В третьем разделе разрабатывается общая концепция КСИ.
Первый шаг - уточнение и интерпретация основных понятий. Интерпретация понятий социологического исследования — это процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования.
Интерпретация понятий — универсальная процедура социологического исследования. Она пронизывает весь ход разработки программы, служит построению ее концептуального содержания. Уточнение смысла понятий происходит на каждом следующем этапе разработки программы и в ходе проведения исследования в соответствии с принципом итерации.
Второй шагсоставляет предварительный системный анализ объекта исследования.
В процессе исследования выделение ключевых понятий проблемы и их теоретическая интерпретация явно или скрыто опирается на некоторое более или менее систематическое представление о предмете в целом. Системный анализ призван проявить образ предмета, сделать его ясно выраженным, т. е. более четким и определенным. Системному анализу подлежит объект КСИ; в процессе расчленения объекта на элементы социолог преобразует его в предмет целенаправленного изучения.
Предварительный системный анализ предмета социологического исследования — это, по существу, моделирование исследовательской проблемы, т. е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы КСИ.
Третий шагсоставляет выдвижение рабочих гипотез.
Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. В КСИ гипотезы — это обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем.
Исходные посылки гипотез в социологии черпаются где-то на грани между наблюдениями реальных событий и системой объяснения этих событий в понятиях имеющейся социологической теории и смежных наук. Если социолог располагает специальной социологической теорией изучаемой предметной области, которая его устраивает, то выдвижение гипотез значительно облегчается. Если такой теории нет, то социолог строит гипотетическую систему.
Предварительный системный анализ объекта есть ни что иное, как формулирование общей гипотезы по предмету исследования.
Исходя из этого системного представления об объекте социологического исследования, социолог формулирует ряд детализированных исходных гипотез,которые объясняют исследовательскую проблему. Руководствуясь ими, социолог проверяет обоснованность выдвинутого объяснения не целиком, а по частям. Поэтому важно, чтобы гипотезы были логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения проблемы.
Исходные гипотезы должны быть развернуты в цепочку выводимых гипотез-следствий (метод дедукции). В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые сформулированы в менее общих понятиях, чем исходные предположения. Проверка этих выводимых гипотез возможна лишь в случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации.
Раздел 4: создание методики сбора и анализа данных и разработка инструментарияпредполагает следующие шаги:
§ выбор принципиального плана и вида социологического исследования;
§ определение метода сбора данных и подготовка инструментария;
§ формирование обследуемой совокупности (системы выборки единиц наблюдения);
§ определение основных процедур анализа данных.
Выбор принципиального плана исследованияопределяет вид КСИ.Для выбора плана необходимо оценить состояние наличных (к моменту сбора эмпирических данных) знаний и соответственно возможности для разработки гипотез. От этого зависит выбор стратегии исследовательского поиска.
Определение метода сбора данных осуществляется с учетом особенностей, назначения, ограничений в применении методов сбора данных. Выбор метода (или методов) должен быть обоснован. После этого создается инструментарий для сбора информации (например, анкета при опросе, карта для наблюдения, таблицы для анализа документов и др.).
Создание инструментария сразу же ставит массу вопросов об адекватном измерении интересующих социолога характеристик изучаемого объекта. Например, как выявить степень не благополучности отношений в семье? Как определить степень социального расслоения? Как замерить уровень социальной напряжённости или конфликтности? Первый шаг в решении этих проблем — грамотное определение понятий исследования. Второй шаг заключается в правильном измерении признаков этих понятий.
Измерение - это процедура, с помощью которойизмеряемый объект сравнивается снекоторым эталонами получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.
Формирование обследуемой совокупности. Приступая к сбору информации с помощью созданного инструментария, социолог в большинстве случаев сталкивается с тем, что он не в состоянии исследовать все элементы, составляющие изучаемый объект (например, в случае изучения трудового коллектива предприятия — всех работающих на нем). Поэтому исследователь вынужден использовать тот или инойспособ выделения из большой совокупности элементов, подлежащих изучению, некоторую их часть в надежде, что на этой обследуемой совокупности могут быть выявлены свойства объекта исследования в целом -генеральной совокупности.
Существуют различныеспособы формирования обследуемой совокупности (выборки):
1. Сплошное исследование. Данный способ требует полного охвата всех элементов объекта без исключения. Здесьобследуемая совокупность идентична генеральной.
2. Исследование основного массива.Здесь исследуется большая часть объектаили его важнейшие элементы. Данный способ отбора элементов не строго формализован, получаемые социологические данные не могут быть признаны достаточно надежными.
3. Монографическое исследование.В данном случае изучается часть объекта по ряду критериев. Данная частьобъекта (которая может состоять всего лишь из одной исследуемой единицы) должна быть типичной для всего объекта. Например, может изучаться социальный слой предпринимателейпутем детального ознакомления с каким-либо типичным представителем этого слоя. Это также не формализованный метод, не дающий надежной информации.
4. Выборочный метод. Это формализованный метод, хотя здесь возможна разная степень формализации. Выборочная совокупность (выборка) строится по заданным правилам. Основное отличие выборочного метода от других способов формирования обследуемой совокупности (кроме сплошного исследования) состоит в том, чтоэтот метод обеспечивает возможность распространения выводов, полученных на основании анализавыборки, на изучаемую, т. е. генеральную совокупность.
Особенности выборочного метода предопределяют его широкое применение в КСИ. Главное в том, что выборочный метод позволяет добиться наибольшей степенирепрезентативности. Репрезентативность - это свойствовыборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования. Требование репрезентативности выборки означает, что по выделенным параметрам (критериям, признакам) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.
Раздел 5: составление рабочего плана исследованиязавершает создание программы КСИ. В нем упорядочиваются этапы работы, указываются сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т. д. В рамках рабочего плана составляется логический план всего исследования, а на его основе -организационный план, включающий график работ.
Выполнение представленного алгоритма конкретно-социологического исследования — важное условие его успешного проведения.
ВЫВОДЫ
Из приведенного выше анализа разнообразия социологических исследований и их важности в исследовательской работе, можно сделать краткие выводы.
В зависимости от основания, по которому ведется классификация социологического исследования, существует определенное количество их видов. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Кроме этого, выделяют еще два вида – точечное и повторное, а также пробное исследование.
Выбор того или иного вида зависит:
1. от цели, практической и научной целесообразности исследования и сущности;
2. специфики социальной проблемы, избранной предметом исследования, и определяется возможностями конкретной исследовательской группы и глубиной знаний ее членами методологии и методики, техники и организации сбора социологической информации, практического опыта.
Основные методы социологических исследований – опрос, социологическое наблюдение, анализ документов.
Таким образом, проведение социологического исследования – процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.
Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абруков, В. С. Количественные и качественные методы: соединяем и властвуем! / В. С. Абруков, Я. Г. Николаева // Социологические исследования. — 2010.
2. Аверьянов, Л. Я. Искусство задавать вопросы [Текст] : заметки социолога / Л. Я. Аверьянов. — М.: Моск. рабочий, 1987
3. Антонов, А. И. Микросоциология семьи [Текст] : учебник для вузов / А. И. Антонов. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2009
4. Бабич, Е. Г. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида: жизненные трудности и совладение с ними [Текст] / Е. Г. Бабич // Социальная политика и социология. — 2011
5. Бабосов, Е. М. Общая социология [Текст] : учебное пособие для вузов / Е. М. Бабосов. — 3-е изд. — Минск: ТетраСистемс, 2006
6. Бутенко, И. А. Организация прикладного социологического исследования [Текст] /И. А. Бутенко. — М.: Тривола, 1998.
7. Ватолина, Ю.В. Метод наблюдения в социологии [Текст] : на основе опыта Вальтера Беньямина / Ю. В. Ватолина. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006.
8. Глотов, М. Б. Общая социология [Текст] : учебное пособие для вузов / М. Б. Глотов. — М.: Академия, 2010.
9. Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований [Текст] : учебное пособие / В. Г. Гречихин. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
10. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования [Текст] : учебное пособие для вузов / И. Ф. Девятко. — 6-е изд. — М.: КДУ, 2010.
11. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования [Текст] : учебник для вузов / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2008.
12. Добреньков, В. И. Социология [Текст] : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2007.
13. Зборовский, Г. Е. Прикладная социология [Текст] : учебное пособие для
гуманитарных (несоциологических) специальностей / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. — М.: Гардарики, 2006.
14. Как провести социологическое исследование [Текст] : в помощь идеологическому активу / под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. — М.: Политиздат, 1985.
15. Кузнецова, Л. А. Основы научных исследований [Текст] : учебное пособие / Л. А. Кузнецова, Е. Н. Елисеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008.
24. Лукина, М. М. Технология интервью : учебное пособие для вузов / М. М. Лукина. — 2-е изд., доп. — М.: Аспект Пресс, 2008.