Современного российского общества» (формы обучения: очная, заочная)
(проводится в форме круглого стола)
1. Социальная структура и стратификация российского общества.
2. Проблема формирования «среднего класса» в России.
3. Социальная мобильность в современном российском обществе..
Задания для самостоятельной работы
1. Рассмотрите понятия «социальная система» и «социальная структура».
2. Охарактеризуйте общество как совокупность различных социальных структур. Изучите основные элементы социальной структуры.
3. Ознакомьтесь с многообразием социальных общностей, рассмотрите их основные классификации.
4. Изучите теории социальной стратификации и социальной мобильности.
5. Покажите роль и последствия приватизации средств производства 1990-х гг. в изменении социально-экономической структуры российского общества.
6. Проследите процесс формирования в России новых социальных общностей.
7. Рассмотрите проблему формирования «среднего класса» в Российской Федерации.
8. Дайте характеристику социальной мобильности в постсоветском обществе.
9. Охарактеризуйте тенденции развития социальной структуры современного российского общества.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
и подготовке к семинару
Изучение темы начните с определения понятий «социальная система» и «социальная структура», обратив внимание на то, что проблема социальной структуры общества является одной из центральных в социологии. Далее рассмотрите общество как совокупность социально-демографической, территориально-поселенческой, этнической, профессиональной и иных структур. При изучении элементов социальной структуры подробнее охарактеризуйте социальные общности; покажите, что масса людей превращается в реальную социальную общность при условии, во-первых, если между ними возникают социальные связи, взаимодействия и отношения; во-вторых, если они осознают свою принадлежность к определенной социальной общности и идентифицируют себя с ней. Рассматривая основы классификации социальных общностей, подробнее остановитесь на выяснении признаков массовых и групповых общностей. Обратите внимание на то, что основными формами жизнедеятельности людей выступают групповые социальные общности (статусные группы), определяющие социальное положение личности. Подробное изучение социальной стратификации и социальной мобильности предусматривается в ходе подготовки к семинарскому занятию.
Подготовку к семинару начните с выяснения социальных причин перестройки в СССР и реформ начала 1990-х гг. Проследите изменения социально-экономической структуры, определите роль в этом процессе приватизации средств производства, выясните ее социальные последствия. Показав процесс преобразования ранее существовавших страт, включая обновление элитных слоев и трансформацию полигруппы интеллигенции, следует подробнее остановиться на процессе формирования новых социальных общностей. Особого внимания заслуживает российское предпринимательство, его состав, источники формирования, место в социальной структуре. Покажите, что появление крупной квазибуржуазии отчасти явилось результатом трансформации прежней политической номенклатуры, директората и высшей отраслевой бюрократии в социальную группу доминирующих собственников, обеспечивших наилучший для себя вариант приватизации; при этом средний и малый бизнес оказался в состоянии стагнации на периферии экономики (О.И. Шкаратан).
В этом контексте требует рассмотрения и другой важный вопрос – проблема формирования российского «среднего класса». Важно понять, что в отличие от традиционного среднего класса, имевшего средства производства, новый средний класс обладает человеческим капиталом, и его ресурсы связаны не с собственностью, а с профессиональными компетенциями и стратегиями. Покажите, что в строительстве новой России собственный инновационный кадровый потенциал был задействован лишь отчасти, и в период трансформации представители средних слоев, прежде всего профессионалы, испытали в наибольшей мере экономическую и социальную депривацию. Покажите также, насколько ослабление научно-технического и человеческого потенциала оказалось невосполнимой потерей России за годы реформ. Используя результаты социологических исследований, выясните наличие условий для формирования среднего класса в современной России.
Далее охарактеризуйте социальную мобильность в постсоветском обществе. Особый интерес представляет анализ факторов индивидуальной (институциональной) и групповой вертикальной мобильности. К чувствительным проблемам российского общества следует отнести рост маргинальных слоев, миграционные процессы, существенные деформации в социально-профессиональной структуре. Покажите тенденции развития социальной структуры современного российского общества, оцените возможности макросоциологического прогноза. Изучение данного вопроса предполагает использование наряду с рекомендуемой литературой новейших исследований по теме, в том числе публикаций в научной периодике.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое социальная структура? Каковы ее основные элементы?
2. Что такое социальная общность? Чем обусловлено многообразие социальных общностей?
3. В чем сущность теории социальной стратификации?
4. Каковы системные характеристики и главные измерения социальной стратификации?
5. Назовите основные типы стратификационных систем.
6. Дайте определение элиты как категории социологии.
7. Что такое социальная мобильность? Каковы ее виды и формы?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература
И иные источники
8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3