Тема 18. Конкретное социологическое исследование и прогнозирование

1. Впишите в ячейки таблицы индексы данных исследований в соответствии с их видом.

101. Изучение причин распространения наркомании среди молодежи на основе выбо-рочного исследования в 10 городах России. 102. Изучение масштабов распространения наркомании среди молодежи на основе выборочного исследования соответствующей возрастной группы в жилом массиве города. 103. Изучение отношения молодежи к наркомании среди студентов одного из факультетов вуза.

Разведывательное Описательное Аналитическое
     

2. Впишите в ячейки индексы этапов исследования причин разводов в правильной последовательности.

201. Исследовать нужно тех, кто уже разведён, и тех, кто состоит в браке. 202. Браки распадаются скорее всего по причине несовпадения характеров супругов. 203. Нам предстоит выработать рекомендации по снижению коэффициента разводимости. 204. Нам удалось опросить около 200 бывших супругов. 205. Мы убедились, что рост числа разводов всё более волнует общественность. 206. Следует познакомиться с мировым опытом исследования причин разводов. 207. Причин разводов оказалось больше, чем мы первоначально предполагали. 208. Подведение итогов исследования потребовало привлечения дополнительных материальных средств. 209. Мы проведём анкетные опросы, понаблюдаем за несколькими парами и используем статистические материалы.

                 

3. Впишите в ячейки таблицы индексы данных наблюдений по видам наблюдений (некоторые из наблюдений могут быть отнесены к нескольким видам).

301. Исследователь записывает полученные им данные в специальную карту. 302. Со-циолог изучает коллектив под видом простого рабочего. 303. Мы набрали группу доб-ровольцев, поставили перед ними определённую задачу и проводим за ними наблюде-ние. 304. В данном случае исследователь сам определяет предмет наблюдения.

Формализо-ванное Неформали-зованное Включённое Невключён-ное Полевое Лаборатор-ное
Открытое Скрытое

IV.2. КЛЮЧИ К ОТВЕТАМ

НА ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Социология как наука

1.101, 103.

2.

Обозначают объект социологии Обозначают предмет социологии
201, 203, 204, 205, 208, 210 202, 206, 207, 209

3.

Теоретико-познавательная Управлен-ческая Прогности-ческая Социального проектирова-ния и конст-руирования Мировоззрен-ческая Воспитатель-ная
302, 304*

2. Классические социологические теории.

Русская социологическая мысль XIX – начала XX века

1.

О.Конт Г.Спенсер Э.Дюркгейм М.Вебер К.Маркс М.Бакунин П.Кропоткин П.Лавров Н.Михайловский Е.Де Роберти Н.Кареев М.Ковалевский П.Сорокин

2.

Целерациональное Ценностно-рациональное Аффективное Традиционное

3.

Интеграция Дифференциация Возрастание порядка

Общество

1.102, 104, 105, 106.

2.

Адаптационная Целеполагания Интеграции Поддержания устойчивости
202, 208 203, 205 201, 204, 207

3.

А. Тофлер Д. Белл Г. и Дж. Ленски Ф. Тённис

Социальная структура и социальная стратификация

1.

Объективистская концепция Субъективистская концепция Концепция П. Бергера

2.201, 202, 206.

3.301, 303, 304.

4.403, 405.

Социальные общности и группы

1.

Категории Агрегации Аудитории Массы Толпы Социальные круги
101, 106 102, 107

2.

Аскриптивные Целевые Малые Большие Формальные Неформальные
203, 202, 204, 206, 207, 208 201, 202, 204, 205, 206 203, 207, 208 201, 202, 206, 207 204, 205, 208

3.303, 304, 305, 306.

Этнические общности

1.

Племя Народ Нация
102, 104, 108 103, 105, 106, 107

2.

Нация-государство Нация-этнос
202, 203, 206 201, 204, 205, 207, 208

3.301, 302, 304, 307.

4.

Межличностные Межгрупповые Международные
402, 404 401, 406 403, 405

Социальные организации

1.

Административные Общественные Ассоциативные
104, 105, 106 102, 107 101, 103, 108

2.

Повышают Понижают
201, 202, 203, 205, 207 204, 206, 208, 209, 210

3.

Директивный Демократический Попустительский
303, 306 302, 304, 305

Общественное мнение как институт

Гражданского общества

1.103, 104, 106.

2.203, 204.

3.

Регулятив-ная Воспита-тельная Оценочная Контроль-ная Защитная Консуль-тативная Директив-ная Познава-тельная


Культура как социальная система

1.

Культура в широком смысле Культура в узком смысле
102, 104, 105, 106 101, 103

2.

Макроуровень Медиауровень Микроуровень
202, 203, 205 201, 204

3.

Человекотвор-ческая Информацион-ная Познаватель-ная Регулятивно-нормативная Символическая Ценностно-ориентацион-ная
303, 304*

Социология личности

1.

Человек Индивид Индивидуальность Личность

2.

Высший Средний Низший
201, 206 202, 205 203, 204

3.

Адаптационная модель Интеграционная модель
301, 304 302, 303

4.

Психоаналитическая теория Поведенческая теория Деятельностная теория Ролевая теория

Социология отклоняющегося поведения

1.

Социально одобряемый Социально допустимый Девиантный
101, 106, 107, 109* 104, 105, 108, 109 102, 103

2.

Подчинение нормам Определение критериев Усиление сплоченности Фактор изменений
201, 202, 205, 207 203, 208

3.

Э. Дюркгейм Р. Мертон Э. Сазерленд К. Маркс Э. Лемерт

Социология брака и семьи

1.

Традиционная Нетрадиционная Эгалитарная

2.

Гомогамия Привлекательность Соответствие Комплементарные потребности

3.301, 303, 304, 305*.

Наши рекомендации