Конкретное социологическое исследование
И прогнозирование
18.1. Конкретное социологическое исследование. 18.2. Методы социологического исследования. 18.3. Прогнозирование в социологии
Основные понятия: конкретное социологическое исследование, общесоциологические методы, конкретносоциологические методы, опрос,интервьюирование, анкетирование, метод фокус-групп, наблюдение, эксперимент, анализ документов, контент-анализ, прогнозирование, метод Дельфи, сценарии, мозговая атака, моделирование, игра, интуи-тивный метод, качественные и количественные методы
Конкретное социологическое исследование и прогнозирование являются важнейшими элементами структуры социологического знания ([1.3). Наряду с общесоциологическими теориями ([2; 17) и теориями среднего уровня ([3 – 16) они составляют пространство современной социологии. Знакомство с ними придаст полноту и логическую завершённость изучению данной науки.
18.1. Конкретное социологическое исследованиепредставляет собой систему процедур, имеющих целью получение точных объективных данных об изучаемом явлении или процес-се. При проведении социологических исследований широко используются многообразные методы ([18.2).
Виды исследований: 1) разведывательное (пилотажное) – предварительное обследова-ние определённого процесса или явления, охватывающее небольшую совокупность и упро-щённое по используемому инструментарию; 2) описательное – более сложный вид исследо-вания, позволяющий составить относительно целостное представление о социальном явле-нии или процессе и использующий, как правило, несколько методов сбора данных; 3) анали-тическое – самый сложный вид исследования, предполагающий не только изучение самого явления, но и его причины.
Этапы проведения социологического исследования:
1. Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению учёного, перво-очередного социологического исследования (внимание исследователей привлекает самый широкий круг проблем, охватывающих практически все многообразные проявления социаль-ной жизни людей; мы для примера возьмём проблему безбилетного проезда в городском муниципальном транспорте).
2. Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем слу-чае это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования (свойств, характеристик объекта, подвергающихся непосредственному исследованию, например, материального положения и психологических особенностей пассажиров).
3. Постановка задач исследования: а) теоретических – изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных – определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы (в нашем примере одной из задач исследования может быть выяснение того, почему люди не склонны уплачивать за проезд в городском транспорте).
4. Определение целей исследования, как правило, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы (целью нашего исследования могла бы быть выработка меро-приятий, побуждающих людей уплачивать за проезд в автобусах и троллейбусах).
5. Формулирование рабочей гипотезы – научного предположения, выдвинутого для объя-снения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опро-вергнуто в результате исследования (предположим, что пассажиры не уплачивают за проезд, потому что у них, как правило, не бывает карманных денег).
6. Выработка инструментария – совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании (выбор методов обычно определяется не только особен-ностями объекта исследования, но и научно-организационными, материальными возможно-стями социолога) (для изучения нашей проблемы можно провести анкетные опросы и интервью, организовать наблюдение,изучить статистические данные).
7. Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария (проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдения и т.д.).
8. Обработка полученного материала, как правило, с помощью соответствующих ком-пьютерных программ и иных аналитических технологий.
9. Анализ обработанной информации. Если результаты исследования подтверждают первоначальную гипотезу, на её основе формулируется соответствующая теория, если – нет, то выдвигаются новые гипотезы и проводится повторное исследование с использованием другого инструментария, других методов обработки информации и т.д.
Таким образом, исследователь рано или поздно познаёт социальную реальность, прису-щие ей причинно-следственные связи, на основе которых развивает социологическую тео-рию, формулирует социальные законы, даёт практические рекомендации по решению кон-кретных социальных проблем.
Для достижения высокой степени научности полученного результата он должен руковод-ствоваться следующими методологическими (то есть определяющими общую направлен-ность исследования) принципами: 1) объективности – научного, непредвзятого отношения к исследуемому объекту; 2) историзма – рассмотрения объекта исследования в неразрывной связи с предшествующими и современными моменту исследования фактами, событиями и процессами; 3) сравнительного анализа – поиска и сравнения предмета исследования данного объекта с аналогичными объектами и предметами, выявление общего и особенного в них; 4) системного анализа – изучения объекта как системы ([3.2).
18.2. Методы социологического исследования (конкретные познавательные ориентации, подходы, приёмы, способы и инструменты, используемые исследователями при изучении того или иного объекта) условно можно разделить на две группы: общесоциологические, и конкретносоциологические.
Общесоциологические методы позаимствованы социологами преимущественно из дру-гих наук – философии, истории, биологии. Наиболее важными среди них являются: 1) исто-рический (основан на принципе историзма и предполагает анализ любого социального явления или процесса с учётом предшествующих им и опосредовавших их процессов и явлений); 2) сравнительный (основан на принципе сравнительного анализа и предполагает использование данных о жизни, состоянии и тенденциях развития конкретных сфер дея-тельности общества, данных аналогичных социологических исследований, а также свиде-тельств этнографов, историков, политологов, материалов официальной статистики; 3) инс-титуциональный (изучение социальных институтов и их функций в социальной структуре общества); 4) бихевиористский (от англ. behaviour – поведение) (учёт особенностей социального поведения общностей и индивидов); 5) психологический (учёт индивидуальных и групповых психологических особенностей при анализе социальных феноменов); 6) систем-ный (основан на принципе системного анализа и предполагает изучение объекта иссле-дования в рамках определённой социальной системы, выявление структуры составляющих его элементов, внутренних связей и отношений между ними).
Конкретносоциологические методы:
1. Метод опроса имеет две разновидности – интервьюирование и анкетирование.
Интервьюирование – беседа исследователя (интервьюера) с представителем исследуе-мой совокупности (респондентом) по заранее намеченному плану (на основе заранее подго-товленного вопросника). Виды интервьюирования: 1) свободное интервью – беседа, как правило, без плана и заранее сформулированных вопросов (применяется на начальной ста-дии исследования); 2) глубинное интервью – применяется для изучения мнения обществен-ности по определённому кругу вопросов; 3) фокусированное (направленное) интервью – изу-чение общественного мнения по конкретному факту (явлению или процессу).
Анкетирование – изучение общественного мнения с помощью специального вопросника (анкеты), на которую респондент отвечает без участия интервьюера. Важнейшим преиму-ществом анкетирования перед интервьюированием является возможность широкого охвата исследуемой аудитории (анкеты распространяются по почте, публикуются в печати, разме-щаются в Internet).
При проведении анкетирования большое значение имеет качественная подготовка анке-ты. Она должно соответствовать ряду требований: 1) содержать перечень вопросов, для ответа на которые требуется не более 40 минут (утомляясь, респондент утрачивает интерес к исследованию и даёт менее полные ответы); 2) включать сравнительно простые вопросы, понятные всем респондентам без исключения; 3) располагать вопросы в порядке: от менее сложных – к более сложным – и вновь менее сложным; 4) формулировать и располагать в анкете вопросы таким образом, чтобы респонденту было интересно на них отвечать; 5) вна-чале следует вопросом установить факт (например, что респондент был женат), и только затем определить оценку данного факта ("Как Вы относитесь к браку?").
Типы вопросов анкеты: 1) открытые (респондент отвечает на них по своему усмотре-нию); 2) закрытые (даны варианты ответов: "да", "нет", "не знаю"); 3) полузакрытые (вари-анты ответов дополнены свободной строкой: "другое…", где респондент может вписать свой вариант ответа); 4) прямые (устанавливают наличие или отсутствие факта: "В России суще-ствует наркомания?"); 5) косвенные (определяют мотив поведения, мнения: "Почему люди склонны к употреблению наркотиков?"); 6) личные ("Вы употребляете наркотики?"); 7) без-личные ("Нужно ли бороться с наркоманией?").
2. Метод фокус-групп, приобретший в последние годы популярность, предполагает опрос в форме дискуссии на заданную тему специально подобранной группы респондентов. Цель метода – получение информации о мнениях и предпочтениях населения, максимально свободных от идеологических штампов, теологических догматов и общественных стереоти-пов, как бы на уровне "подсознательного". Как полагают исследователи, никакие иные социологические методы не позволяют получить подобного результата.
Обычно метод фокус-групп используют для изучения ожидаемой эффективности рекла-мы или для пилотажного исследования ранее не известных для населения новых явлений (например, введения гражданского автострахования, создания пенсионных фондов и т.п.). Использование метода предполагает соблюдение следующих правил: 1) численность группы не должна превышать 8 – 10 человек (чтобы все члены группы могли интенсивно участ-вовать в дискуссии); 2) члены группы должны быть отобраны случайно и до момента исследования не знать друг друга; 3) до начала дискуссии члены группы не должны знать о её теме и целях; 4) исследователь, проводящий дискуссию, должен быть опытным психоло-гом, умело направлять дискуссию, не поддаваясь давлению группы и не навязывая своё мнение респондентам.
3. Наблюдение – сбор первичной информации путём регистрации событий и условий, в которых они произошли. Виды наблюдений: 1) формализованные и неформализованные (первые проводятся с использованием заранее подготовленного дневникаили журнала наблюдений с фиксированными показателями, вторые – нет); 2) включённые и невключённые (в первом случае социолог сам участвует в исследуемом событии, во втором – нет); 3) включённые наблюдения бывают открытыми и скрытыми (когда исследуемые индивиды предупреждены о наблюдении за ними или наблюдение производится в тайне от них); 4) полевые (проводятся в естественной среде: в вузе, трудовом коллективе, на улице) и лабо-раторные (в специально отведённом и оборудованном для наблюдений месте).
4. Эксперимент – позаимствован социологами из естественных наук и предполагает изучение социальных процессов и явлений в контролируемых и управляемых условиях. Виды эксперимента: 1) натурный (проводится на малых группах и подразделяется на лаборатор-ный и полевой); 2) мысленный (модельный) (проводится в каждом социологическом иссле-довании, где используются методы статистического анализа).
5. Анализ документов(разнообразных источников информации о социальных явлениях или процессах). Виды документов: 1) письменные (текст); 2) статистические (цифровая информация); 3) иконографические (кино-, фотодокументы); 4) фонетические (аудиозаписи). Виды анализа документов: 1) традиционный (классический) – субъективное толкование исследователем содержания документа; 2) контент-анализ– формализованный метод, предполагающий подсчёт тех или иных смысловых единиц в определённом информаци-онном массиве (например, частота упоминания определённого события в средствах массовой информации в течение года).
Конкретносоциологические методы обычно разделяют на два вида: 1) качественные, снабжающие исследователя преимущественно качественными данными, которые отвечают на вопросы "кто?" и "почему?" (к ним относят наблюдение, включённое наблюдение, свободное интервью, анализ личных документов); 2) количественные, снабжающие исследователя преимущественно количественными данными и отвечающими на вопрос "сколько?" (к ним относят анкетирование, интервьюирование, данные официальной статис-тики). При проведении любого социологического исследования возникает проблема соотно-шения качественных и количественных методов. В каждом конкретном случае социолог вправе отдать предпочтение тем из них, которые, по его мнению, способствуют наиболее адекватному анализу объекта исследования. Однако общепринято считать, что любое серьёзное исследование, претендующее на объективность, должно включать как качествен-ные, так и количественные методы, которые дополняют и уточняют результаты, полученные при их использовании.
18.3. Прогнозирование в социологии – (от prognosis – знание будущего) – одно из основных направлений социологических исследований, результатом которых является научное предвидение хода социальных процессов, изменений в системе общественных отно-шений, преобразования социальных объектов, их структур, динамического развития социальных систем. Практическое назначение социального прогнозирования состоит в подготовке заблаговременно обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок того, в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области и как действительно может протекать развитие.
Типология социальных прогнозов: 1) по времени упреждения: текущие, краткосрочные, сверхсрочные; 2) по цели: поисковые, нормативные, предплановые; 3) по методам: экстрапо-ляция, моделирование, экспертная оценка.
Методы социального прогнозирования: 1) метод Дельфи – опрос экспертов, объединён-ных в группы (включает несколько специальных методик обработки и отбора результатов экспертных опросов); 2) сценарии – разработка и описание вероятного курса событий в исследуемой сфере (среде, системе) и её окружении; 3) мозговая атака – коллективная оценка, основанная на стимулировании творческой деятельности экспертов путём совмест-ного обсуждения проблемы; 4) индивидуальное предсказание эксперта – оценка ведущего специалиста-лидера, эксперта в данной области; 5) историческая аналогия – перенесение во времени или из других областей знания выявленных закономерностей, тенденций развития схожих событий; 6) статистическое моделирование – разработка и анализ моделей, создаваемых на базе статистического материала прошлого и настоящего; 7) имитирование – построение математических моделей в целях обучения и проверки управленческих решений; 8) каузальное моделирование – установление причинно-следственных связей известных фактов; 9) игра – метод, используемый в непосредственных предплановых иссле-дованиях, а также для проверки точности прогнозов; 10) интуитивный метод (предви-дение) – широкое привлечение наиболее компетентных экспертов и постоянное повышение их квалификации и ответственности за экспертизу.
Способы разработки социальных прогнозов: 1) опрос населения с целью упорядочения (объективизации) субъективных оценок прогнозного характера; 2) экстраполирование – построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого процесса с возмож-но более ранней даты в прошлом до даты дальности (упреждения) прогноза; 3) моделиро-вание – построение поисковых и нормативных моделей с учётом вероятного и желательного изменения прогнозируемого явления по имеющимся прямым или косвенным данным о масштабе и направлении изменения.
* * *
Краткие выводы. Конкретные социологические исследования играют заметную роль в жизни современного общества. Они являются важным инструментом проверки старых социологических теорий и одновременно формируют основу для создания новых. Социологи используют многообразные методы социологического исследования, дающие возможность получения объективных сведений о социальных процессах и явлениях. Один из видов социо-логического исследования – прогнозирование широко используется в социальном планиро-вании, проектировании социальных процессов, в социальном управлении обществом.
IV. САМОКОНТРОЛЬ