Впишите в ячейки индексы действий, соответствующих приведённым в таблице социальным функциям девиации.
201. Лектор рассказал о том, за что налагается данное взыскание. 202. Нам зачитали приказ об объявлении выговора Н. за совершённый им прогул. 203. Мы обрили головы и стали обращаться друг к другу словом "Хай!". 204. В последние годы появляется всё больше беспризорников. 205. Из телепередачи я узнал, в каких случаях предпринима-тельство превращается в мошенничество. 206. В Государственной Думе подняли воп-рос о введении наказания за употребление наркотиков. 207. В прессе сообщили, что все виновные в незаконной рубке ёлок оштрафованы. 208. Мне не нравятся предста-вители некоторых национальностей, потому что они ведут себя не так, как я.
Подчинение нормам | Определение критериев | Усиление сплочённости | Фактор изменений |
Впишите в соответствующие ячейки индексы фактов, подтверждающих теории исследователей, названных в таблице.
301. Ей пришлось пойти на панель, чтобы дети не умерли от голода. 302. Грабитель объяснил своё преступление тем, что нуждался в деньгах для покупки дорогой шубы. 303. У него было лицо отъявленного убийцы. 304. С точки зрения подсудимого, работа-ют только дураки. 305. Повышение цен вызвало общественные беспорядки.
Э. Дюркгейм | Р. Мертон | Э. Сазерленд | К. Маркс | Э. Лемерт |
Тема 12. Социология брака и семьи
1. Впишите в ячейки таблицы индексы жизненных ситуаций, характеризующих традиционную, нетрадиционную и эгалитарную семью.
101. Муж пришёл с работы, развернул свежую газету и попросил жену приготовить ему ужин. 102. Муж пришёл с работы, вынес ведро с мусором, а жена приготовила ужин. 103. Муж пришёл с работы, развернул свежую газету и приказал жене подать ужин.
Традиционная | Нетрадиционная | Эгалитарная |
Впишите в ячейки индексы факторов, определивших выбор брачного партнёра в каждом случае.
201. Он чертовски красив! 202. Она невысокого роста, как и я. 203. Мы познакомились в церкви. 204. Его хладнокровие уравновешивает мою вспыльчивость.
Гомогамия | Привлекательность | Соответствие | Комплементарные потребности |
Подчеркните индексы изменений в государстве, которые способствуют укрепле-нию института семьи.
301. Повышение суммы детского пособия. 302. Рост безработицы. 303. Снижение пла-ты за коммунальные услуги. 304. Появление на телевидении передачи "Моя семья". 305. Заключение браков по контракту. 306. Введение государственной пошлины за развод. 307. Легализация проституции. 308. Запрещение продажи спиртного.
Тема 13. Социальные взаимодействия и отношения
1.Впишите в ячейки индексы взаимодействий в соответствии с их типами, приве-дёнными в таблице (одно и то же взаимодействие может быть отнесено к нескольким видам).
101. Работа по контракту. 102. Джентльменское соглашение. 103. Дружба по переписке (через Internet). 104. Чемпионат мира по футболу. 105. Обращение депутатов к избира-телям через газету. 106. Чтение лекции студентам.
Жёсткий обмен | Диффузный обмен | Интеракции | |||
прямые | косвенные | индивидуаль-ные | групповые | ||
Впишите в ячейки индексы социальных взаимодействий соответственно принци-пам регуляции, которые в них реализуются.
201. Н. – начальник налоговой службы – искал на рынке шубу высокого качества, но по низкой цене. 202. Наконец, он нашел то, что нужно, но продавец не хотел уступать товар дёшево. Н. подумал и согласился с доводами продавца. 203. После непродолжи-тельного торга они сошлись в цене. 204. Когда же продавец узнал, с кем он имеет дело, тут же уступил в цене ещё вдвое. 205. Но Н., как человек порядочный, заплатил за товар столько, сколько тот стоил.
I принцип | II принцип | III принцип | IV принцип | V принцип |
3. Впишите в ячейки индексы социальных взаимодействий в соответствии со сред-ствами обмена, которые используются в каждом случае (имейте в виду, что любое взаимодействие предполагает использование несколькихсредств обмена).
301. Между друзьями. 302. Между влюбленными. 303. Между мужем и женой. 304. Ме-жду родителями и детьми. 305. Между начальником и подчинёнными. 306. Между генералом и рядовым. 307. Между профессором и студентом.
Материальные | Социальные | Интеллектуал. | Моральные | Уважение | Уступки |
Впишите в ячейки индексы социальных отношений, соответствующих приведён-ным в таблице видам соперничества.
401. Абитуриенты соперничают за место в вузе. 402. Студент написал апелляцию, так как считает, что преподаватель занизил ему отметку. 403. Студенты отказались писать курсовую работу, которая не была указана в их учебном плане.
Конкуренция | Внутрисистемный конфликт | Внесистемный конфликт |