и их переменных с присвоенными им числами. Кодификатор служит для регистрации единиц анализа и включает все классификационные единицы. В таблице контент-анализа перечислены по вертикали порядковые номера элементов из категорий анализа, а по горизонтали называется порядковый номер анализированного материала. Пересечение строки и столбца указывается единица счета.

Составление инструкции кодировщика, в которой указываются правила соотнесения единиц текста с перечнем категорий анализа. В инструкции дается операционное определение всех категорий и подкатегорий, правила кодирования, конкретные примеры из текста, спорные и неясные моменты. Инструкция должна содержать:

1) общую характеристику по документу

2) описание принципа документов для анализа

3) предупреждение о том, что документ после работы не уничтожается

4) описание случаев смыслового расхождения категорий анализа со смыслом текста

5) указание правил отбора и анализа текста

6) терминологический словарь

7) описание того, как идентифицировать содержание текста соответствующими единицами кодификатора

Приступая к контент-аналитическому анализу необходимо иметь:

А) кодировальную карточку

Б) таблицу контент-анализа

В) инструкция кодировщика

Наши рекомендации